/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F122f2bc5735575b23e9cb39245fd78c1.jpg)
Роман Прокофьев создал второй сервис в мире по поиску работы и заработал миллионы: как устроен Jooble
В 107-м выпуске видеоблога Big Money Евгений Черняк поговорил с Романом Прокофьевым, IТ-предпринимателем, сооснователем компании Jooble.
Эта компания работает в 71 стране и занимает второе место в мире среди сервисов поиска работы.
Ежемесячно поисковик посещают 90 млн посетителей.
Такой результат обеспечивает команда из 600 человек.
Также Jooble входит в топ-1000 самых посещаемых сайтов мира.
Чтобы найти сотрудников, создали сайт с вакансиями.
В школе я мечтал стать бизнесменом, но в те годы это считалось ругательством.
Мой первый бизнес − разработка программного обеспечения для фармацевтических компаний.
На работу я постоянно ходил в костюме и со временем стал воспринимать его как пижаму.
Больше всего мне хотелось от него избавиться.
В фармбизнесе здорово отнимали время переговоры, длившиеся по 2−3 года.
За неделю до подписания контракта генерального директора могли поменять – и два года улетали в трубу.
Уже тогда у меня была проблема с поиском сотрудников в компанию.
В 2006 году мы с Евгением Собакаревым (сооснователь компании Jooble – прим.
ред.) решили помочь себе сами и создали агрегатор вакансий.
Все шло хорошо, но кризис 2008-го изменил планы.
Надо было или закрываться, или выходить из Украины на международный рынок.
Мы выбрали второе, и это было лучшее решение в истории нашей компании.
Роман Прокофьев, сооснователь Jooble.
Сначала мы вышли на русскоязычные страны из-за знания языка, затем – на англоязычные.
Дальше потребовалась стратегия.
Мы построили рейтинг: доход на душу населения умножили на количество интернет-пользователей в этой стране − и пошли сверху вниз.
Мы взяли темп «одна новая страна в две недели».
Смотрели, летит или не летит.
Если не летело, шли дальше.
В конце 2013 года в капитал Jooble вошел инвестиционный фонд Horizon Capital.
Размер инвестиций мы не раскрываем, как и оборот компании.
Сегодня Jooble работает в 71 стране и поддерживает 25 языков мира.
Всеми процессами мы руководим из офиса в Киеве.
В фокусе пять ключевых рынков: Россия, США, Франция, Германия, Великобритания.
Самый большой – российский.
География по доходам достаточно диверсифицированная.
Украина занимает меньше 2% во всей выручке, 98% − остальные страны.
В 1996 году американская компания Monster Jobs сделала электронную газету, собрав все вакансии на одном сайте.
С того момента у них ничего не поменялось, поэтому мы не особо заморачивались с бизнес-моделью и взяли за основу их концепцию.
Мы собираем все данные об актуальных вакансиях с сайтов по трудоустройству, досок объявлений, корпоративных сайтов и предлагаем их пользователям.
Поисковые боты индексируют больше 250 тыс.
Мы знаем обо всех предложениях работы в мире – как от глобальных компаний, так и от «Булочной у Васи».
У нас можно найти вакансию за 30 секунд, не листая все сайты.
Несмотря на это, многие продолжают искать работу на 1−2 популярных сайтах по трудоустройству, но результаты низкие.
Даже у лидеров, например у российского Head.
Hunter, на сайте представлено всего 20% от контента на рынке! Мы видим в пять раз больше того, что есть у Work.
ua и Robota.
Вначале мы зарабатывали на сайтах по поиску работы, продавая им аудиторию.
Возьмем вакансию «мерчандайзер в Киеве» − по ней будет 800 предложений, но пользователь не посмотрит больше 10−15.
Сайты платили, чтобы их вакансии показывались выше в поиске.
Среди наших клиентов − Monster Jobs, Work.
ua, Robota.
Мы проследили тенденцию: сайт по трудоустройству покупал на Jooble одного лида за 5 грн, а продавал работодателю за 50 грн.
Более того, компаниям приходилось одинаково платить за публикацию вакансии СЕО и мерчандайзера.
Идеологически модель этих сайтов изжила себя.
Это стало толчком к изменению модели нашего бизнеса.
Также мы видели пример крупнейшего мирового агрегатора Indeed.
com, который стал job-сайтом и начал размещать вакансии напрямую.
Компании начали работать с нами напрямую, и мы стали инструментом для рекрутеров.
Ценность нашего продукта легко измерить – менеджер сразу видит стоимость конверсии, которая на 20% выше, чем у ближайшего конкурента.
Абсолютно все клиенты Jooble очень лояльные.
Мы общаемся с ними по электронной почте и в Skype, не подписываем контрактов, а просто высылаем инвойс на оплату.
У нас есть клиенты, которые платят больше $1 млн в год, но мы их не видели и даже не говорили с ними по телефону.
Средний чек одного клиента – $1000.
В мире Jooble опережает только компания Indeed, которой мы проигрываем в 4,5 раза по аудитории.
На третьем месте – Head.
За последние 3,5 года компания Jooble выросла в 10 раз.
Когда у меня спрашивают, сколько мы стоим, я отвечаю, что мы стоим ноль.
Цена появляется тогда, когда кто-то хочет купить компанию.
Стоимость можно попробовать определить на основе публичных данных.
Сейчас у Horizon Capital $800 млн в управлении, в среднем объем одного фонда $150−200 млн.
При таком фонде нужно сделать 10−15 инвестиций.
Значит, одна сделка − $10−20 млн.
Кстати, Jooble нет в Forbes, потому что они видят только украинскую часть бизнеса.
У меня часто спрашивают, почему Jooble не выходит на фондовую биржу.
Для меня IPO не является звездочкой.
