/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F8e0f2ddffd902422889555c3b6324149.jpg)
Переехала в Италию, чтобы стать автодизайнером. Юлия Лободюченко создавала проекты для Lamborghini и Audi, а теперь хочет вернуться в Киев
Юля Лободюченко переехала в Италию три года назад, изучала автомобильный дизайн, работала в китайской автокомпании в Турине, а сейчас уволилась и хочет вернуться в Киев.
В интервью MC.today Юля рассказала, как создавала проекты для Lamborghini и Audi в институте, рисовала скетчи в JAC Italy и почему ушла с работы, о которой все мечтают.
В 17 лет выиграла грант на 8 тыс. евро и переехала в Италию
В 17 лет я училась в Киевской академии декоративно-прикладного исскуства и дизайна имени Михаила Бойчука и на первом курсе увлеклась автомобильным дизайном. В Украине профильного образования по этой специальности не было. Основным источником информации для меня стал мой друг, который тогда уже учился в Италии на автодизайне.
Так в моей картине мира Италия стала единственным шансом заниматься тем, что нравится. Я приняла участие в конкурсе на грант и выиграла 50%-ю скидку на обучение в Политехнической школе дизайна в Милане (SPD). Магистратура стоила 16 тыс. евро, я заплатила 8 тыс.
Здание университета в Милане – SPD
Парень в посольстве глядя на мои документы воскликнул: «О, машинки», – и выдал мне визу
Я была второй студенткой из Украины за всю историю университета. Приемная комиссия совершенно не понимала, какие документы мне нужны и сколько времени уйдет на подготовку визы.
Все происходило очень дико. В октябре начиналась учеба, середина сентября – документов о зачислении нет. На вопрос, где документы, отвечали, чтоб не переживала, ведь у меня в запасе еще две недели. О том, что студенческую визу делают месяц, никто не знал.
Я не успевала сделать визу до октября, а пропускать начало учебы не хотела. Поэтому я собрала чемодан и полетела учиться в Италию по безвизу. Приехала, ходила на пары. Никто ни о чем меня не спрашивал, а я и не говорила.Так я проучилась почти до Нового года и в декабре вернулась в Киев.
В Украине снова пошла в посольство оформлять визу. Еслил честно, никто не верил, что я ее получу. Мои друзья готовились мне передачи в тюрьму носить. Адвокаты говорили маме, что шансов нет, потому что нельзя ехать учиться по безвизу!
Спасибо папе, он посоветовал мне распечатать портфолио с машинами и отнести в посольство, показать, чем я занимаюсь. Парень в посольстве смотрел мои документы, дошел до портфолио и такой: «О, машинки! Как красиво!» В общем, мне сделали визу за неделю. Я не могла поверить, схватила паспорт и убежала.
За первые три месяца в Италии я сменила восемь квартир
Дистанционно найти жилье в Милане почти невозможно. Я прилетела в Италию, сняла комнату по Airbnb за 50 евро в сутки и собиралась на месте за неделю найти квартиру. В итоге это заняло гораздо больше времени.
Без итальянского найти жилье очень трудно. Звонишь по объявлению, а там дедушка, который не говорит на английском, и на этом разговор заканчивается. Во-вторых, даже если общий язык получалось найти, возникал вопрос документов, которых у меня просто быть не могло. Вида на жительство у меня не было, дохода тоже не было – я же студентка! Но это никого не волновало.
Аренда одной комнаты в Милане стоит около 700 евро в месяц, при этом не в самом лучшем районе и без ремонта.
За период с октября до Нового года в Италии я сменила восемь квартир. Переезжала каждую неделю-полторы на новое место по Airbnb. Успела пожить в художественной мастерской, у парней-китайцев, которые сняли целую квартиру, переехали все в одну комнату, а вторую сдавали, чтоб заработать. Я жила на кухне у какой-то бабушки. Я даже жила в ванной.
Потом мне повезло: выпускался старший курс нашего университета и студенты освобождали квартиру. Хозяйка – очень классная итальянка, которая прекрасно знала английский. Мы с ней до сих пор общаемся.
Сейчас я уже переехала и живу в Турине в квартире площадью 60 кв. м, плачу 600 евро в месяц (аренда + коммунальные). Цена хорошая, но это не центр, почти окраина города. Еще 300–400 евро в месяц уходит на еду, 30 – на кота и 20–30 – на транспорт.
