20 апреля, суббота
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Самые востребованные художники мира: кто они и почему их картины хотят все?
Самые востребованные художники мира: кто они и почему их картины хотят все?

Самые востребованные художники мира: кто они и почему их картины хотят все?

Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Энди Уорхол

Международный арт-рынок, несмотря на сокращение в 2020 году на 25% с 67 до 50 миллиардов долларов, по-прежнему огромен. По оценкам экспертов, это был самый ощутимый скачок вниз со времен кризиса 2009 года, хотя многие прогнозировали куда более значительное снижение в год, когда мировой арт-рынок встал на паузу. Тем не менее, развитие продолжается вместе с общей глобализацией арт-рынка. Несмотря на усиление роли Китая, лидерами на нём остаются также США и Великобритания, которые вместе занимают почти 85% от всего рынка. Современное искусство в 2020 году составляет уже 15% современного арт-рынка, а работы известных мировых художников продаются за десятки и даже сотни миллионов долларов. Так кто же они — самые популярные и продаваемые художники мира? И есть ли среди них российские представители?

Цена искусства

Топ главных мировых художников возглавляет легендарный Леонардо да Винчи, чья работа «Спаситель мира» была продана в 2017 году наследному принцу Саудовской Аравии за баснословную сумму в $450,3 млн. Это — абсолютный рекорд, который вряд ли кто-либо сможет побить в ближайшие годы (читайте также: 7 тайн знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи). За ним следует один из главных художников послевоенного искусства Виллием Де Куннинг и один из его абстрактных пейзажей «Развязка», который также часто называют «Обмен». В 1989 году работа стоила всего $20,68 млн., но в 2015 году американский миллиардер и меценат Кен Гриффин купил её более чем в десять раз дороже — за $300 млн. И это прекрасный пример роста инвестиционной стоимости произведений искусства. На третьем месте расположился Поль Гоген и его работа «Когда свадьба», которая до 2015 года делила статус «самой дорогой картины в мире» с творением Кунинга, и была продана музейному ведомству Катара за $300 млн. Произведение «Игроки в карты» Поля Сезанна неофициально занимает четвертое место в рейтинге — картина была продана вне аукционных торгов. По оценкам экспертов в 2012 году королевская семья Катара заплатила за работу $250 млн. Замыкает пятерку Джексон Поллок. Его Работа «Номер 17А» была продана в 2016 году коллекционеру Кеннету К. за Гриффину $200 млн.

Леонардо да Винчи «Спаситель мира», 1499–1510
Поль Гоген «Когда свадьба», 1892

Тем не менее, если посмотреть на рынок с другого ракурса, то окажется, что список главных художников выглядит иначе. Об этом красноречиво говорят цифры аукционных торгов. Так, за 2020 год лидером по объему продаж картин, ушедших с молотка, стал Пабло Пикассо — его работы были проданы на сумму в $245,3 млн! А если оценивать общий объем продаж Пикассо, включая частные продажи, то эта сумма вырастет почти до $600 млн! Этому, правда, есть вполне логичное объяснение: помимо своей популярности у коллекционеров, Пикассо всегда был известен, как очень плодовитый художник, создававший картины или иные арт-объекты чуть ли не ежедневно. Неудивительно, что ежегодно по всему миру продаются тысячи его работ. В прошлом году, например, только на аукционах продали 3396 лотов.

А вот у художника Сан Ю, расположившегося на 2 месте списка, было продано всего лишь 79 лотов — зато каких! Общий объем аукционных продаж картин художника составил $163,1 млн. Тут важно оговориться, что многие проданные лоты Пикассо — это тиражная графика (гравюры, линогравюры, литографии и офорты), которые сегодня пользуются большой популярностью, а вот работы Сан Ю— в основном, живопись. Замыкает тройку самых востребованных художников живописец Чжао Уцзи, 373 картины которого продали на аукционах за $158,1 млн. Есть также в этом топе и знаменитый Энди Уорхол (7 место — $115 млн), и, уже упомянутый выше, Ци Байши (8 место — $112,1 млн).

Энди Уорхол «Диптих Мэрилин», 1962

Глядя на эти имена, может показаться, что современные авторы не играют большой роли на мировом арт-рынке, но это совсем не так. На 5 и 12 местах рейтинга по объему аукционных продаж за 2020 год оказались Дэвид Хокни и Герхард Рихтер с результатами в $131,7 и $102,4 млн. 29 строчку занял Эд Рушей, чьи картины разошлись за $46,3 млн.

В рейтинге 2020 года продажи работ Джеффа Кунса оцениваются в $2,8 млн. Тем не менее, именно Кунс является автором самого дорогого арт-объекта среди ныне живущих художников. Его знаменитый «Кролик» был продан за огромную сумму — $91,075 млн! Интересно, что цена покупки более чем 90-кратно превысила изначальную стоимость «Кролика» в 1 миллион долларов — сумму, за которую в 1992 году его купил Сай Ньюхаус, «отец гламура», стоявший у истоков журнала VOGUE. Совсем немного отстаёт от Кунса Дэвид Хокни: его «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» удалось продать за $90,3 млн. Также из известных на весь мир художников авторами одних из самых дорогих работ стали Герхард Рихтер (3 место — $46,3 млн), Джаспер Джонс (5 место — $36 млн), Дэмиен Хёрст (13 место — $19,2 млн), Такаси Мураками (16 место — $15,16 млн). 

