/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F906f82b69da55ce0f244f5ed12dc041b.jpg)
Больше миллиона резюме, 40 тыс. клиентов, 300 млн грн оборота: история robota.ua
В 2000 году один из программистов в группе компаний X-TEND (IT-компания, которая специализируется на решениях для продажи услуг – прим.
ред.) пожаловался руководству на то, что у него мало задач.
Руководитель Антон Рудич решил, что надо найти для него проект – какой-нибудь сайт, который бы наполнял «сам себя».
Решили, что ресурс для поиска работы – хороший вариант, в Украине такие уже были и работали вполне успешно.
Так появился сайт robota.
Сейчас на ресурсе каждый месяц размещается 50 тыс.
Редакция MC.
today рассказывает о том, как созданный за две недели сайт вырос в один из крупнейших ресурсов страны.
Написали сайт за две недели, чтобы потом его выгодно продать.
«Мы не придумали ничего нового – взяли за образец сайт конкурента, который входил в топ-5 таких ресурсов в Украине.
Разработчик сделал его за две недели “на коленке”.
Свободных контентщиков у нас не было, поэтому мы и выбрали ресурс, который был бы самонаполняемым.
Над проектом в дальнейшем работали пять человек», – вспоминает сооснователь компании X-TEND Антон Рудич.
Первое, что создатели сделали с готовым сайтом, – влили в платную рекламу $400.
По словам Антона, на тот момент (2000 год – прим.
ред.) это были бешеные деньги.
Ресурс развивался и понемногу наполнялся вакансиями – через полтора года он начал приносить деньги.
Офис Rоbota.
Создатели с самого начала не планировали заниматься проектом сами – его растили на продажу.
Поэтому, когда появились первые предложения о покупке, Рудич не сомневался, а просто ждал самого выгодного.
В 2006 году такое предложение поступило от польской компании Grupa Pracuj Ltd – создателя платформы-лидера по поиску работы на польском рынке pracuj.
На robota.
ua тогда размещали около 15 тыс.
вакансий в месяц.
Стороны не разглашают сумму сделки, но на рынке ее оценивают в $2,7 млн и считают очень выгодной для украинской стороны.
Сделку заключали около года и завершили в начале 2008-го.
К этому моменту все акции компании стали принадлежать Grupа Pracuj Ltd, и команда X-TEND полностью вышла из управления.
Новые владельцы и поиск директора в Украине.
На момент продажи в компании работали немногим больше 40 человек.
Пятеро из них до сих пор являются частью команды robota.
Среди них – руководитель дизайн-студии и директор по финансам.
На этом этапе развития сайт уже пользовался популярностью среди работодателей и соискателей и приносил прибыль, причем больше половины дохода давали сервисы, связанные с продвижением вакансий: поднять вакансию выше в результатах поиска, «подсветить» в рамочку и так далее.
В Grupa Pracuj планировали развивать и масштабировать проект на украинском рынке и начали поиск директора – вакансию, конечно же, разместили на robota.
Там ее и увидел Николай Михайлов, нынешний директор компании.
Николай Михайлов.
В 2000-х нынешний руководитель robota.
ua занимался рекламой и развивал собственный небольшой аутсорс-проект.
Потом грянул кризис, Николай закрыл собственный бизнес и ушел в украинскую технологическую компанию, которая занималась решениями для государственных лотерей.
Там он отвечал за международное развитие, поиск партнеров и клиентов за рубежом, расширение и масштабирование.
Николай вспоминает, что за время работы в этой компании он привлек проектов на несколько миллионов долларов.
Но несмотря на быстрый рост компании, Николай не видел в ней для себя перспектив и решил попробовать работу в новом направлении.
«Гораздо больше привлекали проекты, которые можно ставить на рельсы и разгонять», – рассказывает Николай.
Собеседование в robota.
ua проходило в первом офисе компании, который располагался на улице Дмитриевской, проводил его лично основатель Grupa Pracuj Пшемислав Гацек – он тогда как раз был в Киеве.
Николай отлично запомнил эту встречу, ведь она проходила в его день рождения – 23 мая.
«Офис только строился.
Когда я пришел, меня попросили подождать в комнате без окон, посреди которой стояли стол, стулья и больше ничего.
Она выполняла одновременно роль зала ожидания и переговорки.
Зато во время разговора оказалось, что много лет назад мы с Пшемиславом были лидерами молодежной организации AIESEC – я руководил ею в Украине, а он – в Польше.
Благодаря этому совместному опыту нам было легче друг другу довериться, договорились мы быстро», – вспоминает Николай.
На следующее утро все трое встретились за завтраком, и Николая пригласили на должность генерального директора компании robota.
С этого момента прошло уже 13 лет.
