«Наш оборот за май в три раза больше, чем за 2019-й». Эти пять бизнесов взлетели в карантин
«Наш оборот за май в три раза больше, чем за 2019-й». Эти пять бизнесов взлетели в карантин

«Наш оборот за май в три раза больше, чем за 2019-й». Эти пять бизнесов взлетели в карантин

today и реалити-шоу Win Win Show Василия Хмельницкого провели конкурс «Как я трансформировал бизнес в кризис».

Мы собирали истории владельцев малого и среднего бизнеса, которые во время карантина переформатировали бизнес, нашли новую нишу или как-то иначе изменили компанию, чтобы оставаться на плаву.

В партнерском проекте приводим пять самых вдохновляющих, по мнению редакции, историй.

Авторы этих историй получат билеты на форум для малого и среднего бизнеса «МСП: Перезагрузка – 2020», который пройдет 28 августа в UNIT.

Основатели трех компаний из списка смогут презентовать свои бизнес-стратегии Василию Хмельницкому 17 июня в 18:00 в эфире на You.

Tube-канале Win Win Show.

Сергей Шелест и Татьяна Скорнякова, She.

Запустили четыре проекта, выстрелил только один – устройство для обеззараживания воздуха.

У нас с мужем семейный бизнес She.

Max: с 2018 года мы делаем вытяжки и продаем их салонам красоты.

Муж отвечает за разработку и производство, я – за маркетинг и продажи.

В 2019 году мы стали продавать продукцию в девять стран Европы.

Прямо перед Новым годом вложили много денег в новое производство на 1000 кв.

м и оборудование, но ровно через три месяца все остановилось.

20 марта мы распустили команду по домам, выключили станки и попытались сохранить хоть что-то.

Татьяна Скорнякова и Сергей Шелест, She.

В первую очередь сократили шлифовщика, менеджера по закупкам, разнорабочего и кладовщика, а их задачи распределили внутри оставшейся команды.

Сразу же перешли в онлайн, провели пять эфиров в Instagam с дистрибьюторами разных стран.

Благодаря эфирам нас увидела их аудитория и другие дистрибьюторы, которые начали с нами сотрудничать.

Одновременно решили запустить три новых направления:.

Оптом закупили многоразовые маски с нашим логотипом She.

За две недели продали чуть больше 2 тыс.

масок на $8 тыс.

С 15 апреля спрос упал.

Но зато заработанных на масках денег нам хватило, чтобы продержаться на плаву полтора месяца.

Пытались запустить продажу сублимированной еды.

Это готовые высушенные блюда в герметичных упаковках.

В закупку тестовой партии мы вложили 5 тыс.

грн, но эти затраты не окупились, продаж – ноль.

Хотели продавать антисептики.

Долго искали выход на завод по их производству.

Оказалось, что нужно вложить 150-200 тыс.

грн, чтобы купить минимальную партию на 500 литров.

Потом ждать четыре недели, пока антисептик изготовят, а на выходе все равно получается ужасное качество.

Мы заказали четыре тестовых образца, все с сертификатами качества, но по запаху – самогон с хлоркой.

31 марта мы нашли небольшую компанию, которая предложила хороший тестовый образец и меньший минимальный заказ, вложили 5 тыс.

грн в тестовую партию, но на тот момент спрос на антисептики уже упал.

Мы снова ничего не продали.

После неудачных попыток удержать бизнес на плаву меня одолело отчаяние.

Было страшно и грустно, местами накрывала депрессия.

Однажды вечером мужу пришла в голову идея разработать бактерицидные рециркуляторы воздуха.

Это устройство, которое обеззараживает воздух в помещениях салонов красоты и частных домах: избавляет от бактерий, аллергенов и прочих вредных веществ.

Оно безвредно: можно непрерывно кварцевать помещения, даже если там находятся люди, животные и растения.

10 апреля мы начали разрабатывать бактерицидный рециркулятор She.

Max-R – на нашем производстве есть нужные для этого станки.

В Украине есть около трех компаний, которые делают похожие устройства, но нас это не остановило – мы ориентировались конкретно на рынок бьюти-индустрии.

Муж изучил принцип работы самого рециркулятора, разработал первый образец, я нашла поставщиков и начала готовить документы.

Чтобы получить больше заказов на старте, мы сделали скидку в 20 % до 1 мая.

Через три дня после запуска мы вышли на прибыль и получили столько предзаказов, что отбили все расходы на запуск.

Когда мы увидели, что идея сработала, открылось второе дыхание.

В пик карантина мы начали развивать направление, на которое никогда бы не решились в обычное время.

В апреле мы возобновили предыдущий бизнес в нескольких странах.

Если с 15 марта по 15 апреля продажи вытяжек для мастеров маникюра упали на 100 %, то с 15 апреля мы восстановили их примерно на 30 %.

Наш оборот за май в три раза больше, чем за весь 2019-й.

Владислав Савченко, Foodex24.