За обедом итальянские дизайнеры говорят только об одном – о своей пасте
На итальянском я не говорю, хотя уже научилась его понимать. У меня нет нужды и желания учить язык. В магазине или ресторане я могу объясниться, а что мне еще нужно? На гражданство я не претендую, на работу в чисто итальянской компании – тоже.
Я не общаюсь с итальянцами, мне с ними неинтересно. Наверное, сама выстроила этот барьер, но, послушав, что они обсуждают на работе, разочаровалась. Стоят мужчины по 30–40–50 лет и перемывают кости какому-то коллеге, который сегодня не пришел, как какие-то бабули около подъезда.
Вот обед – и у них единственная тема разговора: а что ты приготовил? А с чем приготовил? А у тебя с чем паста? А у тебя с чем? Я сижу, обхватив лицо руками, и думаю: «Парни, вы дизайнеры, вы взрослые люди, что происходит вообще?»
Как ленивые итальянцы не построили Porsche
Итальянцы очень ленивые, причем они сами это признают. Помню, мой любимый преподаватель в университете профессор Андрицио, директор музея «Альфа-Ромео» в Милане и историк, рассказывал интересную вещь: «А чего Porsche выигрывал “24 часа Ле-Мана”, а итальянцы проигрывали? Мы тоже могли сделать Porsche, но зачем? И не сегодня, а в среду или четверг. У нас солнце, у нас пицца, зачем нам эти машины придумывать?»
Италия
Они сами признают, что им лень что-то делать, и даже гордятся этим. Это их национальная идея. Нам лень, мы отдыхаем, а эти дураки швейцарцы, немцы вокруг что-то крутятся, делают. Это потому что у них солнца нет.
Еще итальянцы вообще никуда не спешат: ни образование получить, ни работу найти. Я понимаю, когда так делают в странах, где есть поддержка государства и высокий уровень жизни. А Италия… Она в таких долгах, что даже нам не снилось. И я не понимаю, как в такой ситуации ничего не делать до 30 лет, сидеть на шее у родителей, которые сами уже еле концы с концами сводят.
Конечно, уметь наслаждаться жизнью – это прекрасно, но чем наслаждаться, если дороги разбиты и работы нет. А они такие: зато у нас солнце и море. И только жалуются на власть, которая тоже ничего не делает, потому что солнце и море.
Итальянцам не хватает нашей базы, которую дают в институте
Самое большое отличие между учебой в Украине и Италии – это узкопрофильность.
В Италии у меня была специальность «Автомобильный дизайн», и у нас действительно был только автомобильный дизайн.
В Киеве я училась на «Промышленном дизайне», а образование было больше художественно-академически-базовое. То есть были предметы, связанные с дизайном, но были и такие, как политология, философия, социология, экология и так далее.
Я могу точно сказать, что итальянцам не хватает нашей базы. Выглядело дико, когда людей, которые никогда не рисовали, просили нарисовать машину. Они до этого и прямую линию провести не могли.
Как-то ребят попросили на мотоцикле нарисовать водителя, так они там такое начали выкручивать. Я думаю: может, вы их сначала поучите рисовать?
Это основной минус в образовании в Италии, а все остальное скорее плюсы.
SPD
Мы понимали, что нас готовят к конкретной работе. К тому, что мы ее найдем и будем выполнять. Посыл был такой, что мы настоящие дизайнеры и должны этим гордиться: «Это большая честь, ведь многие мечтают быть на вашем месте» Посыл был хороший.
А в Украине: «Вы рисуете, вы художники, а художник должен быть голодный». У нас еще ректор института была художница. Она приходила к нам на кафедру, видела проекты, макеты мебельных систем, автомобилей, мотоциклов и говорила: «Ой, лучше б вы портрет нарисовали, честное слово». И мы так себя чувствовали, словно какой-то ерундой занимаемся.
Каждую неделю к нам приезжали дизайнеры из Lamborghini и Audi
В Италии магистратура длилась 15 месяцев. Около четырех из них мы занимались проектом для Lamborghini (у каждого курса по-разному, но я попала на Lamborghini). Второй проект был дипломный, мы создавали макет для Audi. Проекты выполнялись в группах по два-три человека.