Обе стороны все так же довольны сотрудничеством и планируют и дальше развивать бизнес вместе.
Когда перешли на платную модель, вакансий стало в три раза меньше.
Почти сразу после того, как Николай возглавил robota.
ua, в 2007 году, в компании провели крупный ребрендинг – полностью изменили атрибуты и цветовые решения бренда, внешний вид ресурса и подход к продуктам.
Эволюция логотипа компании.
Если ранее компаниям предлагали покупать пакеты вакансий, то теперь в большинстве случаев они платили за каждую размещенную вакансию.
В ходе ребрендинга в компании проанализировали опыт коллег, работающих в аналогичном направлении на рынках развитых стран Европы и Америки, и решили идти тем же путем – переходить на полностью платную модель.
«В Восточной Европе уже платили за размещение вакансий в газетах (в Германии подобное объявление могло стоить €1 тыс.), работали рекрутинговые агентства по подбору персонала.
С появлением интернет-площадок объявления подешевели (до €500), но рынок там все равно уже сформировался.
В Украине же все было совершенно по-другому», – вспоминает Николай Михайлов, гендиректор robota.
Зимой 2008 года robota.
ua стала полностью платной – теперь вакансию на ресурсе можно было разместить только за деньги.
Последствием такого решения стало то, что количество размещенных вакансий сократилось в три раза.
«В украинских компаниях не было бюджетов на то, чтобы платить за размещение вакансий.
Люди рассуждали примерно так: я заплатил за доступ к интернету 25 или 50 гривен, и все, что там есть, теперь бесплатно», – рассказывает Николай.
Ситуацию пытались спасти разными способами: пробовали продавать отдельным регионам, предлагали партнерские условия работы, но это ничего не дало.
«Откатить» назад изменения тоже было нельзя: над проектом работали всего три разработчика, на внесение изменений ушли бы месяцы.
Офис Rabota.
«Каждый день мы шли на работу и понимали: сегодня опять будет тяжелый день.
А вечером возвращались домой с мыслями, что завтра будет еще тяжелее.
Думаю, тогда robota.
ua запросто могла закончить свое существование», – вспоминает Михайлов.
В ноябре по ресурсу, который и так еле держался на плаву, ударил кризис 2008 года: за две недели c рынка исчезло две трети вакансий.
Менеджеры по продажам продолжали звонить компаниям и потенциальным клиентам, но те обычно отвечали: «Ребята, да вы что? У нас уже даже отдела по подбору персонала нет!».
Если до кризиса на robota.
ua размещали 3–5 тысяч вакансий в месяц, то теперь их могло не быть совсем.
В кризис 2008 года спас один контракт с банком.
У ресурсов польского инвестора Grupa Pracuj тогда тоже упали продажи, но компания верила в успешное развитие украинского актива и решила поддержать robota.
ua, увеличив капитал компании.
Деньги выделили фактически безвозмездно, их хватило на поддержание жизнедеятельности .
Руководству пришлось сильно ужаться в расходах – сократили некоторых сотрудников, уменьшили площадь арендуемого офиса.
«Тот кризис был нам необходим со стратегической точки зрения.
До его наступления в 2007–2008 годах у всех все было хорошо, а мы сами себе ставили палки в колеса.
Получилось, что мы уже были подготовлены к неприятностям, нам не нужно было мобилизоваться», – рассказывает Николай.
Офис robota.
Компанию тогда спас крупный годовой контракт на 120 тыс.
грн с одним из украинских банков – это было 90 % продаж robota.
ua за месяц.
В начале 2010 года рынок начал расти: стали появляться новые вакансии.
К этому времени сайт уже вернули к изначальной, частично бесплатной модели.
И у компании снова появились деньги на развитие.
«13 июля у нашей компании день рождения.
В 2010 году в честь десятилетия я разослал нашим сотрудникам письмо о том, что мы преодолели два кризиса (внутренний и внешний), дважды прошли по лезвию ножа и готовы двигаться дальше», – вспоминает Николай.
Резко переходить на платную модель больше не рисковали, решили делать все постепенно: шаг за шагом уменьшали объем бесплатных услуг.
Только в 2018 году robota.
ua во второй раз стала полностью платной, к этому моменту бренду уже доверяли, на сайте публиковали до 100 тыс.
вакансий в месяц, а услуги площадки платно использовали более 40 тысяч клиентов.
«Сегодня нашими услугами пользуются практически все украинские компании.
Мы уже не вкладываем ничего в привлечение новых клиентов – они знают наш бренд, сами использовали его для поиска работы.
И приходят к нам как к надежному партнеру и эксперту в поиске персонала», – говорит Николай.
До карантина на сайте размещали примерно 1,2 миллиона резюме в год, а за день размещали около 2000 вакансий.
