За разработку простого интернет-магазина веб-студии просят от $1 тыс. А еще нужны менеджеры, которые будут обрабатывать заказы и следить за логистикой. В январе редакция MC.today запустила свой интернет-магазин фирменных вещей и вложилась в $19 в месяц. Проект работает «сам по себе» – команда издания занимается только маркетингом.
В партнерском материале с ApiX-Drive команда MC.today рассказала, как родилась идея продавать фирменные вещи, почему найти идеальную желтую футболку – непростая задача и как удалось сделать магазин полностью автономным.
Зачем изданию интернет-магазин
В августе 2020 года мы готовились к совместному проекту с компанией ApiX-Drive, которая делает интеграции между разными сервисами. Например, вы поговорили с клиентом по IP-телефонии и благодаря ApiX-Drive в Google-таблице автоматически сохранились данные о звонке: дата, номер позвонившего, как долго длился разговор. А если вдруг пропустили звонок, уведомление сразу же придет вам в Telegram. Всего клиентам доступно более 250 разных интеграций.
Игорь Шамин, основатель сервиса Apix-Drive
Основатель сервиса Игорь Шамин рассказал, что помимо таких интеграций продукт позволяет легко и быстро запускать интернет-магазины. Нам стало интересно попробовать – так и родилась идея продавать фирменные товары MC.today.
Для нас это возможность стать ближе к читателям. У нас уже были брендированные вещи, которые мы дарили сотрудникам. От читателей мы слышали: «Хочу такую же футболку!» А теперь каждый может носить «на сердце» надпись MC Creator.
Еще одна цель – заработать денег, ведь мы как независимое издание живем «на свои».
Когда мы обсуждали, какие товары будем продавать, вся редакция предлагала идеи: от спальных мешков и карематов – до кепок и термокружек. В итоге выбрали четыре вещи: футболку, худи, портативную зарядку и наклейку.
Футболку и худи можно носить на работе и на отдыхе – это круто. Портативная зарядка – полезное устройство, особенно для наших читателей, людей из IT-сферы. Если верить Google-аналитике, 50–60% из них пользуются техникой Apple. А кому нужно подзарядить телефон, как не человеку с айфоном, который быстро садится на холоде. Наконец, наклейка – просто милая вещь, люди любят украшать ноутбуки.
Мы выбрали товары с высокой себестоимостью, поэтому понимаем, что много прибыли не получим. Но нам важно, чтобы из футболки через неделю не полезли нитки, на ней не стерлась надпись. Поэтому интернет-магазин фирменных вещей – это больше о бренде, чем о заработке.
Как искали партнеров и идеальные желтые вещи
Первые фирменные футболки мы создали еще в мае 2020-го – на подарки ребятам, которые вступили в наш закрытый читательский клуб MC Creators.
Юлия Горошко, продюсер спецпроектов MC.today
Хотелось сделать премиальный товар: чтобы вещь не полиняла после первой стирки и читателям было не стыдно ее носить. Для этого наш продюсер спецпроектов Юлия Горошко изучила все типографии, которые работают с текстилем. Остановились на ALT business class print – она оказалась лучшей по качеству и скорости работы.
Следующий шаг – найти футболку подходящего желтого оттенка. Мы пересмотрели весь ассортимент в украинских магазинах – все были не такого цвета, как в нашем брендбуке (документ с описанием визуального стиля компании. – Прим. ред.). В итоге подобрать идеальный вариант помогла типография. Оказалось, нужный оттенок есть только у одного украинского поставщика – его помог подобрать Антон Морозов, основатель ALT business class print.
Чтобы проверить качество всех материалов и самой печати, Юля съездила в типографию и сделала пробный заказ. А дома несколько раз постирала вещь, чтобы посмотреть, не «расползется» ли логотип. Все прошло удачно.
В сентябре, когда решили запускать интернет-магазин, мы стали искать толстовки и худи. Толстовки подходящего желтого цвета оказались слишком узкого кроя – сядут не на любую фигуру. Поэтому остановились на худи. Юля нашла нужную модель в интернете, а типография сама связалась с поставщиками и договорилась о сотрудничестве.
Вера Черныш, управляющий редактор MC.today
Наклейку тоже заказали в типографии ALT business class print. Наш управляющий редактор Вера Черныш предложила сделать ее объемной – чтобы наклейка не облезла с крышки ноутбука. Мы выбрали прорезиненную модель, сверху она покрыта специальной смолой. Это самый качественный вариант из всех, которые нам удалось найти.
С портативной зарядкой все проще. У нас уже был знакомый производитель – компания Power Slim, которая изготавливает такие устройства и наносит на них логотипы клиентов для корпоративных подарков. Они выпускают отличные ультратонкие павербанки толщиной от 8 мм и весом 120 г. В качестве мы были уверены, потому что заказывали продукцию Power Slim на подарки партнерам в прошлом году.
В компании нам помогли подобрать портативную зарядку нужного цвета, разработали дизайн и взяли на себя все заботы о печати логотипа.
Как можно «автоматизировать» магазин в ApiX-Drive
Посадочную страницу интернет-магазина на Tilda мы сверстали за несколько дней.
Но главная идея – сделать магазин автономным, ведь в редакции нет «лишних» рук, человека, который мог бы обрабатывать заказы. Решение этой задачи нам и предложили в ApiX-Drive. Их продукт позволит «связать» разные онлайн-сервисы без программистов и специальных знаний.
