Есть идея стартапа, но нет денег на разработку? Вот что вам делать – мнение
Есть идея стартапа, но нет денег на разработку? Вот что вам делать – мнение

Есть идея стартапа, но нет денег на разработку? Вот что вам делать – мнение

Илья Смирнов, руководитель IT-компании Web.

Case в колонке для MC.

today предлагает новый для Украины подход к инвестициям в стартап: когда инвестор за долю в проекте помогает его основателям создавать минимально жизнеспособный продукт – MVP.

В условиях экономического кризиса, охватившего Украину, намного сложнее находить деньги на реализацию стартапов.

У предпринимателей повысились риски провала и отсутствия финансирования, а инвесторы стали ещё тщательнее выбирать проекты для вложения.

Однако это не означает, что развитие стартапов в кризис невозможно.

Чтобы уменьшить риски, есть немного необычный для Украины вариант инвестирования — вложение в разработку MVP.

Илья Смирнов.

Почему стартапы проваливаются из-за MVP.

На пути от зарождения идеи до первой прибыли у стартапа есть много препятствий.

Однако первое из них, и одино из самых серьезных, — это разработка MVP.

MVP или минимально жизнеспособный продукт — это версия продукта с базовыми функциями.

К примеру, у Facebook это был сайт, где студенты Гарварда добавляли в «друзья» своих вузовских знакомых.

Стартапам нужен MVP, чтобы как можно быстрее получить отклик от пользователей и не потратить кучу денег на непроверенные идеи.

Но создать базовую версию продукта основателям удается не всегда.

Первая причина — это завышенные или в корне неверные требования к MVP.

Команда не смогла выделить минимум функций, которых бы хватило для тестирования идеи.

Вместо этого они начали делать полноценную версию.

Из-за этого они растянули бюджет на столько, что деньги закончились.

Вторая причина — некомпетентность команды в управлении разработкой.

Из-за недостатка знаний основатель стартапа может нанять неопытного программиста или неправильно распределить бюджет, потратив его на обустройство офиса и слишком большой штат.

Третья причина — перегорание руководителя, отвечающего за создание продукта.

Часто случается, что для экономии денег стартаперы привлекают начинающих разработчиков.

Те долго разрабатывают MVP, параллельно создавая массу микропроблем.

Их решение ложится на плечи руководителя, и с каждым днём они только накапливаются.

В итоге тратится много сил на тушение этих микропожаров, а на развитие проекта их не остаётся.

Команда стоит на месте, теряя деньги и время.

Пример стартапа, провалившегося из-за неправильного подхода к MVP — мобильное приложение Everest.

С его помощью пользователи ставили перед собой цели и отслеживали продвижение к ним.

На разработку и поддержание приложения потратили $2,2 млн, но у него насчитывалось всего 300 тысяч загрузок.

Одна из причин, которые привели к провалу, был неправильный подход к MVP.

Команда долго не могла запустить MVP, потому что постоянно его стремилась улучшить.

Они настолько сконцентрировались на красивом и эксклюзивном дизайне, что не смогли вовремя понять, что пользователям не удобно пользоваться приложением из-за огромного количества данных, которые нужно было вводить вручную.

Это не единственная проблема, погубившая Everest.

Но если бы руководители подошли иначе к MVP, вполне возможно, что приложение стало бы успешным.

MVP как инвестиция.

Проблем на этапе работы с MVP можно избежать, если инвестор предлагает стартапу часть инвестиций в виде разработки.

По такой модели работают венчурные сервисы, стартап-студии и некоторые фонды, например, Fast.

Украинские венчурные компании постепенно перенимают этот опыт.

В 2019 году в Киеве открылся инкубатор (компания, которая помогает вырастить успешный проект — прим.

ред.), который кроме стандартных услуг — пространства для работы и консультации специалистов — помогает предпринимателям с разработкой программного обеспечения.

Суть инвестиции в MVP заключается в следующем.

Инвестор даёт предпринимателю часть инвестиций деньгами, а часть в качестве MVP.

Бизнесмен работает над созданием MVP вместе с программистами инвестора, и при этом не платит за это деньги со своего кармана.

В среднем, по рынку сделать MVP для стартапа стоит от $20 тыс.

и выше.

Но это стоимость навскидку, ведь для каждого базового продукта она будет своя из-за специфики задач.

Инвестиция в MVP сводит к минимуму проблемы с плохой финансовой моделью и неверными требованиями к продукту.

Маленький риск того, что MVP начнёт разрабатываться, отталкиваясь от неправильных ожиданий.

Инвестор не будет вкладывать деньги в стартап с плохой финансовой моделью.

Вдобавок к этому к разработке MVP привлекают опытную IT-компанию, задача которой как можно быстрее сделать базовый продукт и помочь протестировать жизнеспособность идеи.

Преимущества подхода.

В предложенной схеме инвестирования появляется гарантия, что MVP будет сделан.

Предприниматель может неправильно расставить приоритеты.

Аренда большого офиса, привлечение в штат узкопрофильных экспертов, закупка мониторов последней модели — подобные расходы в сумме способны высушить бюджет до того, как построена даже минимальная версия продукта.

Однако если MVP делает технический партнёр, то этого можно избежать.

Если есть компания-разработчик, то технические проблемы сводятся к минимуму.