За две недели запустил сервис быстрой доставки продуктов по Киеву.

Пять лет назад я создал аутсорсинговую IT-компанию Power.

Мы разрабатываем программное обеспечение, сайты и мобильные приложения, в штате 170 человек.

Когда начался кризис, мы потеряли несколько проектов – это 15 % от оборота.

Часть сотрудников остались без работы, и я начал искать проекты, чтобы чем-то занять людей и компенсировать падение прибыли.

Когда объявили карантин, спрос на доставку продуктов и лекарств резко вырос.

Я связался с представителями крупных торговых сетей и аптек.

Сказал, что очень быстро разработаю для них программное обеспечение, которое поможет наладить доставку, но никто не согласился.

Владислав Савченко, Foodex24.

При этом у большинства подобных сервисов, которые есть на рынке, резко подскочил спрос: они просто захлебывались от клиентов.

Чтобы сделать у них заказ, приходилось гоняться за временными промежутками и ждать продуктов несколько дней.

Тогда я решил сам создать сервис доставки продуктов Foodex24, но не из супермаркетов, а с собственного склада.

Моя идея была в том, чтобы доставлять по Киеву заказы за 90 минут без ограничений по весу.

У меня не было ни опыта работы в рознице, ни склада, ни контактов поставщиков, но действовать надо было очень быстро.

За два дня мы создали базу поставщиков и стали их обзванивать.

Договориться удалось только с 25 – они закрыли около 750 видов товаров.

Часть компаний, например Coca-cola, вообще не выходила на связь, поэтому их продукцию мы первое время просто покупали в супермаркете.

Я превратил запуск стартапа в шоу – пообещал, что запущу сервис за 14 дней с нуля.

Это привлекло внимание к проекту и одновременно подстегнуло меня и мою команду работать быстрее.

О том, как это происходит, я вел видеоблог Money Maker.

Видео в среднем набирали по 20 тыс.

Чтобы организовать доставку, мы договорились с одной из служб такси.

У них во время карантина упали заказы, водители сидели без работы, поэтому мы скооперировались, и они начали доставлять наши продукты клиентам.

Подключили больше 300 машин.

Сейчас мы наняли водителей с мини-бусами – так выгоднее развозить плановые заказы, а когда в Киеве пробки – подключаем мопеды.

В первый же день запуска на сайт Foodex24 зашли около 5 тыс.

В две недели мы в итоге уложились – стартовали 1 апреля, а запустили сервис 14-го.

Экспресс-заказ за 90 минут доставляем за 80 гривен, заказ на завтра – за 50 гривен.

Конечно, и без провалов не обошлось – склад пришлось арендовать втрое дороже, потому что мы не успевали за 2 недели оформить все разрешения.

А еще у нас испортилось овощей на 100 тыс.

грн, потому что товары не успели добавить на сайт.

Сейчас на сайт Foodex24 заходят по 4-5 тыс.

посетителей каждый день, в день делают до 100 заказов, но их количество постоянно растет.

У нас три склада, предлагаем около 1400 товаров от 90 поставщиков, в первый месяц работы оборот Foodex24 был примерно 1,5 млн грн.

Сервис выйдет в ноль примерно на уровне 120 заказов в день.

Планирую через год и три месяца окупить инвестиции и выйти на прибыль.

Анна Похлебаева, «АРТБУКС».

Выпускали по одной книге в неделю, когда другие издательства остановились.

Мы в издательстве «АРТБУКС» с 2015 года специализируемся на детских книгах.

До карантина издавали 2-3 книги в месяц.

При этом 70-85 % дохода получали от продажи книг оптовыми партиями в магазины игрушек и книжные магазины.

Они закрылись на карантин и сразу перестали платить – многие не рассчитались даже за февраль.

Анна Похлебаева, «АРТБУКС».

У нас не было никакой финансовой подушки, был только товар – книги.

Например, в Польше лежала большая партия только что напечатанных книг LEGO.

Мы официальное издательство LEGO в Украине, но по условиям контракта печатать книги можем только на типографии бренда в соседней стране.

Мы решили рискнуть.

На последние деньги привезли книги LEGO в Украину и продолжили, как всегда, печатать новинки в Киеве на типографии «От А до Я».

Хотели быть ответственными ради детей, которые читают наши книги.

Во время карантина издательства-гиганты остановились и получали из типографии только то, что ушло в печать до карантина.

А мы выпускали по одной книге в неделю.

Дни и ночи напролет работали над новинками, сокращали тиражи и выбирали самые беспроигрышные варианты.

Всего выпустили девять изданий, в том числе книгу о динозаврах и о коронавирусе.

Команда, кроме сотрудников склада, с 15 марта работала на «удаленке».

Мы никого не увольняли – работы у всех было даже больше, чем в офисе.

Мы стали активными в социальных сетях: организовали конкурс рисунков Minecraft с призовым фондом 20 тыс.

грн и получили 1500 рисунков от детей не только из Украины, но и Сингапура, Австралии, Турции, Беларуси.

