Больше миллиона резюме, 40 тыс. клиентов, 300 млн грн оборота: история robota.ua
Больше миллиона резюме, 40 тыс. клиентов, 300 млн грн оборота: история robota.ua

Больше миллиона резюме, 40 тыс. клиентов, 300 млн грн оборота: история robota.ua

В 2000 году один из программистов в группе компаний X-TEND (IT-компания, которая специализируется на решениях для продажи услуг – прим.

ред.) пожаловался руководству на то, что у него мало задач.

Руководитель Антон Рудич решил, что надо найти для него проект – какой-нибудь сайт, который бы наполнял «сам себя».

Решили, что ресурс для поиска работы – хороший вариант, в Украине такие уже были и работали вполне успешно.

Так появился сайт robota.

Сейчас на ресурсе каждый месяц размещается 50 тыс.

Редакция MC.

today рассказывает о том, как созданный за две недели сайт вырос в один из крупнейших ресурсов страны.

Написали сайт за две недели, чтобы потом его выгодно продать.

«Мы не придумали ничего нового – взяли за образец сайт конкурента, который входил в топ-5 таких ресурсов в Украине.

Разработчик сделал его за две недели “на коленке”.

Свободных контентщиков у нас не было, поэтому мы и выбрали ресурс, который был бы самонаполняемым.

Над проектом в дальнейшем работали пять человек», – вспоминает сооснователь компании X-TEND Антон Рудич.

Первое, что создатели сделали с готовым сайтом, – влили в платную рекламу $400.

По словам Антона, на тот момент (2000 год – прим.

ред.) это были бешеные деньги.

Ресурс развивался и понемногу наполнялся вакансиями – через полтора года он начал приносить деньги.

Офис Rоbota.

Создатели с самого начала не планировали заниматься проектом сами – его растили на продажу.

Поэтому, когда появились первые предложения о покупке, Рудич не сомневался, а просто ждал самого выгодного.

В 2006 году такое предложение поступило от польской компании Grupa Pracuj Ltd – создателя платформы-лидера по поиску работы на польском рынке pracuj.

На robota.

ua тогда размещали около 15 тыс.

вакансий в месяц.

Стороны не разглашают сумму сделки, но на рынке ее оценивают в $2,7 млн и считают очень выгодной для украинской стороны.

Сделку заключали около года и завершили в начале 2008-го.

К этому моменту все акции компании стали принадлежать Grupа Pracuj Ltd, и команда X-TEND полностью вышла из управления.

Новые владельцы и поиск директора в Украине.

На момент продажи в компании работали немногим больше 40 человек.

Пятеро из них до сих пор являются частью команды robota.

Среди них – руководитель дизайн-студии и директор по финансам.

На этом этапе развития сайт уже пользовался популярностью среди работодателей и соискателей и приносил прибыль, причем больше половины дохода давали сервисы, связанные с продвижением вакансий: поднять вакансию выше в результатах поиска, «подсветить» в рамочку и так далее.

В Grupa Pracuj планировали развивать и масштабировать проект на украинском рынке и начали поиск директора – вакансию, конечно же, разместили на robota.

Там ее и увидел Николай Михайлов, нынешний директор компании.

Николай Михайлов.

В 2000-х нынешний руководитель robota.

ua занимался рекламой и развивал собственный небольшой аутсорс-проект.

Потом грянул кризис, Николай закрыл собственный бизнес и ушел в украинскую технологическую компанию, которая занималась решениями для государственных лотерей.

Там он отвечал за международное развитие, поиск партнеров и клиентов за рубежом, расширение и масштабирование.

Николай вспоминает, что за время работы в этой компании он привлек проектов на несколько миллионов долларов.

Но несмотря на быстрый рост компании, Николай не видел в ней для себя перспектив и решил попробовать работу в новом направлении.

«Гораздо больше привлекали проекты, которые можно ставить на рельсы и разгонять», – рассказывает Николай.

Собеседование в robota.

ua проходило в первом офисе компании, который располагался на улице Дмитриевской, проводил его лично основатель Grupa Pracuj Пшемислав Гацек – он тогда как раз был в Киеве.

Николай отлично запомнил эту встречу, ведь она проходила в его день рождения – 23 мая.

«Офис только строился.

Когда я пришел, меня попросили подождать в комнате без окон, посреди которой стояли стол, стулья и больше ничего.

Она выполняла одновременно роль зала ожидания и переговорки.

Зато во время разговора оказалось, что много лет назад мы с Пшемиславом были лидерами молодежной организации AIESEC – я руководил ею в Украине, а он – в Польше.

Благодаря этому совместному опыту нам было легче друг другу довериться, договорились мы быстро», – вспоминает Николай.

На следующее утро все трое встретились за завтраком, и Николая пригласили на должность генерального директора компании robota.

