/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F5f91657f614ecd786310612ed3125d7d.png)
Я брал на работу людей без опыта в IT и бесплатно учил: почему это не сработало
Олег Томенко — основатель образовательной платформы Practice.
В колонке для MC.
today он рассказал, как обучал людей без опыта и потратил полтора года, пытаясь собрать собственный отдел продаж с нуля.
Почему я решил обучать продавцов.
Олег Томенко.
До того, как я открыл IT-компанию, у меня была своя студия дизайна.
Мы с командой делали игры для VK и Facebook.
Но в какой-то момент ниша игр для небольших самобытных команд закрылась, и после небольшой паузы я решил уйти в мобильную разработку.
Сначала я сам начал изучать разработку под Android, но понял, что потрачу много времени.
Поэтому взял в напарники знакомого программиста.
В 2015 году мы вместе основали IT-компанию Mushket Mobile с командой из десяти человек.
В первый год мы очень хорошо стрельнули на Upwork — это международная фриланс биржа.
Дальше стали думать, как увеличить продажи.
Я тогда был единственным человеком в компании, кто продавал наши услуги.
Мой партнер руководил технической частью.
И я решил выстроить отдел продаж с нуля.
Был настроен оптимистично — ведь я умел продавать, и продажи нужно было просто масштабировать.
Идея была простая: я беру людей без опыта в IT, но со знанием английского — веселых и заводных.
Бесплатно стажирую месяц, лучших выбираю и бросаю на поиск клиентов.
У меня тогда не было ресурсов, чтобы нанять дорогих продавцов с хорошим опытом.
Я надеялся воспитать своих и заодно привить им лояльность к компании.
Как подбирал людей и вел лекции.
Я собрал и систематизировал все подходы, которыми пользовался сам, и организовал это в программу стажировки.
Все, начиная от лидогенерации, первого контакта, предложения, закрытия — собрал в четыре модуля и упаковал в методологию.
После этого дал вакансию и рекламу и начал проводить собеседования.
Если человек нормально говорил по-английски, он мне подходил.
За первые пару месяцев я провел собеседование у 50 человек.
На стажировку отобрал десять, еще пара отвалилась по дороге.
Я провел два потока стажировки — вел лекции в офисе каждую субботу с десяти до четырех.
После стажировки у меня в команде появилось два продавца.
Я был просто в восторге.
У меня был отдел продаж!.
С другой стороны, после каждой субботы я лежал пластом: 4 часа объяснять информацию людям без опыта, проверять домашки, отвечать на все вопросы, в дополнение к основной работе, оказалось очень сложно.
А потом еще один из продавцов, у которого неплохо получалось закрывать контракты, решил уйти в дизайнеры.
Я подумал, что запускать стажировку в офлайн-формате будет мне стоить титанических усилий — особенно, если люди будут так быстро отваливаться.
Так я решил перейти в онлайн.
Почему перешел на онлайн-обучение.
Теперь по выходным я писал видеоролики.
За месяц я записал 50 видеороликов по стажировке, получились те же 4 модуля.
Все это я выгрузил в confluence (как википедия для внутреннего использования, где можно самому создавать разделы FAQ, help, базу знаний) и разбил по разделам.
Вместо того, чтобы ходить на офлайн стажировку, нужно было пройти собеседование.
После этого открывался доступ к стажировке.
Смотришь видео, делаешь домашнее задание, я проверяю.
Если все хорошо, открывается следующий модуль.
На каждый модуль я давал неделю.
И тогда у меня реально появился поток желающих «войти в IT».
Всего заявки подали около 150 человек.
Проблема была в том, что из 50 человек дай бог 5 доходило до последнего модуля.
Он был самым простым — там нужно было ответить на письмо от клиента и позвонить.
Оказалось, что удаленно это работает еще хуже: чтобы учиться месяц, человек должен быть супер мотивирован.
Нашим кандидатам не хватало вовлеченности и усидчивости.
Люди отваливались по разным причинам.
Например, одна девушка-кандидат передумала учиться, потому что я, ее потенциальный руководитель, писал матом в фейсбуке.
Мы решили сделать стажировку 50/50 — половина онлайн, половина в офисе.