Дипломный проект для Audi
Каждую неделю к нам приезжали дизайнеры из Lamborghini, Volkswagen и Audi. Они давали нам задания, просматривали скетчи, вносили правки. Мы делали проект для них.
Шеф-дизайнер Automobili Lamborghini Митя Боркерт
Как это выглядело? Встречи проходили в большом зале. Все наши работы – 3D, ручные скетчи, фотошоп – мы печатали на А3 и плиточкой клеили на пластиковые панели. Сверху указывали номер команды и фамилии участников. Итого было восемь панелей – по одной от команды.
Выставка в SPD
Представители компаний приходили и по очереди высказывались о каждой панели: что-то дорисовывали, спрашивали, рассказывали. После первого осмотра все шли на обед, а потом возвращались и снова разбирали наши работы, только уже более детально. Вот так проходил целый день. Потом они летели обратно.
Главная польза от таких встреч – это возможность обрести новые контакты в индустрии. Именно через этих людей мы потом рассылали свои резюме.
Спала по паре часов в сутки, посадила зрение и заработала гастрит
В институте в Италии был большой минус – это темп учебы. Мы там дышать не могли.
Наша директриса в SPD думала, что, чтобы мы выдали максимальный результат, нас нужно запугать до смерти. Помню, перед выпуском у меня уже глаз дергался круглосуточно.
Мы делаем проект, вбегает директриса и говорит:
– На понедельник вы должны принести еще 40 страниц эскизов.
– Подождите, мы и так всего два часа спим.
– В смысле, вы что, еще и спите? Вы работу не планируете найти?
SPD
Я вышла из института с гастритом, в очках, в прыщах. Там такой букет, что на меня смотреть было жалко. Мы не спали, не ели. Мы приходили в институт в восемь утра и уходили в восемь вечера.
Даже когда у нас не было пар, мы не имели права покинуть территорию вуза. «В смысле уйти? Вам что, заняться нечем? У вас проекты горят. Сели в библиотеке и рисуете».
В каждой аудитории видеокамеры. Как-то у нас было занятие в зале по 3D, где планшеты. А у нас горел проект, который нужно рисовать. Мы планшеты тихонько повернули на задних партах и рисуем, что нам нужно. А за спинами камеры. У каждого преподавателя на столе телефон. Через секунду звонит телефон, учитель так: «Ага-ага». И потом: «А я вижу там сзади кто-то рисует».
SPD
Выходишь кофе попить, а возле кофейного аппарата камеры, и уже преподавателю звонят: «Почему ваши студенты шляются?»
Почему так? Потому что это частный университет. У него есть спонсоры, которым нужно показать результат.
Плюс китайской компании в том, что тут все работает быстрее
К окончанию института у меня было два варианта стажировки: ItalDesign и JAC Italy. В первой компании долго тянули с ответом, и я пошла во вторую.
JAC Italy – это китайская компания, которая занимается грузовым транспортом (фуры, автобусы и так далее). Около 12 лет назад они открыли отделение пассажирских авто. Дизайн-студия пассажирской линейки находится в Италии.
В принципе, в Турине очень много китайских компаний. Для них это престижно – иметь дизайн-студию где-то в Европе, желательно в Италии или Германии.
Я работала дизайнером экстерьера. После шести месяцев стажировки со мной подписали контракт. Без опыта можно рассчитывать на зарплату 300–800 евро в месяц, некоторые компании вообще не платят. А с опытом около пяти лет можно выйти на зарплату 2–4 тыс. евро в месяц.
Как выглядит работа? Приходишь, садишься, включаешь планшет, компьютер и рисуешь. Фейслифтинг (обновление текущих моделей) – это то, что делают в индустрии чаще всего.
Берется база и изменяются передние и задние бампера, возможно, еще фары. Зависит от бюджета и задач.
У нас был модельный ряд, который нужно было ежегодно обновлять. Иногда делались концепты на китайские автошоу, тогда с нуля можешь рисовать машину. Еще у нас была своя макетная мастерская, где все нарисованные модели вырезались 1 к 1.
