/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F14f2eefcbf9f2625752c2c667fd192bb.jpg)
«Новая налоговая реформа – главная экономическая дискуссия этого полугодия». Как изменения повлияют на бюджет
Михаил Кухар
После публикаций коллег я, наконец-то, также могу публично сообщить о том, что я, Михаил Кухар, от имени Ukraine Economic Outlook, Анатолий Амелин от имени «Института будущего» и Андрей Длигач от Advanter Group последние три месяца участвовали в разработке и расчетах Новой Радикальной Налоговой Реформы (10-10-10-3).
Автором ключевой идеи, инициатором и координатором процесса разработки, а также научным руководителем методов апробирования и расчетов по ней выступил Ростислав Шурма.
В последнем номере Monthly Economic Outlook, что разошелся по нашим англоязычным подписчикам, научным центрам, инвестбанкам и фондам три дня назад мы опубликовали описание и таблицы ключевых расчетов к реформе, построенных на бюджетной модели 2022 года.
Текст, что вы прочтете ниже, – это апробация новых ставок налогов к бюджетным доходам и расходам военного 2022 года. Остается лишь бесконечно сожалеть о том, что реформа не стартовала 01.01.22 или хотя бы 01.06.22.
Но мы все искренне надеемся, что это произойдет 01.01.2023 года.
В чем суть налоговой реформы и какие проблемы она решает
В обществе и на публичных обсуждениях страны идет живая дискуссия о том, что невозможно применить текущую налоговую систему для поддержания оптимального функционирования экономики в условиях войны. А также – для закладки основ для будущего восстановления экономики в послевоенный период.
В глобальном виде страна столкнулась с рядом системных проблем, игнорирование которых приведет к еще более глубокому падению:
- Сокращение поступлений в госбюджет в условиях значительного увеличения расходов на оборону. Результат – критическое увеличение дефицита госбюджета без возможности его финансирования из внутренних источников.
- Медленные темпы роста экономики по сравнению с ближайшими странами-соседями
- Низкий уровень инвестиций – менее 10% ВВП, проигрыш в конкуренции за инвестиционный капитал
- Неконкурентная налоговая система с учетом сильной бюрократической составляющей. Соседние страны предоставляют лучшие условия для бизнеса в целом. Это часто отражается в даже больших налогах, но гораздо лучшему отношению налоговой. Такой принцип действия обеспечивает бесперебойную работу именно бизнеса.
- Высокая стоимость денег на внутреннем рынке из-за отсутствия развитой системы разнообразных инвестиционных институтов для населения (кроме банков).
- Наличие значительной составляющей серого рынка – около 40-45% ВВП. А также массовое уклонение от уплаты налогов, коррупция в налоговой сфере.
Накопившиеся проблемы нынешней системы налогообложения еще больше обострились после начала войны. При этом налоговики отказываются идти навстречу бизнесу и продолжают «фискальный террор» с целью декларирования эффективности.
В то же время такая стратегия налоговой имеет исключительно краткосрочный эффект увеличения поступлений: бизнес продолжает закрываться, переходить «в тень» или мигрировать из страны.
В результате ситуацию можно изменить только при условии изменения всей системы. Особенно в текущих условиях войны, когда любые радикальные перемены намного лучше имплементируют с минимальным шоком для экономики и госбюджета.
Соответственно, предложение представителей либерального крыла общества состоит в следующем:
- сокращение налогообложения труда, базового потребления и инвестиций;
- увеличение налогообложения экологического загрязнения, добычи полезных ископаемых и потребления сигарет, алкоголя, нефтепродуктов;
- минимизация дискреции, в том числе за счет замены ЧП (налог на прибыль) на ННПК (налог на выведенный капитал);
- внедрение набора инструментов для перехода на cashless экономику (экономика безналичных денег);
- переход к модели налогообложения 10-10-10-3.
Ставки налогов в новой системе. Под «Единый налог» подразумевают «ЕСВ»
Если бы новая налоговая система начала работать 1 января 2022 года, даже с учетом войны в бюджет поступило бы около 920 млрд грн или всего на 300 млрд грн меньше по сравнению с текущей налоговой системой.
Наряду с этим из-за значительного сокращения прямых налогов государству удалось бы сократить расходную часть на 350 млрд грн по сравнению с текущей оценкой из-за сокращения расходов в бюджетном секторе и на госпредприятиях. В результате расходная часть составляла бы около 2000 млрд грн.
В результате номинальный фискальный разрыв бюджета составил бы 1078 млрд. грн.
С учетом дефицита Пенсионного фонда Украины и необходимости погашения госдолга общая сумма необходимых средств для привлечения составила бы 1967 млрд грн в эквиваленте $55 млрд долларов США. Это лишь на 10-15% больше, чем при текущей налоговой системе.
В то же время отметим, что после запуска реформы в экономике произойдет мобилизация многочисленных компенсаторов, что позволит значительно уменьшить фискальный разрыв между текущей системой налогообложения и предложенными изменениями.
В результате за счет указанных компенсаторов бюджет сможет дополнительно получить около 186 млрд грн, что позволит сократить общий фискальный разрыв бюджета до 1782 млрд грн или 35-36% ВВП.
Сравнивая полученные результаты по двум сценариям, имеем следующее. В случае запуска налоговой реформы с начала 2022 года государству для покрытия всех расходов (госрасходы, дефицит Пенсионного фонда, погашение госдолга) необходимо было бы привлечь всего на 50-60 млрд грн больше, чем при текущей налоговой системе.
При сохранении текущей налоговой практики бизнес все больше будет переходить в тень или выезжать из страны. Как результат: в среднесрочной перспективе нескольких лет общая налоговая база страны будет сжиматься, уровень жизни населения падать, а экономика перейдет к затяжной стагнации.
В то же время при условии запуска реформы произойдет критическое улучшение налогового климата в стране. Это приведет к деловой активности, увеличению капитальных инвестиций и в стратегической перспективе – значительному увеличению налоговых поступлений с возможностью достижения профицита бюджета.
Также появятся предпосылки для заключения нового общественного договора государства и бизнеса о полностью прозрачной уплате налогов со значительно урезанным бюрократическим механизмом администрирования и проверок.
На текущий момент финансирование дефицита госбюджета почти выровнялась к пропорции 50/50 относительно внешних и внутренних источников. В то же время, анализируя динамику первого полугодия, видим, что из-за опоздания средств внешнего финансирования от наших западных партнеров, начиная с марта по июнь, НБУ должен был выкупить ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа) на сумму 220 млрд грн, тем самым применив канал прямой эмиссии.
В то же время исходя из данных за июль и первую декаду августа процесс эмиссии почти прекратился, что указывает на начало работы значительного количества программ внешнего финансирования, анонсированных ранее.
Всего доходов при существующей налоговой системе государство соберет в этом году 1,9 трлн или 38,6% ВВП.
И 1,73 трлн грн Украине придется привлечь из внешних и внутренних источников для покрытия в этом году фискального разрыва в размере 35% ВВП.
Источник: Facebook Михаила Кухаря
