Согласно отчету StrategyR, мировой рынок контекстной рекламы в 2021 году достиг отметки в $187 млрд, а к 2026 году составит $335,1 млрд. Анализ GumGum показал, что 61% маркетологов в США используют контекстную рекламу, а 24% планирует увеличить ее бюджет.
Редакция MC.today разобралась, что такое контекстная реклама и кто такой PPC-специалист.
2. История контекстной рекламы
3. Типы контекстной рекламы
4. Принцип работы контекстной рекламы
5. Преимущества и недостатки контекстной рекламы
6. Платформы для контекстной рекламы
7. Что должен уметь PPC-специалист
8. Как стать PPC-специалистом
9. Вывод
Что такое контекстная реклама
Контекстная реклама – это реклама, которая размещена на сайте и соответствует содержанию страницы. Она отличается от других видов тем, что тематически связана с запросом пользователя. Поэтому предназначена для определенной целевой аудитории. Пользователи видят короткие рекламные блоки в выдаче поисковых систем и после нажатия на них перенаправляются на сайт рекламодателя.
Пример контекстной рекламы согласно поиску. Источник: www.g2.com
Идея контекстной рекламы заключается в том, чтобы охватывать заинтересованных, а не случайных пользователей.
История контекстной рекламы
Контекстная реклама сначала появилась офлайн. В журналах красоты была реклама косметики, на спортивных каналах – реклама спортивной одежды, а на радиостанциях – местные объявления.
Реклама в интернете появилась в начале 1990-х годов. Владельцы сайтов искали новые источники дохода. Первую кликабельную рекламу разместила на платформе Global Network Navigator в 1993 году юридическая компания из Кремниевой долины.
GNN – сайт-навигатор по интернету в 1993 году. Источник: computerhistory.org
В 1994 году онлайн-рекламу в журналах HotWired и Pathfinder начала размещать телекоммуникационная компания AT&T. Их первая реклама на HotWired вместо того, чтобы направлять пользователей на сайт AT&T, давала ссылку на онлайн-тур по художественным музеям мира. По словам генерального директора Hotwired Эндрю Анкера, они хотели быть новаторами, а не привлечь клиентов.
Эта реклама обошлась компании в $30 тыс. за три месяца. Еще в 1994 году основали Yahoo! – первую поисковую систему.
Первая баннерная реклама. Источник: davidirwindesign.com
В июне 1998 года американский финансист Уильям Гросс основал компанию Overture.com. Это была поисковая система, которая в ответ на запрос пользователя сначала выводила рекламные ссылки, а ниже – результаты поиска. Она была выгодной для владельцев сайтов и создателей поисковых систем, которые получали прибыль от контекстной рекламы.
В 1999 году акции компании появились на бирже NASDAQ, а потом их приобрела компания Yahoo за $1,63 млрд.
В 2000 году Google объявил о запуске AdWords. Платформа позволяет любой компании создать рекламу по ключевым словам. В 2002-м у программы появились новые функции:
- заработал доступ к инструментам статистики, которые показывали рейтинг кликов и количество выполненных показов;
- AdWords Select автоматически начал ставить минимально возможную сумму и реагировать на последние изменения на рынке;
- рекламодатели смогли платить за результаты – только когда на рекламу нажимают;
- стало возможным нацелить рекламу на 250 стран или языков.
В середине 2000-х контент начали создавать пользователи интернета. Появились YouTube, Facebook, Wikipedia. В 2007 году Facebook запустил свою рекламную систему Facebook Ads. А в 2009-м он стал самой популярной социальной соцсетью в мире.
В 2020 году Facebook и Google заработали на рекламе $86,7 млрд и $131,9 млрд соответственно.
Статистика дохода от рекламы с 2016-го по 2020 год. Источник: pressgazette.co.uk
Типы контекстной рекламы
Поисковая
Рекламу видно на странице результатов поисковой системы пользователя. Она появляется, когда вы вводите ключевые слова, и обычно размещена в верхней части страницы.
Пример поисковой рекламы в Google
Баннерная
Это реклама в виде изображения. Когда вы на него нажимаете, то перенаправляетесь на сайт или целевую страницу рекламодателя. Баннер можно разместить на сайте, в блоге или в рамках Google AdWords.
Баннеры состоят из:
- картинки;
- заголовка;
- информации о цене или рекламных акциях;
- призыва к действию, например, «заказать сейчас».
Пример баннерной рекламы в Google
Товарная
Это реклама, которая показывает товар над лентой поиска. Чтобы ее увидеть, не нужно переходить на сайт интернет-магазина. В объявлении обычно есть такая информация:
- изображение товара;
- его название;
- цена;
- дополнительные характеристики – цвет, модель, размеры;
- название интернет магазина.