С этого момента прошло уже 13 лет.

Обе стороны все так же довольны сотрудничеством и планируют и дальше развивать бизнес вместе.

Когда перешли на платную модель, вакансий стало в три раза меньше.

Почти сразу после того, как Николай возглавил robota.

ua, в 2007 году, в компании провели крупный ребрендинг – полностью изменили атрибуты и цветовые решения бренда, внешний вид ресурса и подход к продуктам.

Эволюция логотипа компании.

Если ранее компаниям предлагали покупать пакеты вакансий, то теперь в большинстве случаев они платили за каждую размещенную вакансию.

В ходе ребрендинга в компании проанализировали опыт коллег, работающих в аналогичном направлении на рынках развитых стран Европы и Америки, и решили идти тем же путем – переходить на полностью платную модель.

«В Восточной Европе уже платили за размещение вакансий в газетах (в Германии подобное объявление могло стоить €1 тыс.), работали рекрутинговые агентства по подбору персонала.

С появлением интернет-площадок объявления подешевели (до €500), но рынок там все равно уже сформировался.

В Украине же все было совершенно по-другому», – вспоминает Николай Михайлов, гендиректор robota.

Зимой 2008 года robota.

ua стала полностью платной – теперь вакансию на ресурсе можно было разместить только за деньги.

Последствием такого решения стало то, что количество размещенных вакансий сократилось в три раза.

«В украинских компаниях не было бюджетов на то, чтобы платить за размещение вакансий.

Люди рассуждали примерно так: я заплатил за доступ к интернету 25 или 50 гривен, и все, что там есть, теперь бесплатно», – рассказывает Николай.

Ситуацию пытались спасти разными способами: пробовали продавать отдельным регионам, предлагали партнерские условия работы, но это ничего не дало.

«Откатить» назад изменения тоже было нельзя: над проектом работали всего три разработчика, на внесение изменений ушли бы месяцы.

Офис Rabota.

«Каждый день мы шли на работу и понимали: сегодня опять будет тяжелый день.

А вечером возвращались домой с мыслями, что завтра будет еще тяжелее.

Думаю, тогда robota.

ua запросто могла закончить свое существование», – вспоминает Михайлов.

В ноябре по ресурсу, который и так еле держался на плаву, ударил кризис 2008 года: за две недели c рынка исчезло две трети вакансий.

Менеджеры по продажам продолжали звонить компаниям и потенциальным клиентам, но те обычно отвечали: «Ребята, да вы что? У нас уже даже отдела по подбору персонала нет!».

Если до кризиса на robota.

ua размещали 3–5 тысяч вакансий в месяц, то теперь их могло не быть совсем.

В кризис 2008 года спас один контракт с банком.

У ресурсов польского инвестора Grupa Pracuj тогда тоже упали продажи, но компания верила в успешное развитие украинского актива и решила поддержать robota.

ua, увеличив капитал компании.

Деньги выделили фактически безвозмездно, их хватило на поддержание жизнедеятельности .

Руководству пришлось сильно ужаться в расходах – сократили некоторых сотрудников, уменьшили площадь арендуемого офиса.

«Тот кризис был нам необходим со стратегической точки зрения.

До его наступления в 2007–2008 годах у всех все было хорошо, а мы сами себе ставили палки в колеса.

Получилось, что мы уже были подготовлены к неприятностям, нам не нужно было мобилизоваться», – рассказывает Николай.

Офис robota.

Компанию тогда спас крупный годовой контракт на 120 тыс.

грн с одним из украинских банков – это было 90 % продаж robota.

ua за месяц.

В начале 2010 года рынок начал расти: стали появляться новые вакансии.

К этому времени сайт уже вернули к изначальной, частично бесплатной модели.

И у компании снова появились деньги на развитие.

«13 июля у нашей компании день рождения.

В 2010 году в честь десятилетия я разослал нашим сотрудникам письмо о том, что мы преодолели два кризиса (внутренний и внешний), дважды прошли по лезвию ножа и готовы двигаться дальше», – вспоминает Николай.

Резко переходить на платную модель больше не рисковали, решили делать все постепенно: шаг за шагом уменьшали объем бесплатных услуг.

Только в 2018 году robota.

ua во второй раз стала полностью платной, к этому моменту бренду уже доверяли, на сайте публиковали до 100 тыс.

вакансий в месяц, а услуги площадки платно использовали более 40 тысяч клиентов.

«Сегодня нашими услугами пользуются практически все украинские компании.

Мы уже не вкладываем ничего в привлечение новых клиентов – они знают наш бренд, сами использовали его для поиска работы.

И приходят к нам как к надежному партнеру и эксперту в поиске персонала», – говорит Николай.

До карантина на сайте размещали примерно 1,2 миллиона резюме в год, а за день размещали около 2000 вакансий.

