20 апреля, суббота
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Звезда «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд умерла в 104 года. Ее история
Звезда «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд умерла в 104 года. Ее история

Звезда «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд умерла в 104 года. Ее история

Имя Оливии де Хэвилленд увековечено в кинематографе благодаря роли в «Унесенных ветром».

Однако этот фильм был не единственной известной работой актрисы.

Помимо этого, ее блистательная карьера в Голливуде была отмечена успешной борьбой с киностудиями, загонявшими актеров в кабальные контракты.

104-летняя актриса скончалась в воскресенье в своей парижской квартире.

Она считалась одной из последних живых звезд Золотого века Голливуда.

Публицистка актрисы Лиза Голдберг сделала официальное заявление о смерти Оливии.

Компания «Профпереклад» подготовила перевод материала.

Де Хэвилленд обладала классической голливудской красотой и всеми качествами актрисы большого экрана.

Ее имя и положение говорили о принадлежности к аристократическим кругам мира кинематографа.

Оливия де Хэвилленд в роли Мелани Гамильтон на рекламном фото фильма «Унесенные ветром» (1939).

Правда, на заре карьеры ее отнесли к типажу целомудренной, степенной девицы, но это не помешало ей позднее заполучить более серьезные, драматические роли.

За свою работу в Голливуде она была удостоена пяти номинаций на премию «Оскар» и дважды выиграла заветную статуэтку – за фильмы «Каждому свое» (1946) и «Наследница» (1949).

Де Хэвилленд в «Наследнице» (1949), одном из двух фильмов, принесших ей премию «Оскар».

Партнерами актрисы по фильму стали Монтгомери Клифт (в центре) и Ральф Ричардсон.

Не в последнюю очередь эти роли достались ей благодаря решимости, которую она сполна продемонстрировала в борьбе с киностудиями.

Выиграв битву, ознаменовавшую переход Голливуда в новую, современную эпоху, Оливия очень удивила мастодонтов кинематографа.

От хрупкой девушки с кротким личиком никто не ожидал подобного упорства.

Опыт у нее был.

Десятью годами ранее актриса с достоинством отстаивала свои интересы на съемках «Унесенных ветром», не испугавшись «звездности» своих партнеров по фильму – Кларка Гейбла, Вивьен Ли и Лесли Говарда.

В прошлом месяце этот известнейший шедевр мирового кинематографа временно изъяли со стриминговой платформы HBO Max, а затем вернули, снабдив фильм пояснительной табличкой.

В пояснении сказано, что плантация в Джорджии показана в кинокартине как «мир изящества и красоты, не связанный с жестокостью рабовладельческой системы, на которую этот мир опирался в те времена».

В «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд исполнила роль Мелани Гамильтон-Уилкс, невесты, а впоследствии и жены Эшли Уилкса (Лесли Говард).

Она раскрыла образ образованной, изящной женщины, сыграв на контрастах – застенчивая, благородная и порой слишком уж всепрощающая Мелани против бойкой и пылкой Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли), часто проявлявшей ядовитую зависть.

Игра Де Хэвилленд принесла ей номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, но, увы, награда досталась другой актрисе – Хэтти Макдэниел, сыгравшей роль Мамушки, чернокожей няньки-рабыни Скарлетт.

Вивьен Ли достался Оскар за лучшую женскую роль.

Де Хэвилленд (слева) с Лесли Говардом и Вивьен Ли в фильме «Унесенные ветром».

Поначалу режиссером «Унесенных ветром» был Джордж Кьюкор, работавший на студию MGM (позднее его заменил Виктор Флеминг).

Когда Кьюкор пригласил Оливию попробоваться на роль Мелани, у нее был контракт с Warner Bros.

Роль она получила, но ей пришлось буквально умолять тогдашнего президента киностудии Джека Вагнера «одолжить» ее конкурирующей студии для работы над фильмом.

Работа с Эрролом Флинном.

К тому моменту Оливия уже была состоявшейся актрисой студии Warner.

За ней числилось порядка 20 фильмов и сотрудничество с известнейшим режиссером Майклом Кёртисом.

Самыми известным ее работами были приключенческие костюмированные драмы в паре с Эрролом Флинном: «Одиссея капитана Блада» (1935), «Атака легкой кавалерии» (1936) и «Приключения Робин Гуда» (1938).