Пример товарной рекламы в Google
Видеореклама
Для этого вида рекламы делают специальное видео. Видеорекламу видно как на YouTube, так и на партнерских сайтах, а еще в мобильных приложениях.
Принцип работы контекстной рекламы
Контекстная реклама использует специальные алгоритмы, которые собирают информацию о пользователе. Так он видит контент, которые соответствует его интересам. Информацию для рекламы берут из таких источников:
Аккаунт Google. Когда вы создаете аккаунт Google, регистрируетесь на Gmail или пользуетесь телефоном на системе Android, то указываете свой пол или возраст. Эти характеристики в сочетании с локацией помогают подобрать контекстную рекламу так, чтобы она соответствовала вашим интересам.
Файлы cookie. Это информация, которую сохраняет браузер при просмотре сайтов. Они нужны чтобы:
- запомнить логин и пароль для автоматической авторизации;
- запомнить ваши предпочтения, например, язык или цвет страницы;
- рекомендовать продукты, которые пользователь выбирает или имеет к ним интерес;
- помогает хранить товары в корзине интернет-магазина;
- предотвратить повторение одной и той же рекламы или опроса;
- создать анонимную статистику посещений сайта.
История посещений. Это информация о недавно посещенных сайтах.
Контекстная реклама нацелена на людей, которые находятся на разных этапах воронки продажмодель, которая показывает теоретическое путешествие клиента от первого знакомства с продуктом к его покупке. – Прим. ред.. Их разделяют на такие группы клиентов:
- Уже слышали о товаре – они интересуются темой рекламы.
- Хотят купить товар – просматривали его в интернет-магазинах или искали информацию о его версиях.
- Еще не купили товар – они уже посещали конкретный магазин, провели на сайте определенное время, сравнивали товары или положили их в корзину, но не купили.
Модели оплаты
Ирина Коваленко, директор по маркетингу компании Smartyads, выделила такие модели оплаты за рекламу:
CPCангл. cost per click – плата за клик. – Прим. ред.– плату берут за переход по рекламному объявлению. В системе определяется значение Max CPC. Это максимальная сумма, которая будет снята с рекламного счета в случае клика по этому объявлению. Google AdWords берет в среднем $2,58 за клик. Дорогие ключевые слова могут стоить больше $50 за клик. Это слова в категориях казино, закона и бизнес-услуг.
CPM cost per mille – плата за тысячу показов. – Прим. ред. – в этой модели платят за 1 тыс. показов рекламы, и не имеет значения, нажимал ли пользователь на объявление. Средняя цена за 1 тыс. показов в Google составит $38,40, а за объявление – $3–10.
Цена онлайн-рекламы в 2021 году. Источник: topdraw.com
CPA cost per action – плата за действие. – Прим. ред.– это модель фиксированной платы за целевое действие. Например:
- заполнить профиль,
- сделать оплату на сайте;
- скачать PDF-файл;
- сделать телефонный звонок длительностью более 30 секунд;
- просмотреть видео;
- пройти опрос.
Средняя цена за действие в Google составляет $59,18.
Преимущества и недостатки контекстной рекламы
Украинская IT-компания ArmedSoft выделила основные преимущества и недостатки контекстной рекламы. Вот ее плюсы:
- широкий охват целевой аудитории;
- быстрая отдача;
- этот вид рекламы сравнительно недорогой и достаточно прибыльный;
- ненавязчивость для пользователей;
- равномерный расход бюджета;
- возможность внести изменения в рекламную кампанию;
- оплата только за результат;
- удобство использования.
А вот минусы:
- короткий срок – как только вы перестаете платить, реклама прекращает работу и посетителей становится меньше;
- реклама не всегда интересна для пользователя, но работает лучше, когда предлагают популярную услугу или товары;
- есть ограничение по количеству слов в запросах;
- статистика не всегда правильная;
- высокая конкуренция – чем больше рекламодателей используют ключевые слова, тем дороже будет цена за клик.
Платформы для контекстной рекламы
Создавать и работать с контекстной рекламой можно через платформы. Обычно такие сервисы есть у поисковиков, на которых размещается реклама. В Google это Google Ads, а в Bing или Yahoo! – Microsoft Ads. Согласно Statcounter, доля рынка поисковых систем в мире распределена так:
- Google – 91,9%;
- Bing – 2,88%;
- Yahoo – 1,51%;
- Yandex – 1,27%;
- Baidu – 1,16%;
- DuckDuckGo – 0,69%.
