На прошлой неделе в Саудовской Аравии состоялся Desert X-Prix, стартовый раунд принципиально новой серии Extreme E Championship – внедорожные соревнования на электрических Spark Odyssey 21 (вес 1650 кг, мощность 400 к.
Вт или 540 л.
с.) и с участием смешанных экипажей, когда в каждой команде выступают два пилота, мужчина и женщина.
Формат соревнования – две квалификации, в каждой из них оба пилота команд совершают по одному заезду, после чего их времена суммируются.
По итогам обеих квалификаций проводятся следующие отборочные заезды – три быстрейшие команды выходят в полуфинал (откуда две лучшие выходят в финал), три следующие сражаются в Crazy Race (должен выявить еще одного участника финала) и Shootout (разыгрывают места с седьмого и ниже)… В целом, соревнования больше всего напоминают ралли-кросс, только во внедорожном формате – те же квалификационные заезды (с призовыми очками), отборочные заезды (с одновременным стартом трех машин), затем финальная битва, которая определит всех призеров.
Дистанция каждого заезда на трассе в оазисе Аль-Ула совсем невелика – два круга по 8,8 км, всего набирается 17,6 км….
На старте сезона появились девять команд, в составе которых можно было увидеть полноценную компанию чемпионов мира в разных дисциплинах – Юхан Кристофферссон, Маттиас Экстрём, Тимми Хансен (ралли-кросс), Карлос Сайнс, Себастьян Лёб (ралли), Дженсон Баттон (Формула-1)… Уже во время квалификации стало заметно, что самым быстрым является шведско-австралийский дуэт Юхана Кристофферссона и Молли Тейлор из Rosberg X Racing – они выиграли оба заезда и только минута штрафа за превышение скорости в зоне смены пилотов отбросила их на третью итоговую позицию (отстали на 50,825 с от Себастьяна Лёба и Кристины Гутьеррес из Team X44).
Однако в полуфинале и финале паре Кристофферссон-Тейлор просто не было равных – они уверенно выиграли оба заезда с преимуществом в 25-30 секунд и стали первыми в истории лидерами Extreme E Championship.
На вторую позицию пробились Тимми Хансен с Кэти Маннингс, которые сумели переиграть пару Лёб-Гутьеррес – правда, в общем зачете серии Хансен с Маннингс и команда Andretti United Extreme E оказались только третьим (они в квалификации набрали на три очка меньше, чем Team X44).
Согласно опубликованным результатам всех заездов на Desert X-Prix, самый быстрый круг показал Тимми Хансен во время первой квалификации – его время 4.39,035 (средняя скорость 113,53 км/ч).
Среди женщин самой быстрой стала Кристина Гутьеррес с результатом 5.04,779 во второй квалификации (103,94 км/ч).
Есть еще одна деталь, которая обратила на себя внимание – к такому формату соревнований (с квалификациями, отборочными заездами, одновременным стартом нескольких автомобилей) лучше всего адаптировались как раз команды, располагавшие пилотами с большим опытом выступлений в ралли-кроссах.
Достаточно взглянуть на тройку призеров Desert X-Prix – на подиум поднялись Юхан Кристофферссон, Тимми Хансен и Себастьян Лёб… В целом, впечатление после Desert X-Prix следующее – Extreme E Championship может быть интересной серией (особенно с такими экзотическими этапами, как в Гренландии, Сенегале, Бразилии), но о полной электрификации ралли-рейдов говорить рано.
От коротких спринтов на Odyssey 21 (не более 20 км) до большого двухнедельного марафона с допами по 400-600 км – путь гораздо дольше, чем кажется….
Финал Desert X-Prix.
Кристофферссон/Тейлор (S/AUS, Rosberg X Racing).
Хансен/Маннингс (S/GB, Andretti United Extreme E) +23,736.
Лёб/Гутьеррес (F/E, Team X44) +1.38,098.
Extreme E Championship, пилоты (после первого этапа).
Кристофферссон (S), Тейлор (AUS) – 35.
Лёб (F), Гутьеррес (E) – 30.
Хансен (S), Маннингс (GB) – 28.
Сайнс (E), Санс (E) – 26.
Беннетт (GB), Зонка (E) – 20.
Extreme E Championship, команды (после первого этапа).
Rosberg X Racing – 35.
Team X44 – 30.
Andretti United Extreme E – 28.
Acciona | Sainz XE Team – 26.
Hispano-Suiza Xite Energy Team – 20.