В марте 2020, когда начался карантин, компания снова пережила резкий обвал спроса.
«Интересно, что не только работодатели стали размещать меньше вакансий, но и соискатели стали меньше откликаться.
Все как будто замерли на две-три недели», – рассказывает Николай о последствиях коронавируса.
По сравнению, например, с прошлым годом падение количества вакансий за последние недели марта – начало апреля составило 65–70 %.
Отклики соискателей тоже глобально просели.
С конца апреля все начало возвращаться и расти.
Люди активно ищут работу, и откликов на сайте в июне было в 2 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года.
По данным, которые смогла найти редакция, в 2019 годуоборот компании составил больше 300 миллионов гривен, а количество клиентов перевалило за 40 тыс.
В robota.
ua зарабатывают на размещении объявлений, доступе к базе резюме соискателей и сопутствующих сервисах.
Компания, по словам Николая, прибыльна.
Часть прибыли ежегодно выплачивается акционерам, часть инвестируется в дальнейшее развитие.
Он уверен, что для польской группы изначальные инвестиции давно окупились.
Два офиса, зарплата до 100 тыс.
– как работают в robota.
Сейчас у компании два крупных офиса – в Киеве и Чернигове.
В штате работают 205 человек, до карантина все работали из офисов – «удаленку» в компании не любили.
Однако в марте компания за несколько дней перешла на удаленную работу.
Возвращать сотрудников в офисы не спешат – сейчас каждый сотрудник сам решает, работать ему из дому или ездить в офис.
Николай Михайлов.
«Около 10 % сотрудников приезжают в офис, но остальные предпочитают работать из дому.
Мы стараемся уменьшить возможные риски для команды.
Лучше мы будем видеть друг друга без масок в зуме, чем в офисе в масках», – рассказывает Николай.
Опытный разработчик в robota.
ua может получать от 50 до 100 тысяч гривен, сотрудник Inside Sales (отдел продаж без выезда на встречи к клиентам) в Киеве – 15-20 тысяч.
Бонусы в компании не любят.
«Они, может, и хороши как соревновательный момент, но иногда невозможно создать для всех равные условия.
Если мы говорим о каких-то стратегических вопросах, то бонусы тоже не работают – люди ориентируются на них как на результат и перестают ставить перед собой более смелые цели», – рассказывает директор компании.
Офис robota.
Николай признает, что больше всего в сотрудниках ценит честную оценку результатов и умение работать над ошибками.
«Не бывает, чтобы все работали без ошибок, они – неотъемлемый элемент развития.
Важно, чтобы сотрудник умел их признавать и предлагать, как их исправить», – говорит Михайлов.
Хотим быть лучшими, ведь у нас очень важная миссия.
В число акционеров украинской компании Михайлов не входит, но состоит в совете директоров Grupa Pracuj.
Таким образом он может влиять на все решения, которые касаются как украинского, так и польского бизнеса.
«На работу я обычно приезжаю к девяти утра.
К этому времени я уже в курсе дел.
Еще за завтраком просматриваю основные метрики – сколько вакансий и резюме опубликовано, сколько заработали за прошлые сутки», – рассказывает Николай.
Директор robota.
ua признается, что не любит расписанного по часам календаря.
Ему кажется, что строгое расписание делает его заложником, а постоянные встречи с сотрудниками – засасывают.
«По понедельникам я планирую встречи на неделю вперед, но даже этого бывает много.
Если вопрос срочный – решать его надо сейчас же.
А когда встречи планируются за неделю, то к тому времени это может быть уже неактуальным.
Если есть какие-то важные вопросы, не стоит откладывать их решение на потом», – делится Михайлов.
Офис robota.
Раз в квартал руководство проводит встречи с сотрудниками и рассказывает о целях и приоритетах компании на ближайшее время.
«У нас ведь очень крутая миссия – мы помогаем людям найти лучшую работу, а клиентам – нужных именно им сотрудников.
Это значит, что мы можем менять их жизнь к лучшему и быть надежным помощником на этом пути.
А это не может не вдохновлять», – говорит Николай.
Для этого используют не только новые подходы в обслуживании, но и современные технологии.
Из последних обновлений для работодателей – улучшенная работа с откликами кандидатов.
Этот функционал занимает у рекрутеров львиную долю времени, поэтому robota.
ua добавили 11 новых возможностей, среди которых сортировка откликов по папкам (нравится, подходит, не подходит, подумать и т.
д.), возможность подсветить отклики, где есть заданные ключевые слова, шаблоны ответов для отказа или приглашения кандидата на собеседование, мгновенные уведомления о новых откликах и другие возможности.
В планах компании – оставаться лучшим ресурсом Украины и для соискателей, и для работодателей.
