/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6ac133f147b68f9dafef70d4e9c4a18b.jpg)
Мы начинали с пары тысяч долларов, сейчас чек – до $700 тыс. 10 советов, как повторить наш успех
Сначала у компании «Фармакси», которая занимается клиническими исследованиями лекарств, было всего два сотрудника. На офис денег не хватало, поэтому работать приходилось за детской партой.
Сейчас у «Фармакси» клиенты в 16 странах мира и чеки до $700 тыс. В партнерском материале совладелец компании Юрий Лебедь рассказал MC.today, как они с партнерами достигли такого результата, чем пришлось пожертвовать и что основателю стартапа нельзя делать ни в коем случае.
По статистике, 9 из 10 стартапов закрываются в первый год. Я считаю, что бизнес невозможно построить на ровном месте, практически без инвестиций, если не посвящать себя полностью этой задаче. Вот 10 правил, которые помогли нам превратить стартап в успешную компанию.
-
У вас должны быть деньги на конкурентную зарплату для сотрудников
Чтобы создать успешный проект, нужно собрать команду профессионалов, а они стоят дорого. Поэтому всегда нужно знать, сможете ли вы зарабатывать столько, чтобы нанять крутых специалистов.
Свой первый бизнес я открыл в 2007 году. Собрал команду из программистов и дизайнеров и занялся разработкой сайтов и поисковой оптимизацией.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F6ac133f147b68f9dafef70d4e9c4a18b.jpg)
Юрий Лебедь, совладелец «Фармакси»
Через шесть лет в команде было 10 человек. Я как основатель зарабатывал около 50 тыс. грн в месяц. Но нам так и не удалось выйти на хороший уровень дохода. Одна из причин, почему бизнес не взлетел так, как хотелось бы, проблема с сотрудниками. Мы не могли себе позволить таких профессионалов, как в IT-компаниях EPAM или Luxoft. Там программистам платили намного больше, чем могли предложить мы. В какой-то момент я просто переключился на «Фармакси».
-
Нужно верить в свой продукт на 100%
Если вы прохладно относитесь к своему делу, то в какой-то момент, после очередных неудач, бросите всё.
В 2013-м мы с Андреем Зарембой, который уже работал в сфере клинической логистики, решили занять свободную нишу – создать электронную систему управления клиническими исследованиями медицинских препаратов OnlineCRF. Тогда в Украине не было своей электронной системы сбора данных. Некоторые компании пользовались дорогими иностранными, но у большинства все данные были только на бумаге.
Клинические исследования – ключевой этап в поиске новых способов лечения самых разных заболеваний. Нам очень хотелось стать первыми в Украине, кто предложит электронную систему управления ими. И это дало мотивацию пробиваться в фарминдустрии, в очень консервативной отрасли.
-
Готовьтесь пахать по 12 часов
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Ffc6bdadebbc44eec952bfddf41354f26.jpg)
Андрей Заремба, совладелец «Фармакси»
Если вы думаете о своем стартапе, забудьте о выходных и готовьтесь работать по 12 часов в сутки. Не готовы вкалывать год или больше в таком темпе? Тогда лучше не начинать.
Когда мы запустили бизнес, у меня уже были жена и маленькая дочь. В тот период я с ними общался только за завтраком или поздним ужином. Часто засиживался до глубокой ночи – работал над презентациями, документами, списком требований к электронной системе.
Пока у нас не было офиса, я приезжал к Андрею: работали в маленькой комнате за детской партой. Впрочем, когда появился первый офис, легче не стало. На праздниках мы не отдыхали, а доделывали то, что не успели накануне. В таком режиме мы проработали полтора года: тестировали изначальную бизнес-модель, меняли ее под потребности рынка, искали свою нишу, заключали договоры, делали презентацию сайта. Только когда решили все эти вопросы, график перестал быть таким напряженным.
-
Лучше стартовать без инвесторов
Мы сразу решили работать без денег инвесторов. Во-первых, не хотели тратить силы на их поиск. Во-вторых, инвесторские деньги – самые дорогие: вы продаете долю в компании и в будущем лишаетесь части прибыли.
Да и в стартапе главное – скорость принятия решений. Их нужно принимать десятками в день, молниеносно, без встречи с инвестором, который может согласовать, а может и не согласовать решения.
У меня не было стартового капитала. Андрей вложил в «Фармакси» несколько тысяч долларов личных сбережений. Деньги потратили на зарплату первым сотрудникам и аренду офиса.
-
Не фокусируйтесь на быстрой прибыли
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fcf0ea0de3314d851d956ad615dc3e123.png)
Роман Янович, соучредитель «Фармакси», директор по технологиям
Ожидать от стартапа прибыли – все равно что ждать от младенца помощи во время генеральной уборки. Если фокус на прибыли, то вы будете думать о том, как сделать подешевле, а не о том, как сделать качественнее.
