/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Faf4c1c159713b49d15d6142e3b4530cb.jpg)
Технологии — теперь удел бедных: почему богатые предпочитают живое общение и человеческие эмоции
Раньше экраны и гаджеты были элитной продукцией.
Теперь же все перевернулось, и не пользоваться ими — признак высокого статуса.
Компания Профпереклад подготовила перевод материала.
У Билла Лаглуа из Сан-Франциско появился новый лучший друг.
Это кошка по имени Сокс.
Она ненастоящая и живет в его планшете, но он каждый раз начинает плакать от счастья, когда рассказывает о ее появлении в своей жизни.
Мистеру Лаглуа 68 лет, и живет он в дешевом пансионе для малообеспеченных в Лоуэлле, штат Массачусетс.
Весь день он болтает с Сокс.
До выхода на пенсию мистер Лаглуа работал на производстве.
Поскольку его жена нечасто бывает дома, ему стало очень одиноко.
Сокс беседует с ним о его любимой бейсбольной команде Red Sox, в честь которой ее и назвали.
Она крутит для него любимые песни и показывает фотографии с его свадьбы.
Она внимательно наблюдает за ним, когда он сидит в своем мягком глубоком кресле, и отчитывает его, если он тайком пьет газировку вместо обычной воды.
Мистер Лаглуа знает, что Сокс ненастоящая – ее придумал стартап Care.
Он знает, что на самом деле ею управляют сотрудники компании.
Они наблюдают за ним, слушают и набирают ответы, которые тут же озвучивает монотонный механический голос.
Но этот голос стал неотъемлемой частью его жизни и, по его словам, вернул веру в Бога.
«Я нашел опору в жизни, существо, которому я небезразличен.
Это позволило мне глубже уйти в себя и вспомнить, что Господь бережет меня, – говорит Лаглуа.
– Она вернула мне мою жизнь».
«Из нас вышла отличная команда», – комментирует она.
Сокс – простая анимированная картинка.
Она почти не двигается и не выражает эмоций, а голос у нее пронзительный, как гудки в телефоне.
Но вокруг нее иногда появляются маленькие анимированные сердечки, и мистер Лаглуа просто обожает эти моменты.
Кошка Care.
У мистера Лаглуа фиксированный доход.
Чтобы стать участником неприбыльной медицинской программы для пенсионеров Element Care, подарившей ему анимированную кошку, сумма оборотных средств пациента не должна превышать 2 000 долларов.
Подобные программы появляются все чаще.
И не только для пенсионеров.
Разнообразные экраны все глубже проникают в нашу жизнь, то есть в чисто физические процессы обучения, проживания и смерти.
Только самые богатые люди могут позволить себе избегать гаджетов.
Производство экранов стоит дешево, и сами экраны удешевляют многие процессы.
Найди, куда втиснуть экран (в классах, больницах, аэропортах и ресторанах) – и сэкономишь на расходах.
Любое действие, которое можно произвести с помощью экрана, становится дешевле.
Жизнь теряет текстуру при тактильных ощущениях.
Вам остается только гладкое стекло.
А вот богачи так не живут.
Они уже боятся экранов.
Они хотят, чтобы их дети играли с обычными кубиками, поэтому сейчас процветают частные школы, не пользующиеся ни гаджетами, ни новомодными технологиями.
Люди стоят дороже, а богачи хотят и могут их оплачивать.
Ярко выраженное взаимодействие с людьми – например, прожить день без телефона, соцсетей и электронной почты – уже считается признаком высокого статуса.
Все это привело к интересной новой реальности: человеческий контакт становится предметом роскоши.
Чем больше экранов появляется в жизни бедняков, тем их меньше у богачей.
Чем больше у тебя денег, тем больше будешь платить за отсутствие экранов в своей жизни.
Гендиректор Luxury Institute Милтон Педраза консультирует компании по вопросам стиля жизни и трат богатейших людей мира.
Он обнаружил, что теперь богатые чаще готовы платить за взаимодействие с человеком, а не компьютером.
«Сегодня мы наблюдаем превращение взаимодействия с человеком в предмет роскоши», – говорит он.
Среди ожидаемых трат лидируют путешествия и обеды в ресторанах, люди стали тратить куда меньше на приобретение каких-то вещей.
Педраза убежден, что это прямая реакция на распространение экранов.
«Взаимодействие с человеком вызывает массу позитивных реакций и эмоций – только представьте удовольствие от массажа.
