Сегодня все говорят о смене названия компании Facebook на Meta. Марк Цукерберг обещает создать VR-вселенную. В этом цифровом пространстве люди смогут жить, работать и развлекаться. Пока все представляют как это будет, проанализируем с чего все началось.
ZeniMax против Oculus
Такие IT-гиганты как Facebook не только создают цифровое будущее, но и покупают его. Поэтому корпорация поглотила стартап Oculus за $2 млрд, а вместе с ним и технологию шлемов виртуальной реальности.
Но спустя 2 месяца СМИ заговорили о споре между Facebook, Oculus и ZeniMax. Оказалось, что программный код для шлема Rift разработал Джон Кармак будучи сотрудником ZeniMax. Позже он перешел в Oculus, прихватив ключевые технологии, и вместе с Палмером Лаки создал стартап.
Так выглядит классический пример нарушения авторских прав в IT. У таких историй запутанный сюжет и два главных героя, которые борются за право назвать себя автором технологии и зарабатывать на ней. Споры об IP в IT учат заранее заботиться о защите программного кода, продуктовых алгоритмов, изобретений и бизнес-концептов, чтобы не потерять конкурентное преимущество на рынке и не доказывать кражу в суде.
В статье обсудим кейс ZeniMax против Oculus, и разберемся как защитить интеллектуальную собственность IT-компании. Заодно узнаем как рождалась идея Metaverse.
Почему ZeniMax подали иск против Oculus и Facebook?
Джон и Палмер построили стартап на чужих разработках. Вот как все происходило.
1. Oculus нанимает программиста Джона Кармака
Самый ранний прототип гарнитуры создавал Палмер. В это время Джон разрабатывал код виртуальной реальности в ZeniMax. Позже Кармак попросил Палмера отправить прототип и предложил работать вместе, тот согласился ”без NDA и подписей”.
Соединив свои знания и изобретение Палмера, Джон написал код для будущей сенсации. В 2012 году на международной выставке индустрии видеоигр он продемонстрировал шлем. Пройдет еще год, прежде чем программист официально уйдет из ZeniMax и станет техническим директором Oculus.
Кроме этого, между Zenimax и Oculus был NDA, который компании подписали во время создания VR-версии игры Doom 3, для использования в Rift. Но сделка так и не состоялась.
2. Facebook покупает стартап
В марте 2014 года Oculus становится частью корпорации. Генеральный директор Марк Цукерберг рассматривал виртуальную реальность как неотъемлемую часть развития Facebook и вложил в будущее компании более $2 млрд. Возможно в это время и родилась идея Metaverse, а вместе в ней новый вектор развития Facebook.
3. ZeniMax подает иск на Oculus
Всего через два месяца после того, как Facebook сообщили о приобретении стартапа, Zenimax объявили об иске в суд на Oculus и, соответственно, на Facebook. В основе иска – обвинение Джона в краже коммерческой тайны и нарушение Палмером NDA. Компания считает, что технология шлема Rift принадлежит Zenimax.
Джон подтвердил, что участвовал в разработке кода. Но не согласился с тем, что идея виртуальной реальности принадлежит ZeniMax.
Запись в Twitter Джона Кармака
Однако суд решил, что в деле нарушены авторские права и NDA, и обязал заплатить $500 млн компенсации.
Как выйти из спора победителем и защитить технологию от кражи?
Есть 3 юридических инструмента для защиты авторских прав IT-компании.
1. Контракты
Разработчики создают объекты авторского права – исходный и объектный код, операционные системы, рабочий функционал, продуктовые алгоритмы, интеграции с внешними программными решениями. У них есть доступ к базам данных, бизнес-концепциям и другим инновационным решениям.
Чтобы обеспечить эффективную защиту:
- Определите объекты, которые переходят от сотрудника к компании.
- Зафиксируйте понятие конфиденциальной информации, которая будет открыта сотруднику.
- Установите вознаграждение за переход IT-продукта в собственность компании.
- Закрепите объем прав, которые передаются. Например, публиковать, перепродавать и лицензировать продукт, дорабатывать и адаптировать его.
Facebook заплатил бы ZeniMax все $2 млрд компенсации, если бы в контракте были обозначенные выше пункты. Но документ включал только общие фразы, которых оказалось не достаточно.
2. Лицензии на ПО
Oculus не захотели воспользоваться таким инструментом и получить право на программный код. Но в IT – это правомерная возможность использовать чужое IT-решение. С помощью лицензии IT-компания оставляет право собственности за собой, но разрешает пользоваться результатом интеллектуальной работы и получает вознаграждение.
В лицензионных соглашениях важно установить правила использования IT-решения и зафиксировать объем прав, которые переходят. К примеру, ответить на вопрос – может ли новый пользователь выдавать сублицензии или модифицировать продукт.
3. NDA
$200 из $500 млн компенсации Facebook заплатил за нарушение Палмером NDA. Договор о неразглашении конфиденциальной информации нужно подписывать с сотрудниками, подрядчиками, клиентами, инвесторами и даже партнерами. Они получают доступ к коммерческой тайне, а значит нужно создать безопасный режим обмена информацией.
Как организовать процессы в IT- компании для защиты интеллектуальной собственности
На курсах, мастер-классах и вебинарах по IT-праву такому не учат. А вот анализ практики и опыта IT-гигантов страхует от многих ошибок. Чтобы не вести долгие судебные процессы и не отвлекаться на конфликты с конкурентами регулярно проводите аудит активов и команды.
1. Внедряйте систему аудита за ценными активами, которые подвергаются риску
Вряд ли ZeniMax осознавали ценности технологии, пока Facebook не купил стартап за $2 млрд. IT-компаниям важно работать с рисками до их реализации. Подходите к разработке контрактов и NDA со всей серьезностью, регистрируйте торговые марки и авторское право, получайте патенты.
2. Отслеживайте рискованных сотрудников и партнеров
Если вам нужны люди с опытом, вы скорее всего забираете специалиста у конкурента. Поэтому лучше сразу оценить риски, связанные с наймом. На консультации IT юрист проанализирует контракты и NDA сотрудника с прошлым работодателем, и расскажет о последствиях для нанимающей компании.
3. Создайте систему мониторинга интеллектуальной собственности
IT-компаниям доступны масса способов передачи информации, чтобы уменьшить риски ее утечки:
- общение между сотрудниками и клиентами только через корпоративные почты;
- разработка IT-решений в репозитории компании и другие.
Только представьте, Джон передал наработки стартапу Oculus на USB-накопителе. Получается ключевые наработки компании можно с легкость копировать и распространять.
Ваш IT-продукт может стать следующей мировой сенсацией как Metaverse. Коммерческая тайна, патенты, или авторские права – это движущая сила IT-бизнеса. Халатное отношение к юридическим документам увеличивает шансы безвозвратно потерять результаты работы за многие годы. А вот тщательный подход гарантирует преимущество даже в самом непредсказуемом споре.