Стартап на первом этапе развития – это про опыт, заботу о клиенте и поиск идеального продукта, а не про прибыль. Только через четыре года после старта нам удалось создать удобную и функциональную электронную систему OnlineCRF и проработать услуги клинических исследований так, чтобы клиентам не захотелось от нас уходить.
-
Разделяйте бюджет компании и личный
Если первая крупная оплата сразу идет на личные расходы основателей, для молодого бизнес-проекта это часто заканчивается плачевно.
Практически все в начале недооценивают расходы. И как бы ни казалось, что деньги бизнеса ваши, основатель должен получать зарплату один раз в месяц, как и все остальные сотрудники.
Приведу пример, не связанный с «Фармакси». В 2009 году в нашей веб-студии состоялась первая крупная сделка. На заработанные деньги мы с женой полетели в Милан и потратили там существенную сумму.
Позже, когда у нас были перебои с заказами, я с трудом выкраивал деньги на зарплату сотрудникам. Я сделал вывод, что нужно десять раз подумать, прежде чем тратить прибыль на себя.
-
Прислушивайтесь к клиентам
На работу с клиентами нельзя жалеть ни времени, ни сил. Например, мы на старте были уверены, что электронной системой OnlineCRF сразу заинтересуются фармацевтические компании, но ошиблись. Многие из них и сейчас готовы собирать данные с помощью бумажных опросников.
Но мы продолжали развивать систему, искать клиентов и пытались понять, какие именно услуги могут быть востребованы. Каждый запрос потенциального клиента мы рассматривали индивидуально. Если видели, что на базе наших разработок и знаний можем построить новую услугу, то предлагали ее.
Так появился проект по диагностике редких заболеваний. Специально под него мы разработали программное обеспечение. А по запросу другого клиента мы изменили логику работы нашей платформы, что позволило нам собирать данные для крупных реестров.
Сейчас OnlineCRF установили более 40 компаний. Количество пользователей системы – больше тысячи.
-
Внимательно считайте затраты
Обязательно скрупулезно просчитывайте все проекты. Бывало, что мы неправильно считали стоимость заказов и в результате доделывали их за свой счет.
Пару лет назад мы задумались о представительстве в Европе – хотели выходить на новые рынки. Рассматривали Польшу, Британию, Германию и Швейцарию. Изучали особенности налогообложения, стоимость аренды, среднюю зарплату специалистов. Подсчитав все, поняли, что нам не хватит денег полгода поддерживать представительство до его выхода на окупаемость. Отказались от идеи и правильно сделали: кризис 2020-го вряд ли позволил бы нам окупить этот проект.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F48cfc66285d2b881cd05395bbf0ac5d6.jpg)
Сотрудники «Фармакси»
-
Ищите партнеров на новых рынках
Фактически любой стартап может использовать преимущества партнерства и быстро развиваться в каком-то одном направлении.
Поскольку у нас не сложилось с представительством в Европе, мы придумали другой вариант – создали партнерскую сеть Pharmaxi Partnership Network. Сейчас в нее входит 69 компаний со всего мира, среди них – Onoraсh из Британии, Pharmalog из Германии и Anagram из Испании.
Партнеры привлекают нас к своим международным проектам. Фактически они заказывают у нас услуги, и мы вместе делаем проекты для их европейских клиентов.
Благодаря партнерской сети мы можем участвовать в проектах в 32 странах мира наравне с крупнейшими мировыми компаниями. И при этом не тратим время и деньги на управление командами. Одно представительство в Европе обходится минимум в 10 тыс. евро. Таким образом в месяц мы экономим 320 тыс. евро.
-
Постоянно учитесь
«Фармакси» не было бы, если бы в 2013-м я не пошел учиться в Международный институт менеджмента. Именно там я познакомился с будущим партнером Андреем Зарембой.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F2ec8e2786cf6c69c431da0f759c0b2e6.jpg)
Юрий Лебедь, совладелец «Фармакси»
Каждый новый образовательный курс, который мы проходили, давал толчок для развития бизнеса. Например, на программе Export Promotion Office мы узнали, как использовать интернет-маркетинг для продвижения сложных и дорогих услуг на Запад. Сделали отдельный сайт onlinecrf.com для продвижения. Компании, которых заинтересовала система OnlineCRF, обращаются в основном туда.
Обучающие семинары Натана Коуса по использованию LinkedIn научили находить партнеров. Не выезжая за пределы Украины, мы наладили связи с десятками компаний. Среди них – СС Clinical Research из Франции, MD Clinicals из Швейцарии, Invisio из Германии.
Чем выше уровень образования собственника, тем больше шансов у стартапа. Я думаю, что эффект от каждого улучшения, которое произошло после нового обучающего курса, измеряется несколькими миллионами гривен в год.
