Студент одолжил денег у родителей и основал Bolt, теперь компания стоит $1,9 млрд. Ее история
Студент одолжил денег у родителей и основал Bolt, теперь компания стоит $1,9 млрд. Ее история

Студент одолжил денег у родителей и основал Bolt, теперь компания стоит $1,9 млрд. Ее история

Bolt — это международная частная компания родом из Таллина.

Она выпустила мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты как такси, так и частных водителей.

Сервис недавно привлек $109 млн инвестиций и теперь его оценивают в $1,9 млрд.

Рассказываем, как стартап студента смог получить такую сумму, с чего все начиналось и как компания заходила в Украину.

Что случилось.

Компания Bolt закрыла раунд инвестиций на сумму $109 млн.

Теперь ее оценивают в $1,9 млрд, а общий объем финансирования составил более $330 млн.

Инвестором последнего раунда стала Naya Capital Management — глобальная инвестиционная компания, которая находится в Лондоне.

В комментарии для techcrunch Bolt подтвердил, что финансирование осуществляется в форме конвертируемых облигаций (то есть долговых обязательств) без дополнительных средств на данный момент.

В Bolt также сообщили, что худшее затишье в бизнесе было два месяца назад, и с тех пор все постепенно восстанавливается.

Сейчас компания работает в более чем 150 городах Европы и Африки, а в течении нескольких последних месяцев запустила три новых сервиса: доставку еды Bolt Foods, доставку из аптек и интернет-магазинов Business Delivery, а также Bolt Isolated — отгородила прозрачными перегородками водителей и пассажиров.

История Bolt началась с Украины.

В 2010 году 16-летний основатель Bolt Маркус Виллиг пришел на мероприятие Garage48 (трехдневный интенсивный хакатон для разработчиков, дизайнеров и стартаперов, — прим.

ред.) в Таллине.

Его организовал его брат Мартин, который тогда работал в Skype, пишет investinestonia.

Маркус оказался в одной команде с основателями Skype, они создавали приложение для подбора имени ребенку Namefy.

Тогда у них ничего не вышло, но будущий основатель Bolt уже загорелся идеей предпринимательства.

В 2012 году его брат вновь организовал хакатон, уже в Киеве.

Когда Маркус попытался вызвать тут такси, это оказалось довольно сложной задачей.

И он подхватил идею создания сервиса для вызова такси, но в родном Таллине.

Тогда в эстонской столице работало около 30 служб такси, и все они работали по старым схемам — с оператором и посредниками.

Маркус провел опрос в школе, где он учился.

Из 600 ответов 90% были о том, то новая платформа такси очень нужна.

Тогда никто еще даже не слышал про Uber.

Эстонская компания по вызову такси от студента.

В 2013 году, в возрасте 19 лет, Маркус Виллиг создал Taxify (первое название компании Bolt, — прим.

Он хотел объединить все такси в Таллине и Риге на одной платформе.

У парня было €200, но этого не хватало для разработки приложения.

Программист, которого он нашел, просил около €7 тыс.

Эти деньги он в конце концов одолжил у родителей – они откладывали их на учебу сына в университете.

Денег на рекламу тоже не было, поэтому Маркус стал рассылать во все СМИ пресс-релиз о том, как 19-летний парень пытается пошатнуть целую индустрию такси.

Это сработало, появились первые клиенты, но приложение работало с ошибками, а водителей было слишком мало.

«Я вкалывал 24 часа в сутки, чтобы заставить приложение работать, изучал мобильные разработки, чтобы починить прототип, а остальное время проводил на улице, пытаясь нанять больше водителей», – рассказал Маркус в интервью изданию Investinestonia.

К началу сентября команда почти достигла критической массы водителей.

Это означало 20 поездок в день (сегодня через сервис Bolt в Таллине осуществляют сотни тысяч поездок, а этот город – всего лишь 10-й по количеству поездок для компании).

Осенью Виллиг сервиса поступил в университет, времени на стартап стало меньше, и он нашел нового разработчика Оливера Лейсалу.

Он оказался тем самым нужным человек и сейчас является одним из сооснователей компании.

После этого дела пошли на лад.

На протяжении следующих нескольких лет сервис вышел на рынки Европы и Африки, а также запустил сервис проката электросамокатов и доставки еды.

Сейчас у компании более 30 млн пользователей в 35 странах мира, а в марте 2020 года Bolt занял третье место в Financial Times 1000: «Самые быстрорастущие компании Европы 2020».

Инвестистория и статус единорога.

В декабре 2014 года Bolt привлек первый раунд в $2 млн от эстонских и финских бизнес-ангелов и начал очень быстро расти.

К марту 2015-го стало ясно, что если компания будет расти в этом же темпе, то к концу июня у нее не будет денег.

Доход у компании все еще был небольшой, потому пришлось сократить расходы и уволить часть команды.

В августе 2017 года Didi Chuxing (крупнейшая в мире платформа для совместного использования автомобилей, — прим.

ред.) вложила деньги в развитие Bolt.

Сумма сделки не разглашается, но говорят о «восьмизначной сумме в долларах США».

В мае 2018 Bolt закрыл новый инвестиционный раунд в размере $175 млн, инвесторами выступили компании Daimler, Didi Chuxing и другие.

После этого компания получила оценку в $1 млрд и статус единорога.

А в январе 2020 года Европейский инвестиционный банк предоставил Bolt венчурный займ на сумму €50 млн, без прав собственности на компанию.

Последнее инвестирование увеличило общий объем финансирования Bolt до $330 млн.

Bolt в Украине звучал смешно.

Компания заходила на украинский рынок два раза.

Первый — в сентябре 2016 года, но она не выдержала конкуренции с Uber и Uklon.

Второй — в июне 2018 года с инвестированием в $175 млн, агрессивной маркетинговой стратегией, 50% скидками, промокодами и акциями для водителей.

В 2019 году сервис провел ребрендинг и сменил название с Taxify на Bolt.

«Мы осознавали, как это слово будет звучать для украинской аудитории, когда делали ребрендинг.

Но было сложно найти другое имя, которое могло бы эффективно работать в 30 странах и на которое не зарегистрирован ни один другой бренд», — говорит PR-менеджер компании Bolt Карин Касе в интервью для vctr.

Перевести слово Bolt как «Блискавка» или «Молния» специально для украинского рынка в компании тоже не могли, так как бренд должен был оставаться узнаваемым.

«Когда мы советовались насчет нейминга с украинским агентством и я произнесла слово Bolt, сотрудники агентства смеялись минут пять», — рассказывает Карин Касе.

Компания даже придумала оригинальную рекламную кампанию на манер «Love is».

Рекламная кампания Bolt.

Источник материала
loader