IT-компания, которая возьмётся за создание MVP, готова регулярно выпускать код без критических ошибок.

Она знает о методах, которые снижают вероятность сбоев.

Не факт, что так же хорошо со своей работой сможет справиться программист, которого стартапер найдёт сам.

Технический партнер поможет быстрее выпустить продукт.

Время — это конкурентное преимущество на рынке инноваций.

В неё было вложено $585 млн.

Но это не смогло переманить людей в сервис из социальных сетей по типу Facebook.

Причина простая — соцсети проявились гораздо раньше.

Если есть техпартнёр, инвестор постоянно в курсе дел стартапа.

Основатели стартапа могут видеть, что что-то идет не по плану: динамика не соответствует прогнозу или обнаружились неустранимые ошибки в самом продукте.

Они могут честно рассказать об этом инвесторам и вовремя закрыть или переформатировать проект, а могут и промолчать.

А разработчик рассказывает о реальном положении дел.

Доверенный разработчик становится для стартапа техническим консультантом.

Он будет активно участвовать в предложении улучшений по проекту.

Техническая консультация особенно актуальна для предпринимателей, которые ничего не знают о веб-технологиях.

Спорные моменты и недостатки.

По поводу такого варианта инвестирования есть моменты, которые покажутся спорными.

Первый из них — если отдавать создание MVP посторонним разработчикам, то в его коде трудно разобраться своей команде.

Инвестор берет к себе в технические партнёры профессионалов, которые пишут код по общепринятым стандартам.

Поэтому в коде MVP всё равно будет относительно просто разобраться.

К тому же, нет гарантии, что не уйдёт программист, который работает в команде стартапа и разрабатывает MVP.

А если это произойдёт, то аналогично как и с исполнителем вне стартапа, в этом коде другому программисту будет сложно разобраться.

Еще один спорный момент — нужно ли вообще отдавать разработку такого ключевого продукта как MVP на сторонней IT-компании? Основатель стартапа принимает непосредственное участие в разработке MVP.

Технический партнёр это «рабочие руки», а «голова», т.

стартапер, руководит всем процессом.

Он постоянно встречается с разработчиками и они вместе обсуждают рабочие моменты.

Они могут даже работать в одном офисе.

Поэтому нельзя сказать, что предприниматель перестаёт нести ответственность и контролировать разработку MVP.

Природа стартапа такова, что его концепция изменяется.

Такое же происходит и на этапе создания MVP.

Может показаться, что в таком случае лучше рассчитывать на программистов в своей команде, чтобы они успевали подстраивать MVP под новые цели.

Но у такого, на первый взгляд правильного решения, есть обратная сторона.

Когда предприниматель начинает разрабатывать минимальную версию продукта в своей команде, есть большой риск, что он будет затягивать сроки, чтобы продукт получился идеальным.

Но это приводит к истощению бюджета и потере драгоценного времени.

Когда разработка MVP отдаётся внешним компаниям, продукт делается и запускается намного быстрее.

Важнее как можно скорее протестировать MVP, пускай даже он и будет сыроват.

Недостатки у модели инвестирования в MVP тоже есть.

При инвестировании денег в MVP нет возможности кардинально изменить его функции.

Инвестор выделяет заранее оговорённую сумму за заранее оговорённую долю в компании.

Поэтому такой подход может быть оправдан только при разработке по фиксированной стоимости — fixed price.

Другие риски и недостатки:.

разработчики в штате более мотивированы в успехе стартапа, особенно, если они получают опционы — право на покупку доли в компании по фиксированной цене;.

если это не первый подобный проект основателей, и у них есть проверенный коллектив, отдавать разработку кому-то постороннему не имеет смысла.

MVP и разработка в целом — это только лишь вершина айсберга под названием «стартап».

Если первый MVP получил плохую оценку, это не значит, что проект обречен на провал.

И наоборот, первые положительные отзывы не гарантируют успех проекта.

Ему предстоит пройти не одну проверку и доработку, прежде чем он будет приносить стабильную прибыль.

Главные плюсы для инвестора в сотрудничестве с разработчиком — это гарантия целевого использования денег и уменьшение рисков, связанных с вложением в стартапы без сильных разработчиков.

Модель инвестирования в виде помощи с разработкой только начала внедряться в Украине.

Статистики результатов ее применения пока нет.

Но анализ причин провала стартапов в США позволяет предположить, что инвестиция в виде разработки MVP надежнее прямого предоставления денег.

Исключение составляют стартап-команды с подтвержденной репутацией.

Чем заняться на карантине: рекомендация онлайн-курсов от редакции MC.

Курс «Директор по продажам».

Вы сможете прямо во время курса отладить систему продаж и превратить бизнес в машину для зарабатывания денег.

Курс по SMM.

Гуру онлайн-маркетинга Эльдар Нагорный поможет понять, как больше зарабатывать и получать высокие результаты с помощью социальных сетей.

Курс по frontend-разработке.

Хорошему программисту работа с интересными задачами и высокой зарплатой найдется всегда.

Таким стать поможет этот курс.

Курс «Директор по маркетингу» от генерального директора Redbull.

Вы научитесь строить сильную команду и достигать бизнес-целей с помощью маркетинга.

Курс по Excel.

Здесь вы овладеете этой мощнейшей программой на полную и прокачаете свои навыки профессионала.

Источник материала
loader