/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Febfef74766972b2dc1c2a15fb3974e29.jpg)
Из стартового капитала у меня была только цель: как я построила работающий бизнес с двумя декретами и без денег
Ещё десять лет назад я подрабатывала написанием бизнес-планов на Advego и была студенткой в преддверии декрета. Когда появилась идея создания агентства, из стартового капитала у меня была только цель. Но и этого оказалось достаточно.
Сейчас мое агентство работает со средним и крупным украинским бизнесом и заказчиками из стран СНГ, ежемесячно генерирует контент на миллионы символов, оказывает услуги SEO-продвижения сайтов, выводит их в топ поисковых систем, проводит обучение по курсу «Креативный SEO-копирайтинг».
О становлении своего бизнеса я и хочу сегодня рассказать.
Искала способ заработать денег, а нашла идею бизнеса
В 2011 году я училась в Харькове в магистратуре НТУ «ХПИ» на экономическом факультете, по специальности «Менеджмент инновационной деятельности». Как и многие студенты, я искала способы совместить учёбу и работу.
Из родителей у меня была только мама. Отец погиб в мои 14 лет, и мне не хотелось быть обузой для мамы. Наоборот, было желание ей помогать. Но поскольку я была на шестом месяце беременности, найти достойную работу было не так-то просто.
Во время каникул я активно искала в интернете какую-то онлайн-работу. И наткнулась на биржу копирайтинга Advego. Решила попробовать, хотя о создании контента на тот момент знала чуть больше, чем ничего.
К биржевой занятости я отнеслась, как к полноценной работе. Придумывала, как лучше себя позиционировать заказчикам. Ставила финансовые планы и параллельно осваивала теорию по Google.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Febfef74766972b2dc1c2a15fb3974e29.jpg)
Международный слет копирайтеров в Киеве – Advego-2013
Через полгода на Advego у меня появился постоянный клиент – я писала бизнес-планы для портала предпринимателей. Брала по $2 за 1 тыс. знаков и в день зарабатывала по $20-40. На тот момент это были довольно хорошие деньги, особенно для студентки и мамы в декрете.
В 2013 году перешла на фриланс, а число моих постоянных клиентов заметно возросло количественно и качественно: владельцы бизнеса, маркетологи, менеджеры и SEO-специалисты крупных компаний. Я уже не успевала выполнять всю работу самостоятельно и научила копирайтингу свою подругу и сноху. Они мне и помогали справляться с возросшими объёмами работы.
Когда дочке исполнилось 2,5 года, и она пошла в садик, я решила открыть офис. Идею подсказал двоюродный брат – предприниматель с семилетним стажем. И вот в марте 2014 года я открыла свой первый офис, оформила ФЛП и начала работать официально.
Всегда думала, что открытие своего бизнеса требует больших вложений, но ошибалась
Для начала работы я арендовала офис в Жмеринке, купила столы, стулья и четыре ноутбука. Потратила около $2 тыс., которые заработала ранее на копирайтинге. Некоторые люди в команде использовали свои ноутбуки, и от меня требовалась только организация рабочего места – стол и стул в офисе.
Многие из команды и вовсе работали удалённо, с частичной или полной загрузкой. Это помогало экономить на офисных расходах.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F87fe57ea17cec1d76e914a89c0913acc.jpg)
Первый офис в Жмеринке
Всё необходимое я покупала на заработанные деньги. Никаких сторонних инвестиций извне или займов не потребовалось. Выйти на чистую прибыль удалось уже в первый месяц работы. Хотя для этого мне самой приходилось много работать – я заменяла, как минимум, 3-4 специалистов. Но результаты того стоили.
На деньги, которые я заработала на копирайтинге в декрете и прибыль от работы офиса в первом полугодии, я купила квартиру за $30 тыс. На тот момент мне было 25 лет, и это была моя первая по-настоящему дорогая покупка.
Училась сама, обучала сотрудников и параллельно налаживала бизнес-процессы
Сложнее было с командой. В начале 2014 года ситуация в Украине была неспокойной. На фоне Евромайдана и последующих событий многие люди остались без работы и дефицита в соискателях не было. Но трудно было найти специалистов.