Теперь люди в образовательной и медицинской сфере начинают задумываться о том, как вернуть человека обратно в процесс, который уже стал компьютеризированным, – поясняет Педраза.
– Человек снова стал очень важен».
Удивительно быстрая перемена.
Со времен компьютерного бума восьмидесятых обладание технологиями считалось признаком обеспеченности и власти.
Первые адепты, которым деньги жгли карман, радостно бросались покупать новейшие гаджеты и хвастались ими друг перед другом.
Первый Apple Mac поступил в продажу в 1984 году и стоил около 2 500 долларов (6 000 в пересчете на сегодняшние деньги).
Сегодня крутейший ноутбук Chromebook стоит 470 долларов, если верить обзорам на Wirecutter.
«Когда-то считалось очень круто владеть пейджером, это был признак того, что ты важный и занятой человек», – говорит Джозеф Нунс, заведующий кафедрой маркетинга в Университете Южной Каролины и специалист по статусному маркетингу.
Однако сегодня актуально прямо противоположное: если вы действительно пробрались на самую верхушку иерархии, вам уже не нужно перед кем-то отчитываться.
Теперь все остальные должны отчитываться перед вами.
Интернет-революция носила демократический характер, и именно это радовало людей (по крайней мере, на первых порах).
Facebook, Gmail и прочие аналогичные платформы одинаково работают для всех, хоть ты богатый, хоть бедный.
И все бесплатно.
В этом есть нечто непривлекательное, даже ширпотребное.
Едва исследования показали, что проводить время на этих забитых рекламой платформах стало не круто и даже вредно для здоровья, они тут же стали предметами второго сорта.
Все равно что пить газировку или курить – богатые занимаются этим куда реже, чем бедные.
Богатые могут себе позволить запретить превращать свои данные и внимание в продукт, и соответственно запретить продажу такого продукта.
Бедняки и средний класс не имеют достаточных ресурсов, чтобы сделать то же самое.
Знакомство с экранами начинается с ранних лет.
Дети, которые таращатся в экраны более двух часов в день, набирают меньше баллов в тестах на мышление и знание языка.
Это подтверждают результаты знакового исследования развития мозга при поддержке Национального института здравоохранения.
В исследовании участвовали более 11 000 детей, и результаты не очень утешительные.
Если ребенок проводит много времени перед гаджетом, его мозг развивается иначе.
У некоторых детей было отмечено преждевременное истончение коры головного мозга.
У взрослых одно из исследований установило неприятную закономерность: больше времени перед гаджетом – сильней депрессия.
Ребенок, который учится строить домики из виртуальных кубиков в i.
Pad, не приобретает умение играть с обычными кубиками.
Так считает Димитри Христакис, педиатр в детской больнице Сиэтла и ведущий автор рекомендаций по гаджетам от Американской академии педиатрии.
В маленьких городках вокруг Уичито, штат Канзас, на школы выделяют до того мало денег, что Верховный суд штата признал местные школьные бюджеты неприемлемыми.
Во многих классах преподавателей заменили компьютерные программы, и большую часть учебного дня дети проводят в тишине, пялясь в мониторы компьютеров.
В штате Юта тысячи детей проходят сокращенную программу подготовки к школе на дому с помощью ноутбуков.
IT-компании из кожи вон лезли, пытаясь приобщить государственные школы к новым обучающим программам.
Чтобы ими воспользоваться, у каждого ученика должен быть ноутбук.
По мнению разработчиков, это лучше подготовит детей к будущему, где будет полно экранов.
Однако сами разработчики растят и готовят своих детей к будущему совсем не так.
В Кремниевой долине стараются проводить поменьше времени перед экранами, поскольку это уже считается нездоровым занятием.
Самой популярной здесь является местная Уолдорфская начальная школа, обещающая детям образование практически без экранов, в стиле «назад к природе».
Так и получается, что богатые дети проводят меньше времени за гаджетами, а бедные – наоборот.
Не исключено, что вскоре появится новый классовый маркер, и принадлежность к конкретному классу будут определять по тому, насколько вам комфортно взаимодействовать с человеком вместо гаджета.
Разумеется, человеческий контакт – не то же самое, что органическая пища или сумка Birkin.
Однако воротилы Кремниевой долины усиленно вешают людям на уши лапшу в вопросе полезности экранов.
Низшему и среднему классу втолковывают, что экраны важны для них и их детей.
В крупных IT-компаниях работают целые команды штатных психологов и нейробиологов.