Apix-Drive работает на украинском рынке и поддерживает все сервисы, с которыми мы работаем:
- Tilda – в этом конструкторе сайтов мы планировали сверстать онлайн-магазин;
- SendPulse – этот сервис email-рассылки используют, чтобы уведомлять покупателей о статусе их заказа;
- CRM-систему «Битрикс24» – в ней наши поставщики ведут учет заказов;
- Telegram – в нем мы общаемся с поставщиками;
- «Новая Почта» – оператор, который формирует товарно-транспортные накладные и отправляет заказы.
Это значит, можно настроить такие связи для нашего интернет-магазина.
Человек нажимает на сайте кнопку «Купить», оплачивает товар – и заказ сохраняется в базе Tilda. Одновременно он попадает к нам в «Битрикс24», и покупателю на почту отправляется письмо с подтверждением заказа. А в Telegram приходят уведомления нашим подрядчикам – типографии и производителю портативных зарядок.
В «Битрикс24» подрядчики видят имя клиента, его контакты, вид товара, количество и размер, если это одежда. А в кабинете «Новой Почты» появляется ТТН – товарно-транспортная накладная, чтобы отправить товар напрямую покупателю.
Нам же остается только раз в месяц сверять заказы с подрядчиками, чтобы заплатить им деньги.
Как мы настроили ApiX-Drive со второй попытки
Сначала за настройку «связок» между онлайн-сервисами взялась менеджер спецпроектов Юлия Горошко. Ребята из техподдержки ApiX-Drive выяснили, какие интеграции нам нужны, и подготовили для нас инструкцию, как все настроить.
Юля легко «связала» Tilda с почтой – чтобы клиенту приходили уведомления с подтверждением заказа. Для этого она выбрала в ApiX-Drive:
- источник данных – это Tilda;
- прием данных – это Gmail;
- действие – как только в Tilda появляется новый заказ, сервис автоматически формирует в нашем корпоративном Gmail письмо покупателю и отправляет его на электронный адрес.
А с Telegram, «Битрикс24» и «Новой Почтой» вышла заминка. Дело в том, что нам нужно было создать два разных чата в Telegram – для типографии и производителей портативных зарядок. Например, если человек покупает наклейку – такой заказ должен прийти только в чат ALT business class print. Настроить их у Юли Горошко получилось, но оба подрядчика получали не только свои заказы, но и заказы друг друга. Типографии помимо худи и футболок приходили уведомления о павербанках. Производитель портативных зарядок тоже получал свои и чужие заказы.
Связь Tilda-Telegram
На этом этапе к проекту подключилась наш директор по маркетингу Юлия Головлёва. Она создала еще одну связь Tilda-Telegram, добавила во второй чат бота ApiX-Drive и разделила товары с помощью фильтра. Теперь, если покупатель заказывал портативную зарядку, уведомление приходило в чат с Power Slim. Все остальное – футболка, худи или наклейка – в другой, на типографию.
Потом Юля Головлёва доделала интеграцию с «Битрикс24» – она уже работала с этой CRM-системой, и ей было понятно, как все грамотно настроить.
Юлия Головлёва, директор по маркетингу MC.today
Связку с «Новой Почтой» тоже начала делать Юля Горошко – подключила API (Application Programming Interface – механизм, с помощью которого одна программа получает доступ к данным из другой программы. – Прим. ред.) к бизнес-кабинету одного из подрядчиков. А Юля Головлёва установила на сайт интернет-магазина сервис «Новой Почты», который позволяет покупателю выбирать свое отделение из выпадающего списка. Это нужно, чтобы человек не вбивал его руками и не ошибался.
После этого Юля Головлёва связала «Новую Почту» с «Битрикс24», чтобы для каждого заказа автоматически формировалась товарно-транспортная накладная. Она зависит от того, какие у товара стоимость и вес.
В процессе у Юли возникла ошибка: отделение, из которого редакция будет отправлять посылку, не отображалось в списке. Разобраться помогли в техподдержке ApiX-Drive: оказалось, нужно было отдельно указать в настройках те отделения, которые принимают посылки только до 30 кг.
Ребята из техподдержки постоянно были с нами на связи: отвечали нам в чате и выясняли, в чем проблема. Мы обращались к ним по несколько раз в день.
Какие цели ставим перед интернет-магазином
Самый дешевый товар в нашем магазине – наклейка за 99 грн, самый дорогой – худи за 1499 грн. За месяц у нас купили наклейку и худи.
Сейчас мы рекламируем магазин в соцсетях и с помощью баннеров на сайте. Летом, возможно, запустим розыгрыши, будем продвигать товары через лидеров мнений.
Пока что мы только тестируем работу интернет-магазина, но в будущем хотим выйти на доход 10 тыс. грн в месяц. Если будет спрос, расширим ассортимент: добавим чашки, носки, блокноты, ручки и так далее.
Наши постоянные затраты – только $19 в месяц за подписку на ApiX-Drive. Там есть и бесплатный пакет, но в нем доступны только две связи между разными сервисами. А у нас их больше: мы используем ApiX-Drive не только для интернет-магазина, но и для других задач. Например, когда проводим вебинар, рассылаем нашим партнерам Google-форму для регистрации. Человек ее заполняет – и информация автоматически передается в сервис для рассылок SendPulse. Партнер получает письмо со ссылкой на вебинар – нам не приходится делать рассылку руками.
В товары деньги не вкладываем, потому что изготавливаем их уже после того, как получили заказ. Для нас это идеальная бизнес-модель: не нужно заботиться о складе или логистике.