Выход на биржу несет ограничения – появляются советы директоров, отчетность, травку не покуришь, в Twitter не напишешь.
Занимаясь собственным бизнесом, я понял, что делаю это не ради денег.
Они важны, но как подтверждение, что ты хорошо решаешь встречающиеся головоломки.
С этим принципом в 24−25 лет я заработал первый миллион.
5 ценностей: как пройти собеседование в Jooble.
В 2016 году в Jooble работали 80 человек.
Как-то мы с Евгением предложили им задать анонимный вопрос СЕО.
70 вопросов были неприятными.
Мы поняли, что находимся в компании незнакомых людей.
Это случилось по нашей вине – мы не контролировали найм сотрудников, а менеджерам не объяснили, кого ищем.
Так появились пять ценностей Jooble:.
Я – причина всего происходящего в моей жизни.
Увлекаться делом.
Дело − главная награда.
Уметь смотреть на мир глазами другого человека.
Стремиться быть лучше, чем вчера.
Мыслить как собственник.
Ощущать компанию как часть себя.
Рекрутеры Jooble просят меня не рассказывать публично о матрице ценностей.
Они боятся, что людям будет легче готовиться к собеседованиям, но я в это не верю.
Каждый потенциальный сотрудник проходит финальное собеседование с нами или топ-менеджерами компании.
Мы всегда задаем вопрос: что ваш приход изменил на прошлой работе? Если человек тянет одеяло на себя – это красный флаг.
Мы никогда не возьмем на работу суперпрофессионала, который считает остальных хуже.
Успех – заслуга коллектива.
Если бы я мог задать соискателю всего один вопрос, то попросил бы рассказать о самой большой ошибке.
Отвечая «мы» и «они», человек перекладывает ответственность.
Он не возьмет ее на себя за компанию и результат.
Капитал Jooble – умные люди.
Я спрашивал у них, почему они хотят перейти.
Такие люди хотят видеть результаты своей деятельности – и Jooble это дает.
Мы создали культуру, которая позволяет легко и кайфово ощущать себя на работе.
Эту атмосферу поддерживает наш офис.
Убитый черепичный завод мы перестроили под нашу мечту: высокие потолки, open space, комната для сна, баскетбольное поле, спортивный зал и даже амфитеатр.
На ремонт потратили €1 млн.
Все, что есть в офисе, мы не выпячиваем и не считаем бонусом.
Я не хочу, чтобы в Jooble работали люди, которые приходят на бесплатную еду и спортивный зал.
Иногда нам приходится увольнять людей.
Однажды уволили 150 человек благодаря оптимизации поисковых ботов.
В период карантина мы пересмотрели удаленную работу и решили серьезную проблему – найм сотрудников со знанием иностранных языков.
Например, в Киеве всего четыре человека знают индонезийский, и мы со всеми знакомы.
Команду из 40 иностранных менеджеров мы строили семь лет.
А тут нашли выход – удаленная работа! В день к нам поступало 120−150 заявок.
За месяц мы наняли 300 сотрудников.
Какой же я был дурак, можно же было найти людей раньше! Сегодня в Jooble работают 600 сотрудников.
В нашем культурном ДНК – развивать офлайн-команду для рождения идей и обмена энергией.
Я пока не вижу, как удаленная команда будет создавать основные технологии.
Но мы идем к тому, чтобы эксклюзивного специалиста заменил удаленный сотрудник за честную зарплату.
Это выровняет рынок труда.
Сейчас, например, за ползарплаты разработчика из Сан-Франциско можно купить маленький город в Украине.
Возможно, через 50 лет мы придем к аутстаффинговой модели.
Где платит налоги Jooble.
Я получаю деньги со всего мира.
В Украине у нас есть юридическое лицо, но налог на прибыль платим на Кипре.
Однажды мне выслали деньги в Украину – это было фиаско.
Чтобы получить свои деньги, я должен в банке доказать, что они мои.
А как я могу это сделать, если у меня нет договора? На Кипре в этом плане все автоматизировано.
Еще мы теряем огромные суммы на транзакциях.
И тут никакой налоговый режим не спасет.
Мы не играем на кросс-курсе, но всегда планируем, когда и кому лучше заплатить, чтобы оказаться в плюсе.
Зачем Jooble инвестирует в стартапы.
Мое хобби − инвестирование в IT-стартапы.
Я вложил деньги в сервис объявлений Lalafo – компанию, которую создали топ-менеджеры портала Slando (в 2014 году украинская версия сайта Slando была переименована в OLX).
Через год она стала топ-1 в Кыргызстане и Азербайджане.
Ребята хотели запускаться в Афганистане, но передумали, когда в их отель попала граната.
Средний чек инвестиционной сделки − от $500 тыс.
до $2 млн.
Чтобы его оправдать, ко мне есть смысл приходить компаниям с выручкой от $100 тыс.
в месяц.
Сегодня очень простое время, чтобы найти инвестора.
Я отвечаю в мессенджере практически всем.
Но часто это сообщения «неинтересно», «не мой профиль».
Моя мотивация – чтобы было интересно.
Несмотря на это, я хочу жить в этой стране и никуда не собираюсь уезжать.
Возможно, если бы в 2006 году, когда мы запускались, я переехал в США, то сейчас Jooble был бы №1.
В прошлом году жена спросила, сколько я трачу денег.
Я подсчитал, и вышло $150 тыс.
в год.
Но не все в жизни измеряется деньгами.
Я считаю, что деньги − побочный эффект правильно организованных процессов.
Хороший бизнес приносит доход.
Моя мотивация – чтобы драйвило и было интересно каждый день.
Если бы нужно было работать ради денег, я мог бы уже не работать.
Моей семье хватит денег до конца жизни.