Большой плюс китайской компании – тут все работает быстрее, чем в европейских фирмах. Где-то на Audi, чтоб твой скетч вырезали 1 к 1 в макет, нужно отработать лет 5–10. Тут в первые полгода работы мои модели переда, дисков и зеркал уже вырезались на первом этаже в макет.
Всего в команде у нас было 16 дизайнеров: девять на интерьере, семь на экстерьере.
Европейский и китайский авторынок не имеют между собой ничего общего
Я участвовала в создании таких машин, как JAC S5, JAC A60, JAC A6, JAC E10X, но все эти модели мы обновляли для Китая. И большинство из них появятся на рынке только через 3–5 лет.
Модель JAC E10X
В целом рынок автомобилей в Китае сильно отличается от нашего. Он закрытый. Даже большие бренды делают для Китая отдельные модели. Audi китайская и Audi европейская – это две разные машины. Те Volkswagen, Mercedes, которые ездят по Китаю, ничего общего с европейскими брендами не имеют. Компании открывают под китайский рынок отдельные дизайн-студии, создают отдельные модели, отдельные автосалоны.
Те, кто идет сейчас на курсы автодизайна, должны понимать, что не найдут работу
Мне грустно смотреть на курсы автомобильного дизайна, которые предлагают в Instagram. Сейчас такое пресыщение рынка. Людям, которые на них идут, нужно честно понимать, что они не найдут работу.
Например, у нас в группе было 28 человек, по профессии сейчас никто не работает. Сначала нас было пятеро, тех, кто нашел работу, а сейчас никого.
Команды дизайнеров в автокомпаниях, как правило, небольшие. У нас 16 дизайнеров, на Peugeot – 19. На McLaren – семеро. На Škoda, может, 20. Очень раздутые штаты в Audi – 150, BMW – 150. Но они уже лет пять никого нового не берут, только увольняют. Потому что такое количество человек никому не нужно. Нет столько проектов, чтоб всех этих людей рассадить и дать работу.
![]()
Институтам на это плевать. Им главное, чтобы заплатили. Почти все университеты по автодизайну частные, кроме немецкого Пфорцхайма. Это бешеные деньги. Бакалавр стоит 45–50 тыс. евро. Куда потом эти люди пойдут – не их проблемы. Им главное, чтоб им эти 50 тыс. евро заплатили.
У меня были одногруппники, которые прямую линию не могли провести, им никто честно не сказал, что шансов найти работу нет. Их брали, а потом полтора года рассказывали: «Вы все особенные, вы все сможете». А если у человека нет критического мышления и он не может реально оценить свой уровень, то это уже личные проблемы.
Конечно, если без этого жить не можешь, то иди в профессию. Но если сидишь и думаешь: «Куда бы приткнуться, наверное, в автодизайне классно», – то лучше не нужно.
Я бы очень хотела сидеть в Киеве и удаленно работать на какую-то автокомпанию
Месяц назад я написала заявление об увольнении.
Если коротко, мне не подходит то, что сейчас происходит в индустрии. Автомобильный дизайн превратился в маркетинг и череду абсолютно нелогичных решений.
Пример из моей работы. Приходит техническое задание: нарисована Tesla и они хотят такую форму гладкую, пустую, без лишних деталей. Я говорю:
– Парни, а вы понимаете, почему у Tesla такая форма? Функция должна диктовать форму. У нее есть конкретные функции, которые диктуют конкретную форму. Почему мы ее тупо копируем?
– Нет. Ее покупают. Мы сделаем похожую форму, и у нас ее тоже будут покупать.
– Ее покупают не из-за формы. Ее покупают, потому что эта машины встречает вас возле кафе, сама возвращается с парковки, а там уже ваша любимая музыка, температура и запах в салоне. Ее не из-за формы покупают.
– Нормально. Покатит.
И так работают не только китайцы. Я раньше думала, что это только они всех копируют, но так работает большинство компаний.
Я на все это посмотрела и ушла из фирмы. Такой принцип работы мне не подходит.
Пока занимаюсь иллюстрацией и хочу еще UX/UI поучить. Возможно, в этой роли работать в автодизайне будет намного интереснее.
Мой план – вернуться жить в Киев.
Я бы очень хотела сидеть дома и дистанционно работать на какую-то автомобильную компанию. Если говорить, на какую, то, наверное, Volvo Polestar. Мне на сегодня очень импонирует то, что они делают.
