NEST – бесплатная программа для украинских стартапов, где учат создавать конкурентный продукт. Авторы платформы хотят растить успешные бизнесы и даже «единорогов» – компании, которые стоят более $1 млрд. Первые два набора по 7 команд уже завершили четырехмесячное обучение. Еще 10 команд сейчас проходят третий тренировочный лагерь.
В партнерском проекте MC.Today рассказывает, как NEST помогает стартапам развиваться и как туда попасть.
Как появился NEST
Идея основать платформу для стартапов NEST появилась у команды инновационного парка UNIT.City весной 2020-го.
Сначала просто хотели выделить нескольким стартапам пространство для работы в UNIT.City, где они могли бы найти новых клиентов и инвесторов. Но позже поняли, что людям также нужны обучение и консультации менторов. Так запустили бесплатную акселерационную программу NEST bootcamp.
«В Украине много акселерационных программ. Но мы первые, кто создает целостную экосистему: учим начинающие компании выбирать бизнес-модель, строить маркетинг, выходить на новые рынки, общаться с инвесторами», – говорит исполнительный директор UNIT.City Доминик Пиоте.
Он уверен, что в будущем от этого выиграют все участники рынка. Сначала UNIT.City бесплатно поможет стартапам встать на ноги, привлечь инвестиции и запустить продукт. А затем эти же компании вернутся в инновационный парк как клиенты.
По словам Доминика Пиоте, именно так работает IT-индустрия в Кремниевой долине: все игроки рынка приносят друг другу ценность, и экосистема становится все более зрелой. Такой комплексный подход позволяет вырастить успешные бизнесы и даже «единорогов» – компании, которые стоят более $1 млрд.
Как проходит обучение
Доминик Пиоте разрабатывал программу вместе с руководителем департамента экосистемы UNIT.City Валентиной Ракитиной и директором стартап-программ университета в Беркли Риком Расмуссеном. В прошлом Рик – топ-менеджер технологических компаний LSI Logic, C-Cube Microsystems и @Road. Их продали за общую сумму свыше $8 млрд.
Создатели стартапов учатся в NEST bootcamp четыре месяца. Около 20 зарубежных и украинских менторов проводили общие лекции и личные сессии вопросов-ответов для каждого стартапа.
«Если стартапу нужна консультация определенного эксперта, мы помогаем и организовываем ее. Например, для тех, кто интересовался выходом на рынок Великобритании, мы устроили питчинг в британском посольстве», – рассказывает Доминик Пиоте.
NEST bootcamp/ Фото: UNIT.City
Что получают участники
Команды получили первые результаты еще во время обучения.
- Основатели сервиса Watched, который анализирует, как люди реагируют на видео, изменили бизнес-модель и пересмотрели целевую аудиторию. Они нацелились на работу с онлайн-кинотеатрами и сервисами видеостриминга.
- Основатели сервиса сервиса Elomia, который заменяет живого психолога, вместе со специалистами по маркетингу из Rоyenko Agency разработали около 30 креативных решений по продвижению стартапа. В результате число пользователей увеличилось в 6 раз.
12 ноября был первый выпуск стартапов NEST bootcamp, он прошел в формате Elevator Pitch (с англ. – презентация в лифте. – Прим. ред.). Команды ехали в лифте с инвестором и в течение 40 секунд рассказывали о продукте. 9 июля состоялся уже второй выпуск. На этот раз его провели в формате Speed Dating (с англ. – быстрые знакомства. – Прим. ред.). У команд было по 3 минуты, чтобы презентовать проект каждому из инвесторов.
Среди них были Святослава Ткаченко, аналитик Черновицкой инвестиционной группы, Константин Заполясный, директор по инвестициям в Zubr Capital, Станислав Сальков из Dragon Capital, Вячеслав Подлисный из Startup Network, Игорь Маркевич из Ukrainian Startup Fund, Андрей Зинчук из Founding Partner ZAS Ventures, Алекс Шугаев, инвестор investclub.vc.
Кстати, участники первого набора, создатели стартапа Watched, уже привлекли $ 450 тыс. инвестиций. Сейчас у него уже новое название – Wantent.
Как проходит отбор в NEST
Всего на три набора NEST bootcamp подали заявки 177 стартапов, в первые два отобрали по семь команд, в третий – 10. Их выбирали Доминик Пиоте, Рик Расмуссен, директор по инновациям ДТЭК Эмануэле Вольпе, руководитель команды в U.Ventures Western NIS Enterprise Fund Андрей Сорохан. Оценивали стартапы по таким критериям, как команда, бизнес-модель и есть ли у продукта рынок.
«Взяли тех, у кого уже есть продукт. Область разработки значения не имела. Среди наших участников – стартапы в сферах от финтеха до агрономии», – объясняет директор UNIT.City.