Доля рынка поисковых систем в Украине. Источник: gs.statcounter.com
На всех платформах контекстная реклама настраивается примерно одинаково. Но у них есть некоторые особенности:
- платформы показывают рекламу на своих поисковых системах;
- Bing популярен в США, а Baidu – в Китае и так далее;
- на Google Ads можно запустить видеорекламу, которой нет на платформе Bing.
Google AdWords
Google AdWords, или Google Ads – это система, которая позволяет размещать платную рекламу в Google. Чтобы создать платное объявление, нужно пройти четыре шага.
Шаг 1 – настройка кампании. Платформа позволяет выбрать тип рекламной кампании:
- реклама в результатах поиска;
- реклама на других сайтах – партнерах Google;
- реклама на YouTube и Gmail;
- реклама внутри приложения;
- реклама на всех продуктах Google.
Тип рекламной кампании в Google Ads
Еще вы можете выбрать:
- местоположение для таргетингамеханизм, который позволяет выделить целевую аудиторию. – Прим. ред.;
- язык пользователей;
- время показа рекламы – в выходные, утром, вечером и так далее.
В Google Ads можно сузить целевую аудиторию по таким показателям:
- демография – родительский статус, семейное положение, образование, трудоустройство;
- интересы и привычки – медиа и развлечение, красота и здоровье, новости и политика, спорт и фитнес и другие;
- планы на будущее – ищут ли люди билеты на концерт, смотрят коммерческие услуги, бронируют путешествия, ищут работу, смотрят идеи для подарков.
Раздел о сегменте аудитории в Google Ads
Каждый сегмент аудитории можно еще больше разделить, например, в медиа и развлечениях есть:
- геймеры;
- зрители, которые редко смотрят ТВ;
- киноманы;
- любители книг;
- меломаны;
- телефанаты;
- поклонники комиксов и анимации.
Далее нужно выбрать бюджет и модели оплаты – CPA, CPM, CPC.
Шаг 2 – это ключевые слова. В окне нужно вписать ключевые слова, фразы, характеристики продукта. Так алгоритм Google Ads определит цену одного нажатия на рекламу и посчитает количество нажатий в день.
Ключевые слова и цена за клик в Google Ads
Шаг 3 – это создание объявления. Здесь нужно заполнить такие пункты:
- конечный URL-адрес;
- отображаемый путьпуть, который видит пользователь при перемещении курсора на объявление, чтобы знать на какую целевую страницу он попадет. – Прим. ред.;
- несколько вариантов заголовков;
- описание.
Шаг 4 – просмотр и запуск рекламы. Во время показа рекламы видно ее статистику. Если вы хотите, чтобы ваша реклама работала лучше, вы можете что-то в ней изменить.
Microsoft Ads
Эта платформа объединяет рекламу поисковых систем Bing и Yahoo!. Bing стоит по умолчанию на смартфонах Windows. Microsoft Ads ориентирован на рынок США. Согласно статистике от Microsoft, их поисковой системой пользуются 37,4% людей в США, которые вводят запросы с ПК. Это 44 млн пользователей. Так можно привлечь новых клиентов, которые не используют Google.
Yandex.Direct
Платформа ориентирована на русскоязычный сегмент. Она работает с популярной в России поисковой системой Yandex. По статистике, в стране им пользуется 45,36% пользователей, а Google – 52,32%. В интерфейсе поисковой системы есть много виджетов компактное приложение, которое выполняет одну функцию. – Прим. ред.: такси, новости, почта, карты и другие.
Yandex.Direct заблокировали в Украине указом президента Украины №133/2017 от 15 мая 2017 года.
Baidu Ads
Это китайская рекламная платформа PPC. Здесь есть ограничения. Например, нельзя использовать определенные ключевые слова и словосочетания: «пожизненный контроль», «недееспособный правитель», «я против», «Скотный двор», «1984» последние 2 пункта – название книг английского писателя Джорджа Оруэлла. – Прим. ред. и другие.
DuckDuckGo
Это поисковая система, которая сохраняет конфиденциальность пользователей и не использует историю посещений и файлы cookie. DuckDuckGo обрабатывает таргетинг по ключевым словам для показа контекстной рекламы.
В феврале 2022 года в поисковой системе делали 97 млн запросов за день. Чтобы использовать платформу, нужно зарегистрироваться в Microsoft Ads.
Источник: duckduckgo.com
Что должен уметь PPC-специалист
PPC-специалист – это специалист по контекстной рекламе, который управляет кампаниями с оплатой за клик. Он планирует рекламные кампании, разрабатывает стратегию, отвечает за ее реализацию и позиционирование, анализирует рекламу и так далее.
