Мой путь в ecommerce – электронной коммерции – начался в 2014 году в repka.ua, где я год проработал интернет-маркетологом. Там я познакомился со всеми азами этой профессии.
И вот с 2015 года уже почти 6 лет я управляю маркетингом интернет-магазина coffeeok.com.ua
Не могу использовать термин «директор» или «руководитель» к тем временам, потому что нельзя руководить тем, чего нет.
Сейчас у coffeeok большая и классная команда, которая обслуживает тысячи клиентов. А на тот момент я пришел в проект, в котором из сотрудников было только четверо сооснователей. Они же тащили на себе всю операционку. А «отделом маркетинга» стал я.
Вот так я обрисовал им продвижение ecommerce тогда:
Мое представление о продвижении ecommerce в 2014 году
Здесь я пробовал структурировать и схематично показать взаимосвязь разных каналов привлечения продаж и их инструментарий. Вышло правдоподобно, но сложно в восприятии. Не вникайте в это.
Сейчас постараюсь объяснить все это гораздо проще.
Итак, какие же каналы необходимы вам в первую очередь при работе в ecommerce.
Для начала поймем, что клиенты условно делятся на Новых и, чтоб не обижать их и не называть «старыми» – Бывалых. Новых клиентов мы привлекаем, Бывалых – возвращаем и удерживаем.
Когда вы приходите в новый проект, прежде всего нужно сконцентрироваться именно на возврате бывалых клиентов. Потому что вернуть бывалого стоит в разы дешевле, чем привлечь нового.
Основные инструменты для возврата клиентов:
- email;
- sms;
- push;
- viber.
Иными словами – общение с клиентами через контакты, которые они вам сами оставили. Я советую систему рассылок – esputnik.com.
Также бывалые клиенты, конечно, могут возвращаться к вам и через другие источники, такие как брендовая контекстная реклама, ремаркетинг на повторную продажу, ваши социальные сети или просто прямой трафик. Но эти источники мы рассмотрим ниже, говоря о привлечении новых клиентов.
Отметим, что маркетинг также условно делится на входящий (inbound) и исходящий (outbound).
Inbound маркетинг – это привлечение клиентов за счет полезного контента, направленного на тех, кто уже сам ищет ваш товар, либо в виде качественной таргетированной рекламы на тех, кто в данный момент товар не ищет, но потенциально нуждается в нем.
Outbound маркетинг – это маркетинг, направленный на широкие массы, на тех, кто не ищет ваш товар и неизвестно, нуждается ли в нем.
Например, сегментированная рассылка с предложением купить кофе на тех, кто ранее покупал у вас кофемашину – это входящий маркетинг. Спам-рассылка по всей базе, которая еще и на вас не подписывалась – это исходящий маркетинг.
Контекстная реклама на тех, кто вбивают в поиск Google «купить кофе киев» – это входящий маркетинг. Баннерная реклама без четкого таргетинга (м+ж, 18-65 лет) – это исходящий маркетинг.
Входящий и Исходящий маркетинг
Так вот, говоря о привлечении новых клиентов, я сконцентрируюсь на входящем маркетинге:
1. Первое и самое объемное направление – контекстная реклама
В нашей стране это в основном Google Ads. Он включает:
- Кампании поисковой сети. Когда человек сам ищет товар или услугу в поисковой системе и вы показываете ему свою рекламу.
- Брендовую контекстную рекламу. Когда человек вводит поисковой запрос с упоминанием вашего бренда. Например, «купить кофемашину в coffeeok» Такая реклама показывает совсем другой уровень показателей, таких как конверсия, стоимость привлечения клиента и так далее. Поэтому я и выношу ее отдельно.
- Google Merchant (Торговые кампании) – реклама конкретных товаров из вашего ассортимента.
Выдача Google по запросу “купить кофемашину в coffeeok”
- Кампании в контекстно-медийной сети (КМС) – это таргетированная медийная реклама в сети партнерских сайтов Google.
- Видеокампании – таргетированная реклама в Youtube.
- Рекламу в Gmail. По сути это подтип кампании контекстно-медийной сети, но заслуживает отдельного внимания.