Де Хэвилленд и Флинн были до того популярной экранной парой, что в Голливуде начали поговаривать об их романе.

Эти слухи подогревались репутацией Флинна – актер нередко соблазнял своих партнерш по фильмам и был якобы увлечен Оливией.

В любом случае, слухи не подтвердились.

Позднее Де Хэвилленд признала, что была влюблена во Флинна, но «обстоятельства» помешали им закрутить роман (Флинн был женат, когда они познакомились).

«Он так несносен, но так мил», – говорила она.

Pictures, Photofest.

В 1935 году актриса подписала контракт со студией Warner на семь лет, как раз на волне славы после роли Гермии в постановке «Сон в летнюю ночь» Макса Рейнхардта.

(Годом ранее она выступила с той же ролью на профессиональной театральной сцене.).

После успеха в «Унесенных ветром» она вернулась в Warner, ожидая более серьезных и сложных ролей, но студия не торопилась предлагать ей подобные проекты.

Шарль Буайе и Оливия де Хэвилленд в фильме «Задержите рассвет» (1941).

Исключением стала картина «Задержите рассвет» (1941) – Де Хэвилленд играет школьную учительницу-американку, которую пытается соблазнить коварный мигрант из Европы с целью получить гражданство через брак (Шарль Буайе).

Эта роль принесла ей еще одну номинацию на премию «Оскар».

Однако на этот раз Оливия проиграла своей сестре, Джоан Фонтейн, которой и досталась статуэтка за роль в фильме «Подозрение».

После этого отношения между сестрами заметно охладели.

(Фонтейн и Де Хэвилленд – единственные сестры, получившие «Оскар» за лучшую женскую роль.

Их семейное противостояние было признано жесточайшим в истории Голливуда.).

Актриса продолжала получать невнятные «искусственные» роли.

На ее жалобы дирекция киностудии ответила, что серьезная игра от нее не требуется – достаточно хорошо смотреться в кадре.

Однако они недооценили ее упорство.

Оливия начала отказываться от ролей, которые считала ниже своего достоинства.

Дирекция ответила ей тем же, отстранив от работы на полгода.

Когда срок ее контракта истек, в студии продолжали настаивать, что из-за отстранения она должна отработать на Warner еще полгода.

Де Хэвилленд подала на киностудию в суд.

Разбирательство тянулось полтора года, но Давид все же победил Голиафа: в 1945 году Верховный суд штата Калифорния вынес решение в пользу актрисы.

Согласно этому решению, ни одна киностудия больше не могла продлить контракт с актером на свое усмотрение без достаточных оснований.

После суда Де Хэвилленд возобновила актерскую карьеру и снялась в четырех фильмах подряд.

Все они вышли в 1946 году.

В одном из них («Темное зеркало») она сыграла близняшек – добрую и злую.

В оскароносной картине «Каждому свое» ей досталась роль незамужней молодой матери, которая была вынуждена отказаться от своего ребенка, когда его отец, военный пилот и герой Первой мировой войны, был убит в бою.

Де Хэвилленд также была номинирована на «Оскара» за игру в фильме «Змеиная яма» (1948), где она сыграла юную девушку с психическим заболеванием.

По словам самой актрисы, это была одна из ее любимых ролей.

Портрет сумасшедшей.

Вскоре Оливия отважилась на одну из самых сложных своих ролей в фильме «Змеиная яма» (1948).

Она играла молодую женщину с психическим расстройством, которую отправляют в сумасшедший дом.

Режиссером фильма стал Анатоль Литвак, бесстрашно показавший на экране течение заболевания и доступные в то время методы лечения – от наркотических средств до электрошока.

Де Хэвилленд была номинирована на «Оскара» за лучшую женскую роль, но не выиграла.

В следующем году она получила вторую золотую статуэтку за свою работу в «Наследнице» режиссера Уильяма Уайлера.

В основу сценария легла адаптация бродвейской пьесы Рут и Огастуса Гётц по мотивам «Вашингтонской площади» Генри Джеймса.

Оливия сыграла застенчивую девушку, страдающую от деспотичного отца, старавшегося таким образом защитить дочь от жестокостей мира.

В роли отца выступил Ральф Ричардсон.