В марте 2020, когда начался карантин, компания снова пережила резкий обвал спроса.

«Интересно, что не только работодатели стали размещать меньше вакансий, но и соискатели стали меньше откликаться.

Все как будто замерли на две-три недели», – рассказывает Николай о последствиях коронавируса.

По сравнению, например, с прошлым годом падение количества вакансий за последние недели марта – начало апреля составило 65–70 %.

Отклики соискателей тоже глобально просели.

С конца апреля все начало возвращаться и расти.

Люди активно ищут работу, и откликов на сайте в июне было в 2 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года.

По данным, которые смогла найти редакция, в 2019 годуоборот компании составил больше 300 миллионов гривен, а количество клиентов перевалило за 40 тыс.

В robota.

ua зарабатывают на размещении объявлений, доступе к базе резюме соискателей и сопутствующих сервисах.

Компания, по словам Николая, прибыльна.

Часть прибыли ежегодно выплачивается акционерам, часть инвестируется в дальнейшее развитие.

Он уверен, что для польской группы изначальные инвестиции давно окупились.

Два офиса, зарплата до 100 тыс.

– как работают в robota.

Сейчас у компании два крупных офиса – в Киеве и Чернигове.

В штате работают 205 человек, до карантина все работали из офисов – «удаленку» в компании не любили.

Однако в марте компания за несколько дней перешла на удаленную работу.

Возвращать сотрудников в офисы не спешат – сейчас каждый сотрудник сам решает, работать ему из дому или ездить в офис.

Николай Михайлов.

«Около 10 % сотрудников приезжают в офис, но остальные предпочитают работать из дому.

Мы стараемся уменьшить возможные риски для команды.

Лучше мы будем видеть друг друга без масок в зуме, чем в офисе в масках», – рассказывает Николай.

Опытный разработчик в robota.

ua может получать от 50 до 100 тысяч гривен, сотрудник Inside Sales (отдел продаж без выезда на встречи к клиентам) в Киеве – 15-20 тысяч.

Бонусы в компании не любят.

«Они, может, и хороши как соревновательный момент, но иногда невозможно создать для всех равные условия.

Если мы говорим о каких-то стратегических вопросах, то бонусы тоже не работают – люди ориентируются на них как на результат и перестают ставить перед собой более смелые цели», – рассказывает директор компании.

Офис robota.

Николай признает, что больше всего в сотрудниках ценит честную оценку результатов и умение работать над ошибками.

«Не бывает, чтобы все работали без ошибок, они – неотъемлемый элемент развития.

Важно, чтобы сотрудник умел их признавать и предлагать, как их исправить», – говорит Михайлов.

Хотим быть лучшими, ведь у нас очень важная миссия.

В число акционеров украинской компании Михайлов не входит, но состоит в совете директоров Grupa Pracuj.

Таким образом он может влиять на все решения, которые касаются как украинского, так и польского бизнеса.

«На работу я обычно приезжаю к девяти утра.

К этому времени я уже в курсе дел.

Еще за завтраком просматриваю основные метрики – сколько вакансий и резюме опубликовано, сколько заработали за прошлые сутки», – рассказывает Николай.

Директор robota.

ua признается, что не любит расписанного по часам календаря.

Ему кажется, что строгое расписание делает его заложником, а постоянные встречи с сотрудниками – засасывают.

«По понедельникам я планирую встречи на неделю вперед, но даже этого бывает много.

Если вопрос срочный – решать его надо сейчас же.

А когда встречи планируются за неделю, то к тому времени это может быть уже неактуальным.

Если есть какие-то важные вопросы, не стоит откладывать их решение на потом», – делится Михайлов.

Офис robota.

Раз в квартал руководство проводит встречи с сотрудниками и рассказывает о целях и приоритетах компании на ближайшее время.

«У нас ведь очень крутая миссия – мы помогаем людям найти лучшую работу, а клиентам – нужных именно им сотрудников.

Это значит, что мы можем менять их жизнь к лучшему и быть надежным помощником на этом пути.

А это не может не вдохновлять», – говорит Николай.

Для этого используют не только новые подходы в обслуживании, но и современные технологии.

Из последних обновлений для работодателей – улучшенная работа с откликами кандидатов.

Этот функционал занимает у рекрутеров львиную долю времени, поэтому robota.

ua добавили 11 новых возможностей, среди которых сортировка откликов по папкам (нравится, подходит, не подходит, подумать и т.

д.), возможность подсветить отклики, где есть заданные ключевые слова, шаблоны ответов для отказа или приглашения кандидата на собеседование, мгновенные уведомления о новых откликах и другие возможности.

В планах компании – оставаться лучшим ресурсом Украины и для соискателей, и для работодателей.

Источник материала
loader