- Ремаркетинг. Он может быть и поисковым, и в КМС, и в Youtube… И по сути является видом таргетинга (на тех, кто посещал сайт или делал покупки, например). Но, как и брендовый контекст, он дает совсем другие показатели и поэтому вынесен отдельно.
2. Прайс-агрегаторы (сайты сравнения цен)
Такие как hotline.ua и его аналоги. Вам необходимо подготовить фид товаров (xml-файл) и добавить информацию о магазине. А дальше управлять ставками, отталкиваясь от стоимости затрат и полученного эффекта. Потому что здесь вы будете платить за каждый клик.
Прайс-агрегатор Hotline
3. Тизерные сети
Медийная реклама, размещающаяся на различных интернет-площадках. С помощью нее можно показывать рекламу на сайтах, недоступных контекстно-медийной сети Google. Также делится на таргетированную рекламу и ремаркетинг.
4. CPA-сети
Компании, работающие по системе оплаты за заказ (а не за клик или за показ). Часто ретранслируют ваши акции или просят у вас уникальные промокоды, чтобы мотивировать веб-мастеров продвигать ваш магазин.
За каждый приведенный выполненный заказ – вы заплатите им согласованную заранее комиссию от суммы заказа.
5. Альтернативные площадки и маркетплейсы
- Розетка. Как и с Хотлайном – вы просто отдаете им фид своих товаров и добавляете информацию о магазине. Но в отличии от Хотлайна платите не за клики, а за каждый выполненный заказ, который был оформлен на их площадке.
Маркетплейс Rozetka
- Пром. Также настраиваете свой магазин и добавляете фид товаров. Но в отличии от Розетки вы платите ежегодный тариф за размещение на площадке и сами настраиваете рекламу своих товаров с помощью их рекламного кабинета – Prosale.
- Также есть другие площадки и маркетплейсы, такие как OLX, Allo.ua и прочие. Но достаточно начать хотя бы с прома и розетки.
6. Facebook и Instagram
Здесь инструментов очень много. И гораздо больше возможностей таргетинга, чем у Google.
Там можно, например, таргетироваться на людей, у друзей которых скоро день рождения, и даже на людей, друзья которых относятся к секс-меньшинствам… В этом плане Facebook знает о нас гораздо больше, чем Google.
Помимо этого, есть:
– разные плейсменты – сториз, лента, раздел «Интересное» в инстаграм, реклама в Messenger.
– разные цели рекламы – увеличение отметок «Нравится», Охват, Узнаваемость бренда, Конверсии.
– look-a-like аудитории – похожие на ваших клиентов, или на тех, кто писал вам в директ.
– разные креативы – статические баннера, конкретные товары из вашего фида, видео, холсты (мини-лендинги внутри платформы).
Комбинируя все эти вещи, можно создавать сотни разных кампаний, тестировать разные креативы, плейсменты и аудитории и добиваться результата.
Ну и, конечно, здесь также просто необходимо использовать ремаркетинг.
7. SEO (Search Engine Optimization)
Оставил его напоследок, так как, в отличии от вышеперечисленного, оно не относится к платной рекламе, а относится к оптимизации для поднятия позиций сайта в органической выдаче.
Итак, что бы я посоветовал для старта работы интернет-маркетолога в ecommerce:
- Начать работу с «бывалыми» клиентами, если таковы есть – email, sms, viber.
- Разместить свой ассортимент на Hotline и других прайс-агрегаторах.
- Начать работать по модели CPA c SellAction.
- Разместиться на Prom и Rozetka.
- Запустить контекстную рекламу Google Ads – начать с брендовой и обычной поисковой + Merchant. Обязательно использовать ремаркетинг.
Другими словами, я бы советовал:
- Сконцентрироваться на возврате клиентов.
- Сконцентрироваться на привлечении тех, кто уже ищет ваш товар – прайс-агрегаторы, маркетплейсы, поисковая и торговая контекстная реклама
- Подключить каналы, где вы платите за выполненный заказ – CPA.
А дальше уже постепенно подключать Facebook, Instagram, тизерные сети, КМС, Youtube и прочие направления. И заниматься SEO-продвижением.