Каждое воскресенье проводили эфиры с главами детских издательств Украины, пытались так поддержать друг друга в сложной ситуации, рассказать о новинках коллег.

Это был непривычный формат – делиться подписчиками и помогать другим игрокам рынка, все это дало результат – в апреле наши онлайн-продажи выросли.

Прибыль от розничных продаж стала такой, как розница и опт вместе взятые до карантина.

За карантин мы напечатали 63 тыс.

Это больше, чем за 6 месяцев 2019 года.

Сейчас мы продаем 70 % книг онлайн через наш сайт и соцсети, а остальные раскупают в офлайне.

Ярослав Сойников, hiitworks.

Запустили онлайн-тренировки своими силами.

Когда начался карантин, мы закрыли сеть из 8 фитнес-студий hiitworks и заморозили абонементы на этот период.

Наши клиенты жаловались на стресс и дефицит движения, поэтому мы решили уходить в онлайн, чтобы дать людям возможность заниматься дома.

Ярослав Сойников, hiitworks.

Мы с командой начали учиться снимать и сниматься на видео.

Просто выбирали ракурс и записывали на i.

Phone 8+ или 11 – какой был рядом.

Бывало, в качестве штатива использовали стойку для приседаний или гантели.

Позже стали использовать петличку и отражатель: технику взяли в аренду, потратили на все около 5 тыс.

Специально никого не нанимали, все делали своими силами – повезло, что в команде оказались люди, которые разбираются в монтаже.

Первую онлайн-тренировку мы провели на следующий день после начала карантина.

Следующие две недели бесплатно транслировали тренировки в соцсетях и параллельно работали над первыми платными онлайн-продуктами.

Это пять форматов, каждый из которых включал в себя серию онлайн-тренировок, рекомендации по питанию, сну, а также лекции о стрессе, общение с тренером в закрытом чате и задания для тех, кто хочет привести себя в «продуктивное состояние».

На них можно было зарегистрироваться на сайте, а потом подключиться к трансляции из студии через Zoom.

Мы не изобретали велосипед, а переформатировали тренировки, которые были в наших студиях.

Просто не использовали спортивное оборудование, потому что у большинства людей его нет дома.

Чтобы привлечь аудиторию, мы использовали свою клиентскую базу и просто звонили людям из нее, обращались к партнерам за информационной поддержкой и запускали рекламу в соцсетях.

Изначально мы и создавали этот продукт для своих клиентов, чтобы они не потеряли форму дома, но сейчас hiitworks online – это отдельное направление.

Заработали мы немного, но денег хватило на зарплаты для сотрудников.

Богдан Рак и Валентина Зубар, Fruittorg.

Создали платформу по продаже овощей и фруктов в онлайне.

Последние несколько лет мы выращивали и продавали малину и клубнику на собственном поле в Винницкой области.

Обычно украинские фермеры продают свои овощи и фрукты либо сами офлайн, либо через каких-то частных продавцов.

Не существует единой базы, где можно предложить товар.

Из-за этого целые партии отличных продуктов часто портятся на складах – просто потому, что их не успели продать.

Богдан Рак и Валентина Зубар, Fruittorg.

Все эти проблемы мы прочувствовали на себе.

Поэтому с 2018 года мы параллельно с выращиванием ягод решили создавать маркетплейс, на котором фермеры могли бы сами размещать свои предложения.

Нашли разработчиков, но мы работали без технического задания – просто на словах объяснили, что нам нужно.

В результате потеряли деньги, получили нерабочий сайт, но и бесценный опыт.

В марте, когда начался карантин, мы решили вернуться к проекту – переход фермеров в онлайн стал намного более актуальным.

Набрали новых разработчиков, «перебрали» старый код и стали в ускоренном режиме делать сайт.

Потратили на него $20 тыс.

Платформа Fruittorg работает по принципу маркетплейса: фермеры сами размещают свои предложения.

Покупатели могут фильтровать товары по названию, региону, сорту, условиям хранения и типу сертификации – это помогает быстро найти подходящие продукты.

Сейчас сайт работает примерно на 80 %.

Мы еще доделываем детали, но предложения от фермеров уже есть.

Убедить их пойти в онлайн – нелегкая задача, поэтому до конца 2020 года фермеры смогут пользоваться платформой бесплатно.

Мы бы хотели, чтобы с помощью Fruittorg украинские фермеры могли легко выходить на международный рынок, поэтому собираемся перевести сайт на английский и другие популярные языки.

Бизнес-реалити-шоу Win Win Show стартовало в украинском You.

Tube в 2019 году.

Участники шоу, молодые предприниматели, проходили испытания в области маркетинга, бизнес-стратегии, бухгалтерии и продаж.

В ходе шоу, второй сезон которого запланирован на осень 2020 года, Хмельницкий – предприниматель с состоянием более $240 млн и основатель компании UFuture – делится своим опытом в построении бизнеса с нуля.

Источник материала
loader