Поиск сотрудников, пожалуй, и оказался самым сложным моментом. В самом начале, как правило, приходил кто-то один и потом он приводил ещё 2-3 человек, помогал их обучать. Так собиралась первая команда.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F9ccf8fd659f1834a58b14c55a0d840bf.jpg)
Ukrainian Digital Conference в 2019 году в Харькове
Проблема была в том, что почти всех приходилось учить с нуля. Это отнимало массу времени и собственных ресурсов. Текучка кадров была катастрофической. Люди приходили попробовать себя, не понимали сути работы и уходили. А я не знала, что делать для удержания команды и повышения вовлечённости каждого.
Тогда не было, как сейчас, многочисленных курсов, не было открытой информации. Стандарты и технологии работы отсутствовали в принципе. Я посещала различные конференции в поисках знаний, но про автоматизацию и выстраивание процессов практически не говорили. Приходилось до всего доходить самостоятельно. При этом я по-прежнему работала и над созданием контента для клиентов.
В итоге я выполняла гигантский объём работы:
- искала и обучала людей;
- проверяла и редактировала материалы;
- занималась поиском клиентов и продажей наших услуг;
- взаимодействовала с текущими клиентами;
- вела учёт финансов и занималась маркетингом;
- размещала готовый контент и продолжала писать особо сложные материалы.
Параллельно всему этому я старалась выстроить процессы. Так, если ранее мы работали в Word, то в 2015 году полностью перешли на Google Документы. Далее внедрила использование Trello и «Битрикс24». Автоматизировала финансовый учёт.
C первого дня работы я много времени уделяла корпоративной культуре, прописывала всем инструкции, чек-листы, постоянно проводила обучение, следила за качеством работы. Для меня было очень важно сделать не просто хорошо, а отлично, чтобы клиенты получали результаты – рост продаж и посещаемости сайта.
При этом я хотела повысить привлекательность агентства для сотрудников. Лучших специалистов я трудоустраивала официально и заботилась об обеспечении достойного уровня зарплаты.
Как мы расширили услуги
Постепенно количество специалистов в команде росло, спектр наших услуг расширялся. Если изначально мы преимущественно занимались созданием SEO-контента, сейчас приоритет – это уникальный экспертный контент, который решает разные задачи клиентов. В целом мы добавили:
- комплексное SEO;
- SMM;
- переводы текстов;
- создание коммерческих предложений;
- разработку стратегии продвижения;
- контент-маркетинг;
- разработку логотипов и услуги по дизайну полиграфии и web.
Каждой из услуг я сначала обучалась сама. Потом тестировала потенциальное предложение на одном проекте и только после этого запускала, как продукт для клиентов.
И сейчас мы в агентстве стараемся быстро реагировать на изменения, например, в алгоритмах Google или в мышлении пользователей в связи с пандемией. Мы постоянно внедряем различные инновации в работу.
Рост числа клиентов мотивировал к открытию второго офиса – новый этап в развитии агентства
Услуги копирайтинга и SEO были достаточно востребованы, поскольку бизнес активно развивался в разных сферах. У нас были клиенты из нашего города – владельцы разных интернет-магазинов. К нам приезжали клиенты из Винницы, поскольку специалистов было реально мало.
Рост спроса на услуги заставил меня заняться развитием активнее. В 2015 году я стала инвестировать в свой бизнес: мы сделали посадочную страницу, запустили контекстную рекламу, создали сайт, запустили блог о маркетинге.
Переломным стал 2017 год. Он показал, что мои усилия по выстраиванию бизнес-процессов были не напрасными.
Как раз в это время я родила второго ребёнка, и в этот же год от рака умерла моя мама. Несмотря на то, что какое-то время я просто не могла работать, мой бизнес продолжал функционировать без меня и по-прежнему приносил доход. Работа офиса не останавливалась ни на один день.
Когда сыну исполнилось восемь месяцев, я наняла няню и вернулась в офис.
Два года так и работала – по несколько раз за день то в офис, то домой ребёнка покормить.
Конечно, муж поддерживал меня морально, помогал с детьми, а также выполнял производственные задачи: составлял семантику для сайтов, подготавливал технические задания на написание статей и размещал контент. Но непосредственно организация работы, общение с клиентами, финансовые вопросы, разработка планов – всё это было в моей зоне ответственности.
