/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F108cb7966b3a32eaac14f8299826fac0.png)
«Два ляма зелени слито в унитаз»: мнение о недавнем скандале с агентством Postmen
Специалист по коммуникациям Максим Гардус в колонке для MC.
today размышляет о недавнем скандале с агентством Postmen и блокировкой в Facebook сообществ, которые нарушали правила соцсети и занимались «разжиганием ненависти».
Скандальное расследование.
Максим Гардус.
8 июля Facebook опубликовал отчет о том, что администрация удалила сеть аккаунтов, которые не соблюдали правила соцсети и занимались «разжиганием ненависти».
(Подробнее об этой истории MC.
today писало здесь).
В отчете указано несколько стран, но нас интересует именно украинская составляющая.
Итак, Facebook утверждает, что аккаунты вело цифровое рекламное агентство Postmen.
В общей сложности говорится о 766 тыс.
При этом было потрачено $1,93 млн на раскрутку контента с этих страниц.
Пик активности сети пришелся на президентские и парламентские выборы 2019 года.
Однако работа продолжалась до последнего времени.
Свежий мем, создан во время работы на партию «Голос».
Напоминаю, глава агентства Postmen Ярослав Ведмидь возглавил цифровое направление партии Голос в июне 2019 года.
Носитель контента – политические мемы.
Тема – поддержка Петра Порошенко и критика других кандидатов, включая Владимира Зеленского и Юлию Тимошенко.
Вышли на заказчиков очень просто – на странице агентства указан адрес — улица Дмитриевская, 80, Киев.
Это же и был адрес заказчика рекламы).
Выявленные страницы – «Юле.
Стоп», «Зрада\Перемога», «Цинічний Бандера», «Міністерство бариг», «Жовта стрічка», «Міністерство зашкварів», «Ко.
Зел», «Нам не По», «Слуга Урода», «НевірЮ» и другие.
Этика и сексизм.
Проблема контента не только в сомнительной этике.
В Европе и США за объективацию и сексизм в отношении Юлии Тимошенко несомненно последовали бы разгромные имиджевые и юридические последствия.
Комментарий под этим примером включает термин «сексуализация».
Интересно, что у наших южных соседей, Турции также бушует скандал связанный с сексизмом и соцсетями.
Несколько дней назад дочь президента Турции Эсру Эрдоган Албайрак оскорбили в твиттере.
Сетевой тролль усомнился в отцовстве ее четвертого ребенка.
Так вот, вопреки нашим стереотипам об Азии, турецкий политикум, даже оппозиционный, горячо поддержал женщину и осудил сексистский троллинг.
Осуждение объединило ататюркистов, умеренные националисты, курды, консерваторы и левые.
Киберполиция задержала 12 человек за «сетевой террор».
Поэтому, особенно контрастно выглядит проплаченные сексистские посты от якобы проевропейских политиков.
О сортирном уровне юмора особо говорить не стоит – претензия на интеллектуализм этой публике были натянутыми изначально.
Проблема в неэффективности.
Postmenгейт – это не Cambridge Analytica.
В 2018-м году вспыхнул скандал с Cambridge Analytica, которая помогала штабу Дональда Трампа.
Напомню, это лондонская компания, предоставляющая политические консалтинговые услуги.
Ее обвиняли в использовании личных данных 50 миллионов пользователей Facebook для того, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году.
Скандал получился жуткий.
Акции компании Facebook потеряли в цене 40 млрд долларов только с понедельника на вторник.
Основателя компании Марка Цукеберга вызывали в Конгресс США.
Но в этих двух ситуациях есть кардинальное отличие.
Сбор данных нужен был для профилирования потенциальных избирателей.
И выработки индивидуального подхода к различным целевым аудиториям – микротаргетинга.
То есть поиска и привлечение новых сторонников.
Главная проблема Postmen и ботов – эксклюзивность, в данном контексте это стремление сепарировать часть аудитории и работать только с ней.
Порошенко в 2014 году шёл на выборы с инклюзивной компанией – стремился расширить аудиторию.
И, впервые в истории, смог победить почти во всех регионах, преодолев 23-ю ось Восток-Запад.
Однако в 2019 году была избрана модель разделения и противостояния.
Её недостаток в том, что никаких месседжей для выхода за пределы ядерной аудитории кампания не имела.
В дальнейшем, и это самое странное, никакой рефлексии не произошло.
Это видно в полуторагодичном ресентименте сторонников.
Их анализ сводится к «нарид нэ той».
Недавнее интервью идеолога штаба Игоря Грынива было о том же.
Наш конфронтационный подход был верен и точка.
Недавно был свидетелем поучительной дискуссии, инициированной журналистом-порохоботом на тему «Как же нам расширить аудиторию?».
Ответы были – «А и не надо! Время покажет, что мы были правы!».
Возражения топикстартера «8 % мало для победы на президентских выборах» просто отсекались.
Тоже самое мы видим в кампании, стоившей более 55 миллионов гривен.
Контент направлен на экзальтацию аудитории, её сплачивание, уверение в правильности взглядов и эмоциональной накрутке.
Однако месседжей для 73% как не было сгенерировано.
Получается, вся кампания, а это не только 55 млн грн на Facebook, но и затраты на дизайн, армию эсэмэмщиков, копирайтеров и стратегов, агентская комиссия 15-20%, – напрасна.
К росту рейтинга заказчика она мало способствует.
Согласно последнему опросу Группы «Рейтинг», у заказчика – 11,8% среди определившихся.
Разочарованные в бывшем оппоненте не возвращаются к заказчику.
В сухом остатке, есть заработок подрядчика, есть удовлетворение сомнительных эстетических вкусов и пошловатого юмора.
Но нет эффективно влияния на аудиторию.
Получается, в отличие Cambridge Analytica, Postmen не искал и не привлекал новых сторонников.
Два ляма потрачено на убеждение существующих сторонников экс-президента в том что они – молодцы.
В результате – речь идет просто распиле денег клиента.