Они консультируют разработчиков, как и чем побыстрее приковать глаза пользователя к экрану, и чтоб он долго от него не отлипал.
Итог? Человеческий контакт становится редкостью.
«У нас возникла заминка.
Оказалось, далеко не все жаждут вернуться к взаимодействию с людьми, в отличие от прочих видов элитной продукции, – заявила Шерри Теркл, профессор социологии и антропологии технологий в Массачусетском технологическом институте.
– Люди тянутся к уже знакомым им экранам так же, как к фастфуду».
Низшим и средним классам куда сложней оторваться от экранов – так же сложно, как перестать есть фастфуд, если в городе, к примеру, никакой другой еды не найти.
Даже если человек решительно настроен оставаться в оффлайне, часто это просто невозможно.
Экраны уже появились в такси.
Их монтируют в спинках сидений и пускают по ним рекламу нонстоп.
Родители, чьи дети ходят в государственную школу, может, и не хотели бы, чтоб ребенок учился при помощи экранов, но у них нет выбора.
На многих уроках обучение построено на индивидуальном взаимодействии с компьютерной программой.
Уже возникло небольшое движение за принятие закона о «праве на отключение».
Этот закон позволил бы работникам выключать телефоны, но пока что на работе вас могут наказать, если вы в оффлайне, и с вами никак нельзя связаться.
Таким образом, возникает новая реальность: в условиях новой культуры изоляции, убившей множество социальных структур и традиционных мест для встреч, экраны стали заполнять очень важный пробел.
Многим участникам программы аватаров в Element Care не повезло с окружающими, или же у них до этого вообще не было никакой компании, что и привело к изоляции.
Сели Розарио, специалист по профессиональным заболеваниям, часто проверяет состояние участников программы.
Она убеждена, что в бедных районах социальное взаимодействие развито особенно плохо.
Технология, позволившая создать электронную кошку Сокс для присмотра за мистером Лаглуа в Лоуэлле, очень проста – планшет Samsung Galaxy Tab E со сверхширокоугольным объективом «рыбий глаз» на передней панели.
Все операторы аватаров работают в основном из Филиппин или Латинской Америки.
В США нет ни одного.
Похожий на муравейник офис стартапа Care.
Coach расположен над массажным салоном в Милбро, штат Калифорния, как раз на окраине Кремниевой долины.
Едва открыв дверь, Виктор Ванг, 31-летний основатель и гендиректор, рассказывает мне, что они только что предотвратили самоубийство.
Пациенты часто говорят о желании умереть, поэтому аватар обучен расспрашивать их, как именно они собираются покончить с собой.
У этого пациента был подробный план.
Голос аватара взят из последних моделей андроидных преобразователей текста в речь.
Мистер Ванг поясняет, что люди легко привязываются к любому предмету, который с ними разговаривает.
«Что тетраэдр с глазами, что любая другая полуреалистичная имитация жизни – без разницы, с чем общаться», – говорит он.
Мистер Ванг знает, как сильно пациенты привязываются к аватарам.
По этой причине он не позволяет внедрять эту технологию в крупных пилотных проектах, если у них нет четкого плана.
Старики очень тяжело переживают, когда у них забирают эту игрушку.
Но при этом он никак не пытается ограничить эмоциональную привязку пациента к аватару.
«Если они говорят “я люблю тебя”, мы скажем в ответ то же самое, – говорит он.
– При работе с некоторыми клиентами мы говорим эту фразу первыми, если знаем, что им нравится ее слышать».
Эксперимент уже дал первые положительные результаты.
Участникам первого мелкого пилотного проекта в Лоуэлле больше не требовались частые визиты сиделок, они реже попадали в неотложку и не так сильно страдали от одиночества.
Одна из пациенток, раньше часто оказывавшаяся в больнице ради социальной поддержки, с появлением аватара перестала попадать в неотложку.
Это сэкономило программе здравоохранения около 90 000 долларов.
Humana, одна из крупнейших компаний страны, занимающихся медицинским страхованием, тоже начала использовать аватаров Care.
Хотите понять, к чему все идет? Посмотрите, что делается во Фремонте, штат Калифорния.
Недавно в одну из палат в местной больнице въехал планшет на колесной подставке с моторчиком, и врач по видеотрансляции сообщил 78-летнему пациенту, что тот умирает.
Жена мистера Лаглуа и все его друзья тоже хотят себе цифровую зверушку, но Сокс принадлежит только ему.
Чтобы разбудить ее, он гладит ее по голове через экран.