В 2019 году я сняла офис в Виннице. И это дало огромный толчок. Пришли опытные специалисты, которые были заинтересованны в развитии. Агентство стало расти, увеличилось число проектов. Уже год мы работаем как ООО.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F4653611c223466e78f630d7489873b49.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F99d182831108fdb14ecca78d76375658.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fe967ff94f1b8cc772f277497d687a02d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F0df7bc7de87dffb800c07dcc99ea4ab2.jpg)
У меня было много поводов, чтобы отчаяться и опустить руки. Но я понимала, что могу рассчитывать только на себя. Поэтому просто ставила цель и шла к ней, несмотря ни на что.
При этом, мы пока не используем холодные продажи. Клиенты приходят сами: по рекомендациям постоянных клиентов, из контекстной рекламы, из личной страницы в Facebook.
Например, мы уже два года делаем контент для сервиса по созданию онлайн-резюме SweetCV и сервиса по поиску и проверке блогеров trendHERO. Совместными усилиями с клиентами нам удалось вывести проекты в топ по СНГ. Причём сотрудничество с trendHERO началось вообще случайно: новый клиент рассказал о стартапе и мы начали работать над его продвижением.
Порой приходится изучать тему клиента почти с нуля.
Чтобы создать уникальный и экспертный контент, нам пришлось изучать множество законов на разных языках.
Иногда приходилось оперативно дорабатывать материалы, если в законы вносились поправки. Мы работали по 20 часов в день. Помимо создания материалов, работали над сайтом клиента, его структурой и дизайном. И у нас всё получилось – не только по срокам, но и по уровню контента.
Хочу не просто генерировать контент – хочу помогать брендам становиться лучше и находить общий язык с аудиторией
На сегодняшний день агентство «Текстум Винница» – это постоянная команда из 20 специалистов (редакторов и копирайтеров). Есть круг внештатных авторов, партнеры по SEO, дизайнеры и программисты на аутсорсинге. При необходимости привлекаем и других специалистов.
Одновременно мы комплексно ведём по 20-30 проектов, создаём огромное количество контента, оказываем разные услуги по продвижению.
Растёт статус клиентов и средний чек: вместо частных предпринимателей – компании разного уровня, вместо одной-двух статей – долгосрочные проекты с солидными бюджетами.
У агентства достаточно посещаемый блог. Копирайтеры и другие специалисты активно интересуются нашими вакансиями. Для меня это один из лучших показателей, когда опытный специалист хочет у нас работать.
Мы запустили онлайн-курс и зашли на YouTube
В декабре 2020 года мы запустили собственный курс по SEO-копирайтингу для того, чтобы работать в дальнейшем с учениками, что хорошо себя показали и прошли обучение.
Правда, пандемия наши планы нарушила. Организовали проведение курса в офлайне, но пришел локдаун и часть бюджета оказалась слитой впустую. Пришлось срочно переупаковывать курс под онлайн.
Дополнительно развиваем канал на YouTube и два канала в Telegram именно с целью обучения специалистов.
Планы на будущее
Сейчас планов у меня много. Хочу:
- открыть новые офисы;
- повысить экспертность команды и агентства;
- развить блог до топ в СНГ;
- популяризовать наши обучающие программы;
- создать сервис по автоматизации контент-маркетинга.
Всё это будет, пока вопрос лишь в инвестициях. Но самое главное, я хочу быть полезной для своих клиентов: делать бренды лучшими, влюблять в них потребителей, доносить истинные ценности. Я считаю, что без роста наших клиентов не будет и нашего роста.
Возможно, для кого-то моя история – очередная «про успешный успех». Но я очень надеюсь, что кому-то это поможет по-новому взглянуть на свой мир и свои возможности. Иногда достаточно просто любить своё дело и стараться делать свою работу как можно лучше.
Конечно, я хотела бы, чтобы «Текстум Винница» превратился в топовое агентство и я к этому стремлюсь. Но уже сейчас это бизнес, полезный брендам и людям. Я содержу себя и своих детей, я плачу налоги и обеспечиваю работу нескольким десяткам людей, и это уже немало.
Мне очень хочется верить, что моё дело делает этот мир хоть чуточку лучше.