Джефф Кунс «Кролик», 1986

Современные художники — амбассадоры брендов

Очевидно, что современное искусство в цене у самых влиятельных и богатых коллекционеров. Более того, среди них существует негласное правило хорошего тона: если квартира, например, в Нью-Йорке на Манхэттене или в Лондонских районах Найтбридже, Ричмонде стоит, допустим, десять миллионов долларов, то стоимость коллекции изобразительного искусства, которое в ней находится, должна быть сопоставимой или даже выше. Неудивительно, что среди современных художников есть и владельцы огромных состояний. Абсолютным лидером является Дэмиен Хёрст — по разным оценкам его активы составляют от $300 млн до $1 млрд! Не менее внушительными средствами обладают Джефф Кунс (от $200 млн до $500 млн), Джаспер Джонс (около $300 млн), Такаси Мураками ($100-200 млн) и другие талантливые авторы.

Такаси Мураками, выставка в Версальском дворце, 2010

Такая бешеная цена работ и огромные богатства возникают, в том числе, как следствие большой популярности современных художников по всему миру. Зачастую уровень их известности сравним со звёздами шоу-бизнеса: актерами, продюсерами, музыкантами. Их снимают в кино и рекламе, приглашают на различные ток-шоу, следят за их жизнью. Но главный секрет их популярности — коллаборации с самыми известными мировыми брендами.

Наверное, каждый советский человек помнит знаменитые духи Dali, флакон которых был сделан по эскизу великого сюрреалиста. Во многом благодаря им сегодня Сальвадора Дали в России знают и любят больше, чем других мировых художников. Ещё один пример удачной коллаборации — автомобиль компании Citroen, названный в честь испанского художника и скульптора Пабло Пикассо. В свою очередь BMW развивает проект BMW Art Cars и совместно с известными деятелями современного искусства создаёт арт-автомобили. Так, в разный период времени с BMW сотрудничали Энди Уорхол, Дэвид Хокни, Джефф Кунс и многие другие. А вот бренд Swatch еще с середины 1980-х годов выпускает лимитированные коллекции своих часов с популярными художниками. Часы, машины, духи, самая разнообразная одежда и даже электронная техника — можно найти примеры любых арт-коллабораций. Пророческими стали слова Энди Уорхола: «Бизнес — лучшее искусство» (читайте также: 30 ироничных и откровенных цитат Энди Уорхола о красоте, искусстве и любви).

Почему в России все иначе?

К сожалению, у нас мало покупают международное искусство и дело, скорее, в цене работ. Российских коллекционеров привлекают известные отечественные художники прошлого: Айвазовский, Шишкин, Репин, Серов. Умалять их заслуг нельзя, но при этом невозможно не отметить, что именно из-за этого современное искусство в нашей стране представлено в минимальном количестве. При этом надо сказать, что, на самом деле, коллекционеры, которые покупают западное искусство в России всё же есть, просто почти все они предпочитают не афишировать свои покупки и стараются хранить их за рубежом, хотя вполне могли бы не только привозить искусство сюда, но и передавать в дар музеям.

Вероятно, проблема возникает из-за того, что в России арт-рынок все еще настолько мал, что составляет менее 0,03% от мирового рынка искусства. В 2020 году общий объем продаж внутри страны, по экспертным оценкам, составил порядка $200 млн. Небольшая сумма. За эти деньги сложно совершить даже одну стоящую покупку. Шедевры Пикассо, Сезана, Климта — все они и многие другие художники будут стоить дороже или как, весь годовой объем продаж российского арт рынка!

Илья Кабаков «Инцидент в коридоре возле кухни», 1989

В такой ситуации появление новых художников мирового уровня практически невозможно. Отсутствие стабильности и стагнация на рынке вынуждает многих художников перемещаться в другие сферы деятельности и заниматься работой, которая их совершенно не вдохновляет. Профессиональных художников в стране больше 20 тысяч и подавляющее большинство из них остается незамеченным, без возможности зарабатывать любимым делом. Из ныне живущих российских деятелей искусства на мировом арт-рынке можно встретить лишь одно имя — Илья Кабаков. В прошлом году его картина «Праздник №1» возглавила топ-10 самых дорогих работ шестидесятников на мировых аукционах — она была продана почти за миллион долларов. Абсолютно несравнимо с тем, как дорого стоит искусство современных международных художников.

Иронично, что самым дорогим «российским» художником в 2020 году на мировом арт-рынке стал Марк Ротко: 9 его работ были проданы за $40,7 млн. При этом сам Ротко в возрасте 10 лет вместе с семьей эмигрировал в США, где и прожил всю свою жизнь. Прекрасная иллюстрация того, как художник с российскими корнями может стать знаменитым на весь мир.

Марк Ротко «№61 (Ржавый и голубой»), 1953
Марк Ротко «Без названия (Белый, синий, серый)», 1954

При этом нельзя сказать, что перспектив нет. Известно, что рынок существует, пока в него верят и, раз российский рынок искусства существует хоть и в очень скромных размерах, значит, есть надежда на его рост и постепенное появление наших художников на мировой арене. К сожалению, в отличие от коллекционеров Европы, Китая или Америки, которые искренне верят в силу и влияние своих современных художников, в нашей стране в ныне живущих русских авторов не верят. Чем быстрее нашему искусству начнут доверять, чем быстрее люди начнут интересоваться искусством, вследствие появления новых музеев, галерей, выставок и арт-ярмарок, тем ближе тот день, когда и наш современник сможет продать или купить картину на аукционе за восьмизначную сумму.

Фото: Getty Images, Legion Media

Marie Claire Editorial
Источник материала
Поделиться сюжетом