С загорелой и седовласой итальянкой Карлой мы болтаем весь полет из Милана в Москву и нас разделяет лишь свободное сиденье самолета. Карла — турагент. Точнее — идеальный турагент, потому что знает все про клиентов и виртуозно, но безболезненно помыкает их слабостями. Увидеть в моих руках зловещий томик Хайке Овузу «Символы Африки» с закладкой из пресс-карты beauty-редактора Marie Claire ей достаточно. Осведомившись и тут же театрально расстроившись, что при моей любви к Африке я еще не был в Судане (именно этим направлением она занимается в агентстве The Italian Tourism Co.), Карла немедленно заставляет мое сердце учащенно биться. Не унимаясь, рассказывает в красках с итальянским акцентом про королевство черных фараонов, круиз по Нилу среди песчаных барханов, особый кофе с кардамоном и корицей, оранжевый закат и древние пирамиды. А под конец еще и беспощадно заявляет, что «если в Африке есть парфманьяки, то живут они все в Судане».
С этого места я прошу поподробнее. В арабском ли влиянии с его страстью к благоуханию дело, или причина в том, что Судан много веков был перевалочным пунктом для доставки ароматных специй из Африки на Ближний Восток, но женщины этой страны, как никто другой на континенте, благоволят ароматизации помещений и тела. Ритуалы поджигания и последующего тления специальных смесей «бахра» и «тахрига» немного отличаются техникой исполнения, но в финале все равно наполняют дом ароматами ладана, кумина, амбры, имбиря и камфоры. Как и эти смеси, на местных рынках еще можно купить духи «хумра» (в состав входят сандаловая стружка; косточки местной вишни «махлеб», которые пахнут марципаном и цветами; молотая ракушка «морской ноготь» из Красного моря, мастика, гвоздика, мускатный орех и многое другое), ароматную пудру «мизеек» из сушеных крокодиловых гланд (ее используют как дезодорант или добавляют в воду для глажки белья).
Баловаться парфюмерией в Судане позволительно только замужним девушкам. Или девушкам, которые вот-вот планируют обручиться. Первый парфюмерный опыт для любой из них называется «духан». Это самая настоящая спа-процедура в домашних условиях, которую по правилам необходимо повторять ежедневно все сорок дней до свадьбы. В этом невесте помогают все женщины семьи. Правда, сейчас такой трудоемкой схемы редко кто придерживается, упростив ее до одного-двух раз перед знаменательным событием. Для этих целей во дворе каждого суданского дома есть яма, куда вкопана большая глиняная кадка. Горы хвороста на продажу, которые можно видеть повсеместно на обочинах дорог, — не просто топливо. Это ветки местной акации «шаф», которые раскладывают на углях тлеющего костра, предварительно разведенного в яме.
Девушка раздевается, обмазывается кунжутным маслом, заворачивается в простыню, садится на стульчик рядом с ямой и тщательно укутывает теплым одеялом себя и яму, оставляя снаружи лишь торчащую голову. Получается подобие сауны — тлеющие ветки акации начинают испарять ароматную смолу, которая насквозь пропитывает разгоряченное тело чудным запахом. После того как благовония прогорели, невеста вылезает из-под одеяла и натирается тестообразной смесью «дилка». Это мука грубого помола, сорго и корки апельсина, замоченные в воде и прокисшие на солнце. Работает эта кашица как скраб, очищающий не только кожу, но и мысли. Кожа начинает светиться и приобретает красивый золотистый оттенок. Запах, который исходит от невесты, действует на жениха подобно афродизиаку.
В день свадьбы девушка с подругами идет в салон красоты. Здесь им делают маникюр, педикюр, макияж, роспись хной «мехенди» и прически. Если прическа невесте не нравится, ей снова моют голову, смывают макияж и делают все сначала. Девушки, конечно же, капризничают и меняют прическу до трех раз. Естественно, счет за всех девиц выставляется жениху. В ожидании звонка, что невеста готова и ее можно забирать, он веселится и танцует с друзьями дома, не выпуская из ладоней комочки влажной хны (чтобы окрасить руки). Пока жених в пути, его будущая супруга успевает нанести финальный аромат. Тот, который ей на заказ сделал парфюмер на рынке, либо Bint el Sudan фабричного производства.
Потрясающую историю Bint el Sudan (в переводе «дочь Судана»), снискавшего в стране негласную славу Chanel № 5, созданного так же символично в 1920 году англичанином Эриком Бёрджессом, расскажет здесь каждый. Аромат масляный, без спирта, так как был создан для мусульман. С ним не знакома Европа, но вся Африка и Ближний Восток от него без ума. Являясь самым неизвестным ароматом в мире, Bint el Sudan в то же время несколько лет возглавлял список самых продаваемых духов. В начале 1990-х его ежегодно производили в количестве 11 миллионов флаконов. Парфюм выпускают до сих пор, и с прошлого века он ни на йоту не изменил оригинальный состав. Когда-то он путешествовал верблюжьим караваном, теперь предпочитает самолеты. «Дочь Судана» всегда была ритуальной — использовалась женщинами для привлечения внимания, участвовала в обрезании, была (и есть) неотъемлемой частью свадьбы. В засушливых районах Судана и Нигерии аромат используют еще и как смягчающее средство для кожи и волос (за счет содержания глицерина).
На прощанье Карла взмахнула рукой перед моим носом, и я услышал благоухание жасмина, сирени, ландыша, амбры, мускуса и дубового мха. «Если все-таки окажетесь в Судане, поезжайте на рынок в Омдурмане, там эти духи стоят меньше доллара. А закатывать свадьбу вам совсем не обязательно».
Фото: instagram.com/everydaysudan/, архивы пресс-служб
Текст: Иван Безуглый