Алекс Крис, консультант по цифровому маркетингу, считает: РРС-специалист должен уметь делать это:
- Исследовать ключевые слова. Так можно находить людей, которым реклама будет интересна.
- Создавать кампанию. Разработать такие части кампании: саму рекламу, модель оплаты и настройки таргетинга.
- Отслеживать рекламу. Это нужно, чтобы понимать, работает ли она.
- Знать, как ее улучшить. Если реклама не приносит нужных результатов, ее нужно менять.
- Создавать целевые страницыстраница сайта, на которую пользователь попадает, когда нажимает на рекламу. – Прим. ред.. Так конверсия пользователь после нажатия на рекламу выполняет действие – заполнить профиль, приобрести товар. – Прим. ред. будет лучше.
Еще он считает, что РРС-специалист должен:
- Видеть причинно-следственные связи. Понимать, почему реклама не сработала и что можно сделать лучше.
- Творчески мыслить. Знать, как сделать рекламу интересной для аудитории.
- Уметь работать с PPC-платформами. Разбираться в таких сервисах, как Google Ads, Microsoft Ads, Bing Ads, и знать, как их использовать.
Брук Шепард, основатель и генеральный директор Mason Interactive, в журнале Forbes выделил три цели для рекламодателей. Если PPC-специалист их знает, то сможет лучше понять требования к своей работе.
Концептуальная. PPC-специалист должен наблюдать, как меняются размер аудитории, охват, конверсия, расходы на рекламу, и быть готовым изменить рекламную кампанию в соответствии с ними.
Стратегическая. PPC-специалист должен хорошо обдумать показ рекламы и ответить на такие вопросы:
- Соответствует ли реклама покупателю?
- Где он находится?
- Где будет видно рекламу и что находится рядом с ней?
Тактическая. Использовать минус-словаони ограничивают показ рекламы по запросам и помогают избежать лишней траты бюджета. – Прим. ред.. Например, если вы не поставите на рекламу ножей минус-слова «колоть» или «резать», то ее могут разместить в New York Post в статье о преступлении.
Как стать PPC-специалистом
Главный исполнительный директор агентства контекстной рекламы PpcProtect Нил Эндрю советует начинающим РРС-специалистам:
- Хорошо изучите один сервис. Хоть PPC-платформы похожи, у них есть отличия, к которым нужно привыкнуть. Чтобы стать профессионалом в PPC-сфере, нужно выбрать один сервис и работать с ним. Так вы быстрее узнаете все фишки платформы и сможете переключиться на другую.
- Разберитесь с важными показателями. В контекстной рекламе нужно анализировать статистику и цену за клик, цену за конверсию и окупаемость затрат на рекламу.
- Все эти показатели помогут понять, хорошо ли работает кампания и нужно ли ее корректировать. Хотя это самые важные показатели PPC, есть и другие. Чтобы стать экспертом в области контекстной рекламы, нужно понимать, как работают все.
- Учитесь у конкурентов. Если вы будете изучать рекламу конкурентов, то поймете их PPC-стратегию. Так вы не только улучшите свою рекламу, но и научитесь их приемам.
- Научитесь работать с Google-таблицами или Excel. Это поможет:
- быстро заполнять информацию;
- использовать формулы и быстро считать;
- проверять текст на длину, ошибки;
- заменять текст;
- находить ключевые слова;
- использовать сочетание клавиш для быстрой работы.
- Учитесь писать тексты. PPC-специалист пишет заголовки и описания для рекламы. Если они будут скучными, кампания не сработает.
- Научитесь защищать рекламу. Согласно анализу компании по защите от кибератак Imperva – в контекстной рекламе появляется все больше мошенников. В 2020 году 24,1% всего трафика составляли боты. Это означает, что бюджет рекламы можно потратить на ботов, которые никогда не будут покупать продукт или услуги. Для защиты используют специальные сервисы:
- PPC Protect;
- ClickCease;
- ClickGUARD.
Вывод
Контекстная реклама – это реклама, которая размещена на сайтах поисковиков и их партнеров. Она видна по ключевым словам, которые вы вводите. Контекстная реклама бывает нескольких видов:
- поисковая или текстовая;
- баннерная;
- торговая;
- видеореклама.
Она работает по алгоритму. Последний формируется из информации из cookie-файлов, истории посещений и информации в аккаунтах пользователей.
Контекстную рекламу настраивает PPC-специалист через специальные платформы. Вот что еще он делает:
- изучает ключевые слова;
- создает рекламу;
- следит, как она работает;
- анализирует статистику кампании и корректирует рекламу, если нужно.
Так как Google пользуются 91,9% пользователей, то его платформа Google AdWords – самая популярная.