/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F8c4f579a3f07738af05ce663e2846d10.jpg)
«Не называю людей “персоналом”, за хамство сразу увольняю». Как Ольга Гуцал управляет 600 сотрудниками со всего мира
Ольга Гуцал продает моторные масла в Украине почти 25 лет.
Она владелица компании «Камион-Оил», основательница стартапа Autobooking.
com, который помогает записаться на СТО онлайн в четырех странах мира, автор книги «Если прыгнули, то гребите».
В интервью MC.
today Ольга рассказала о сложностях выхода на европейский рынок, про корпоративную культуру без контроля и как нанимает сотрудников, которые работают с ней по 15-20 лет.
Всегда нанимаю сотрудников среди местных.
Перевозить украинцев в другие страны – ошибка.
В нашей команде примерно 600 сотрудников.
Из них около 70 в Украине, остальные разбросаны по разным частям мира.
В основном, в других странах у нас работают иностранцы.
Брать на работу украинцев и перевозить их в другие страны, к сожалению, не получилось.
Это было одной из наших больших ошибок.
Мы это поняли 18 лет назад, когда открывали Liqui Moly в Польше.
Мы взяли опытного менеджера из Киева, перевезли его в Польшу, оформили документы.
Там открыли компанию, все зарегистрировали, и у нас первые несколько лет не получалось.
Оказалось, что:.
У нас нет контакта с людьми, которые у нас работают.
Мы тяжело находим контакт с покупателями.
Сначала мы думали, что у нас не тот товар или сообщение, хотели поменять маркетинг.
Но однажды на выставке во Франкфурте ко мне подошел наш конкурент поляк и сказал: «Знаете, я с вами борюсь в Украине, а вы со мной – в Польше.
Я просто должен вам сказать: вы не то делаете, возьмите на работу поляка».
Ольга Гуцал.
Мы собрались с силами и все поменяли.
Это было непросто.
Когда берешь на работу жителя другой страны, он говорит на другом языке, читал другие сказки, у него другая мораль.
Например, у нас жить с родителями до старости и помогать им – нормально.
У них жить с родителями до старости и помогать им – аморально.
Однажды на выставке во Франкфурте ко мне подошел наш конкурент поляк и сказал: «Знаете, я с вами борюсь в Украине, а вы со мной – в Польше.
Я просто должен вам сказать: вы не то делаете, возьмите на работу поляка».
Но, как только мы это сделали, у нас сразу же вырос доход.
Сейчас Польша у нас – один из самых крупных рынков.
Я не говорю сотрудникам, что делать – рассказываю о проблеме и они ее решают.
У нас практически нет контроля за сотрудниками.
Ведь если человеку доверяешь, он работает значительно лучше.
Без точных указаний, штатного расписания, и подробных задач с прописанными алгоритмами сотрудникам тяжело работать.
Но люди, с которыми вы сумели сработаться по такой схеме, – предприниматели в душе и на них можно положиться.
25 лет у меня руководит складом один и тот же человек.
Когда мне рассказывают истории, как воруют кладовщики, я всегда отвечаю, что у меня не воруют.
Мне говорят: «Ой, это вы плохо контролируете».
Я хорошо контролирую.
Просто если человек относится к работе, как к своему делу, то его не нужно контролировать.
Как бы это громко ни звучало.
Те, у кого главная претензия: «Вы не ставите мне точные задачи», – сами уходят.
Ольга Гуцал.
Но другие счастливы, когда им объясняют проблему, а не подробно расписывают, что они должны сделать.
Вот с этими людьми мы работаем.
Именно они образуют корпоративную культуру, которая есть во всех наших компаниях.
Корпоративная культура – отражение характера собственника.
Не стоит копировать чужие подходы.
Корпоративная культура – это же не о том, как я считаю правильным управлять сотрудниками.
Это о том, какой я человек.
Мы транслируем самих себя в бизнесе.
Если мне хорошо, когда вокруг меня счастливые люди, то я буду делать все, чтобы людям нравилось то, чем они занимаются.
Если же мне все равно, что происходит со всеми остальными, то именно так я и буду строить работу в команде.
Какую бы книжку я ни прочла, и чем бы я ни вдохновилась.
Поскольку я много читаю, вот эта вся корпоратизация, вертикальная структура – я пыталась ее какое-то время надеть на свою компанию.
Но представьте себе дайвера, который надевает на себя резиновую одежду на четыре размера меньше.
Как ни намылишься, ты в это никогда не влезешь.
То же самое с чужой корпоративной культурой.
Ее невозможно на себя надеть.
Но представьте себе дайвера, который надевает на себя резиновую одежду на четыре размера меньше.
Как ни намылишься, ты в это никогда не влезешь.
Может, скажу странные вещи, но я бы советовала предпринимателям, которые думают о создании команд, не читать никаких книг о другом бизнесе.
Меня часто спрашивают: «Тебе повезло, ты начинала в 1988 году, тогда ничего не было.