Эта роль стала одной из любимых ролей актрисы.

«Больше всего я люблю “Змеиную яму”, “Наследницу” и, конечно же, “Унесенных ветром”», – рассказала Оливия в интервью в 1964 году.

А вот Голливуду повезло меньше в плане любви.

В 50-х гг.

актриса потрясла общественность окончательным переездом в Париж с новым мужем, хоть и сохранила американское гражданство.

«Голливуд стал разочарованием для Оливии.

От этого города начало отдавать душком разложения», – написал Уильям Стадием в досье актрисы для Vanity Fair в 2016 году.

Де Хэвилленд с отцом, Уолтером де Хэвиллендом, 1952 г.

Семья Оливии.

Оливия Мэри де Хэвилленд родилась в Токио 1 июля 1916 года в семье британцев.

Ее отец, Уолтер, был двоюродным братом авиаконструктора-первопроходца Джеффри де Хэвилленда и возглавлял фирму патентных юристов, хотя сам юристом не был.

В 1919 году мать Оливии, Лиллиан де Хэвилленд, преподаватель ораторского искусства, переехала в Калифорнию вместе с Оливией и ее младшей сестрой Джоан.

Женщины поселились в городке Саратога неподалеку от Сан-Франциско.

Де Хэвилленды развелись, и Лиллиан вышла замуж за Джорджа Фонтейна, директора универмага.

(Сестра Оливии, Джоан, в профессиональной деятельности выступала под фамилией отчима.).

Оливия де Хэвилленд дважды была замужем, и оба брака окончились разводом.

В 1946 году она вышла за романиста, сценариста и журналиста Маркуса Гудриха.

У них родился сын Бенджамин.

Пара развелась в 1952 г., а в 1955 г.

Оливия вступила в брак с Пьером Галанте, автором военных историй и редактором журнала Paris Match.

В этом браке она родила дочь Жизель и развелась в 1979 году.

Сын Оливии умер в 1991 году после длительной борьбы с лимфогранулематозом.

До первого замужества у актрисы были романы с Джеймсом Стюартом, Говардом Хьюзом и режиссером Джоном Хьюстоном – с последним она повторно встречалась какое-то время после первого развода.

По ее словам, она даже отказала юному Джону Ф.

Кеннеди – тот ухаживал за ней после окончания службы на торпедном катере во время Второй мировой войны.

Ее дочь Жизель Галанте Чулак еще жива.

Джоан Фонтейн скончалась в 2013 в возрасте 96 лет.

Де Хэвилленд (в центре) учит греческий национальный танец в 1955 г.

Париж зовет.

Даже перебравшись в Париж, Оливия все равно оставалась «творением» Голливуда.

Впрочем, это не мешало ей снова попробовать себя в театре.

В 1951 году она неплохо выступила на Бродвее в недолговечной постановке «Ромео и Джульетта», сыграв главную героиню и снискав одобрение критиков.

В 1952 году она вернулась на Бродвей в пьесе Бернарда Шоу «Кандида».

Ее последний выход на сцену состоялся в 1962 году – в паре с Генри Фордом актриса сыграла в адаптации Гарсона Канина «Дар времени» по мотивам романа Лал Такер Вертенбейкер «Смерть человека» (в романе говорится о последних днях жизни мужа писательницы, скончавшегося от рака).

Однако кинематограф не отпускал актрису.

В 1952 году Оливия сыграла главную роль в фильме «Моя кузина Рэйчел» по мотивам бестселлера Дафны дю Морье.

Этот фильм также стал голливудским дебютом Ричарда Бертона – он изображал сына главного героя, верившего, что его привлекательная молодая мачеха может быть способна на убийство.

К началу съемок картины «Свет на площади» (1962), где актриса играла мать красивой, но умственно отсталой девушки, у Де Хэвилленд уже было на счету порядка 40 фильмов.

Она по-прежнему жила в Париже, практически выйдя на пенсию.

Она даже написала книгу под названием «У каждого француза есть печень» – сборник коротких рассказов о наблюдениях за жизнью во Франции.

Книга была опубликована в 1962 году.

После этого актриса снялась буквально в нескольких фильмах.

Ей уже было за сорок, предложений поступало все меньше.