Мы надеялись, что так ребятам будет интереснее.
Те, кто проходил два модуля онлайн, выходили на пару часов к нам в офис — мы давали рабочее место и небольшие задачи.
Но до офиса дошло всего 2 человека, которые потом тоже отвалились.
Я потратил на обучение полтора года, море личного времени, сил и около десяти тысяч долларов на административные расходы.
Но все равно оказался в ситуации, когда отдела продаж не было — был я и один продавец, который пришел в самом начале.
Я остановил стажировку.
Зачем разработал платный курс.
Я решил упаковать все наработки в видеокурс для начинающих — тех, кто хочет стать IT-продавцом, но не имеет опыта.
В курсе я с нуля рассказывал об индустрии, о каналах, о воронках, показателях, о том, как работать по сделке от начала до конца.
Курс стоил 99$.
Я продал 8 доступов, 7 из них купили собственники компаний для своих продавцов, и всего один человек купил для себя.
Я понял: молодому человеку без опыта работы непросто вложить в свое образование даже 100 долларов.
Еще я пришел к ужасному выводу — мало кто хочет становится продавцом — большинство хочет стать разработчиками, и для них было много курсов.
А для продавцов их не было на рынке вообще.
Я думал, что это недочет, а на самом деле это реалии рынка — такие курсы просто никому не нужны.
Я не унимался.
Решил попробовать переделать этот курс в продукт для собственников компаний, чтобы они по нему могли обучать продавцов без опыта.
В этот раз вместо того, чтобы записывать видео, я сделал интервью с собственниками IT-компаний.
Выяснил, что почти никто не готов обучать у себя кадры с нуля — это слишком затратно и имеет почти нулевой ROI (коэффициент возврата инвестиций).
Продукт провалился.
Как пришла идея создать Practice.
Моя страсть к образованию, систематизации и методологии никуда не делась.
Я провел интервью с собственниками и менеджерами IT-компаний и понял, что у них есть боль — нет нормальных системных обучающих программ для профессионалов.
Для старта я выбрал самые популярные, но слабые в обучающем плане направления — продажи, маркетинг, правоведение, финансы.
Потом добавились еще переговоры и бизнес-английский.
Я обратился к проверенным экспертам в этих сферах из своего окружения.
Я искал тех, у кого большой опыт работы на рынке IT.
Мы создали образовательную платформу Practice.
Box — место, где есть все современные инструменты, техники и подходы, которые помогают вывести себя или бизнес на новый уровень.
Обучение проходит в формате практических онлайн-интенсивов, вживую и в записи.
У каждого есть личный кабинет с уроками и прогрессом.
Я верю, что это один из самых работающих форматов обучения — когда человек получает то, что может относительно быстро применить и получить результаты.
Мы обучаем продажам, маркетингу, переговорам, HR, английскому.
Я — самый активный ученик у себя на платформе, и все знания активно применяю в продвижении платформы и своей новой компании.
Выводы, за которые я заплатил высокую цену.
«Воспитывать» кадры на таких позициях не выгодно, лучше искать людей с опытом.
Пусть их обучает с нуля кто-то другой.
Продавец — не та позиция, на которую хотят войти в IT.
Видимо, это связано с совковым штампом торгаша и спекулянта.
А может, с тем, что продавец — работа, в которой заработок прямо пропорционален твоему результату.
Ну, и космический рынок зарплат разработчиков тоже влияет: начинающим разработчикам платят полторы тысячи долларов, а продавцу для этого нужно иметь хотя бы год опыта и хороший английский.
Путь разработчика менее тернистый.
Лучший продавец своей услуги на первом этапе — собственник бизнеса.
Только он должен этим заниматься, пока компания не достигнет нормального уровня или пока он физически не перестанет с этим справляться.
Слишком раннее масштабирование смещает фокус с результата на процесс.
Брать «без опыта, но с английским» — не работает.
Брать «с опытом в B2B, но без английского» — не работает.
Нужно все вместе.
Продавцам приходится общаться с клиентами на специфическую тематику.
Им нужно понимать рынок, знать, как запускаются продукты и работает диджитали.
И при этом иметь довольно хороший уровень английского, чтобы провести переговоры — выслушать, убедить, аргументировать.