А нам теперь как?».
Ответ на это я написала в книге «Если прыгнули, то гребите».
Там всё, как я себе представляю: от первой мысли о предпринимательстве до момента, когда этот бизнес растет и в конце концов даже может умереть.
В бизнесе важно, чтобы собственник был доволен.
Все должно быть так, как он хочет.
Тогда поезд едет.
Самое страшное – это насилие над собой.
Одна из основных задач руководителя – излучать безопасность.
Мы знакомы со всеми офисами в других странах.
Встречаемся несколько раз в год на неформальных встречах: днях рождения компании или когда есть результат, который хочется отметить.
Могу просто заехать и устраиваю что-нибудь приятное для офиса.
У меня есть своя философия управления.
Представьте, что вам с командой нужно куда-то дойти или что-то найти в лесу.
Есть два варианта:.
Я впереди на боевом коне.
У меня факел, вы все идете за мной.
Мы идем плечом к плечу и широко.
Вот я предпочитаю второй вариант.
Да, я не чувствую в этот момент себя самой главной.
Но мы захватываем значительно большую территории и лучше ее осваиваем.
Поэтому я разговариваю с сотрудниками.
Рассказываю, чего бы я хотела, об опытах в других странах, о моем понимании трендов.
В принципе, о том, что мы делаем, что будет завтра.
Я обещаю им безопасность.
Это одна из основных задач руководителя – излучать безопасность.
Люди должны знать: что бы ни случилось, у них все будет в порядке.
Я нанимаю людей с похожими взглядами на жизнь, и они работают у меня 15–20 лет.
В среднем сотрудники работают в компании 15–20 лет.
Из новичков – три-четыре человека.
Я беру людей с похожими взглядами на жизнь, поэтому нам легче сойтись.
Когда я нанимаю людей, которые мне нравятся, я в них в какой-то степени влюбляюсь.
При этом они не обязательно должны любить меня, хотя мне бы хотелось им нравиться.
Люди, которые предпочитают другую культуру в компании, не хотят работать с женщиной, не понимают свободу или она им не очень нравится, никогда ко мне не придут.
На собеседовании я делаю две вещи.
Начинаю много рассказывать о себе и смотрю, как человек реагирует.
Он присоединяется? Хочет эту работу и поддакивает чему угодно или вступает в разговор? Как только он вступил в разговор, становится понятно, какая у него речь, как он реагирует на вопросы, как он относится к шуткам, шутит ли сам.
Обычно на первом собеседовании люди волнуются.
Я пытаюсь их расслабить такими рассказами о себе.
Задаю несколько вопросов.
Они связаны не с тем, чего человек хочет, а с тем, чего он как раз не хочет.
Люди, которые для себя это сформулировали, могут быстро ответить даже в состоянии волнения.
Я считаю это признаком разумного человека.
Глупые люди обычно занимаются размышлениями, что они хотят получить.
Такие вот две вещи я всегда делаю на собеседованиях.
Конечно, я ошибаюсь, но не часто.
За хамство и воровство увольняю сразу.
Если человек не справляется, значит, это просто не его работа.
В крупных компаниях такого сотрудника нужно не увольнять, а переводить на другую должность.
Это из японской системы управления.
Например, сотрудник думает, что он продавец, а это не так.
Он был бы прекрасным аналитиком, но работает продавцом, потому что на этой должности зарплата больше.
Я тогда говорю честно, что продавец он плохой, но я вижу в нем аналитические способности.
У меня было два таких случая.
Оба человека остались.
Сначала нужно попробовать разные способы «разбудить» в человеке радость от того, что он делает.
Но если этого не происходит, я просто говорю: не ищи другую компанию, ищи другую работу.
Это помогает людям определиться, чем они могут заниматься более эффективно.
Тогда человек не обижается, это не превращается в драму.
Потому что любое увольнение – драма.
Уволить могу за хамство по отношению к подчиненным.
Проблема хамства в том, что человек никогда не хамит тем, кто выше по должности.
Он всегда хамит тем, кто ниже.
Еще увольняю за воровство.
Это глупый способ зарабатывать деньги, а дураков я не люблю.
5 вещей, которые я никогда не делаю в управлении командами.
Я никогда в жизни не повышаю голос.
Ни разу я не повысила голос ни на одного человека.
Я не пользуюсь матерными словами.
Я не называю людей персоналом.
Это слово я не очень люблю.
Я не насилую людей: не заставляю делать их то, что они не хотят.
Не говорю вещи вроде: я плачу тебе деньги, поэтому встал, пошел и сделал.
Я не устанавливаю субординацию между мной и сотрудниками.
Подписывайтесь и смотрите интервью с вдохновляющей Ольгой Гуцал на нашем You.
Tube-канале MC Creators Club >>>.
Присоединяйтесь к MC Creators Club, давайте создавать MC.
today вместе >>>.