Большую часть ролей она отвергала, поскольку они казались ей слишком «сексуально раскованными».

Оливия де Хэвилленд на 75-й церемонии вручения премий «Оскар» в 2003 г.

Djansezian/Associated Press.

Однако среди не слишком приличных ролей она все же нашла одну, которая пришлась ей по вкусу.

Это был фильм «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964), где актриса выступила в паре с Бетт Дейвис, голливудской легендой, чья звезда тоже клонилась к закату.

Фильм представлял собой слабенький отголосок уже известной мелодрамы «Что случилось с Бэби Джейн?».

В нем рассказывалось о женщине с деменцией (Бетт Дейвис) и коварной родственнице, приехавшей «досмотреть» тетушку (Де Хэвилленд, заменившая Джоан Кроуфорд после начала съемок).

С середины 60-х гг.

Оливия снималась в основном в эпизодических ролях: сериал «Лодка любви»; телевизионный фильм «Королевский роман принца Чарльза и Дианы» (1982), где она сыграла королеву-мать; и мини-сериал «Корни: следующие поколения» (1979).

За роль русской императрицы в мини-сериале «Анастасия: Загадка Анны» (1984) актриса получила «Золотой глобус» и была номинирована на «Эмми».

В 1965 году она стала первой женщиной, возглавившей жюри Каннского кинофестиваля.

В большой кинематограф Де Хэвилленд возвращалась крайне редко.

Одной из таких работ стал невероятно успешный фильм-катастрофа «Аэропорт-77» (1977).

Последней голливудской работой актрисы стала роль матери Людовика XIV в фильме «Пятый мушкетер» (1979).

Однако даже в свои восемьдесят она не оставляла идею вернуться на съемочную площадку.

В 2003 году она была одной из ведущих на церемонии вручений «Оскара».

Она начитывала закадровый текст для документального фильма «Я лучше помню, когда рисую» (2009) о позитивном влиянии арт-терапии на пациентов с болезнью Альцгеймера.

В Париже Де Хэвилленд жила в пятиэтажном таунхаусе, построенном в 1880 году (в последние годы ее соседом был бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстрен).

По Голливуду она не скучала.

«Я люблю бывать среди настоящих домов, замков и храмов, а не среди студийных декораций», – заявила она в интервью для Vanity Fair.

Актриса вела активный образ жизни, даже когда ей перевалило за сотню, и отказывалась признавать старость.

«Оливия не выглядит на 99 лет, – написал Стадием в досье актрисы для Vanity Fair.

– На ее лице нет морщин, глаза горят, у нее по-прежнему чарующее контральто и отличная фотографическая память.

Она запросто сошла бы за женщину лет на сорок моложе».

Де Хэвилленд в возрасте 101 года, 2018 г.

В 2018 году имя Де Хэвилленд снова появилось на первых полосах новостных изданий, когда она подала в суд на FX Network и Ryan Murphy Productions.

Оливия была возмущена тем, как ее показали в мини-сериале «Вражда» (история о соперничестве Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд).

Роль Оливии в этом сериале исполняла Кэтрин Зета-Джонс.

Де Хэвилленд утверждала, что студия не получила ее разрешение на использование ее образа и имени в сериале, и что ее изобразили в ложном свете как лицемерку – «леди на публике и вульгарная сплетница в жизни».

Апелляционный суд штата Калифорния отклонил иск, постановив, что изображенный в сериале образ «не настолько оскорбителен для здравомыслящего человека».

В Париже Оливия ежегодно устраивала чтение Священного Писания на Рождество и Пасху в Американском соборе на авеню Георга V.

В 2010 году Николя Саркози, тогдашний президент Франции, присвоил ей степень кавалера ордена Почетного легиона.

В Париже ее считали живой легендой, отголоском давно минувшей эпохи голливудского очарования.

В 1999 году актриса стала почетной гостьей на праздновании 60-летия со дня премьеры «Унесенных ветром».

Один из ведущих вспоминает, как Оливия произнесла тост в честь фильма и главных актеров, напомнив присутствующим, что все они, кроме нее, уже ушли в мир иной.

«Поднимем же бокалы мятного джулепа за наших звезд.

Все они сейчас сидят на той прекрасной веранде там, на небесах!» – провозгласила она.

Источник материала
Поделиться сюжетом