![Agile-практики нужны не только в IT: как они помогают в розничной торговле](https://thumbor.my.ua/muz0lNx3tdEAso4tgFFKOXGp3f4=/800x400/smart/filters:format(webp)/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F461c4f361fea7a2c83c467431c1d484d.jpg)
Agile-практики нужны не только в IT: как они помогают в розничной торговле
В период, когда бизнес переживает серьезную турбулентность или находится на вынужденной паузе, есть пространство, чтобы пересмотреть подходы и практики.
Многие крупные компании, имея широкий портфель проектов, распыляются и не умеют выбирать ключевой проект для реализации. В результате все они делаются «на троечку», команда выгорает, бюджеты и сроки срываются. Даже потенциально крутой проект может прогореть, если процессы внутри компании не отлажены. И, к сожалению, такие ситуации больше о повседневности, чем о редких случаях.
Марина Мельник
Ко мне обратилась Елена Асланова, директор проектного офиса ООО «Омега», частью которого является Varus – сеть продуктовых магазинов. На примере этого кейса покажу, как внедрение традиционных IT-практик позволяет успешно реализовывать проекты в других сферах.
Что было в начале работы с Varus?
Вот вызовы, с которыми столкнулась компания:
- параллельно работали над множеством проектов;
- не было выделенных команд для работы над определенными проектами;
- затягивались сроки и постоянно изменялся или разрастался объем работы;
- люди теряли фокус на проектных задачах и постоянно предпочитали операционные.
Это не исключительные вызовы конкретной компании. Это классическая картина, с которой я сталкиваюсь, сотрудничая с крупными украинскими компаниями и не только в розничной торговле. Проекты затягиваются, выходят за пределы бюджета, сотрудники выгорают и увольняются, а цели не выполняются.
Для решения этих проблем мы решили внедрить в традиционный ритейловый бизнес гибкие практики, более распространенные в IT – Agile (Scrum, Kanban, SAFe).
Что сделали для Varus?
Обучение Agile-практикам топ-менеджеров Varus мы разделили на два дня.
День 1. Agile и Scrum: вертолетный взгляд. Мы работали над такими вопросами:
- Почему Agile, а не классика?
- Принципы и ценности.
- Особенности внутрикомандного взаимодействия.
- Роли, артефакты и события в Scrum.
- Работа с клиентом.
- Сбор требований.
День 2. Agile-планирование и разработка.
- Гибкая планировка или планировка Agile.
- Техники оценки Agile-проектов.
- Release и Sprint планирования.
- Метрика производительности команды.
- Работа нескольких команд.
- Планирование взаимодействия.
Результат тренинга
Мы составили портфель всех проектов компании:
- для каждого проекта сформировали краткое описание;
- определили критерии важности: возврат инвестиций, скорость реализации, узнаваемость;
- участники оценили проекты по критериям важности – выставили приоритеты;
- приоритеты были завизированы руководством;
- определили количество приоритетных проектов, которые можно реализовать одновременно;
- составили краткий список проектов, взятых на реализацию.
В результате мы выбрали три проекта с самым большим приоритетом, в том числе Varus To Go. Это означает, что фокус сместился в его сторону: первоочередное распределение ресурсов, больше свободы в принятии решений менеджером.
Поэтапная реализация проекта
Теоретически реализация проекта состояла из анализа и определения требований, их дальнейшего выполнения, тестирования, оценки результата, пересмотра нынешних требований и их дополнения, если это необходимо.
Менеджер проекта Юлия Пилипенко адаптировала все это к проекту и на практике с командой сделала следующее:
- Составили план поэтапной реализации: первая часть – подготовка к открытию пилотного объекта (три месяца) и вторая – тиражирование формата с созданием формат-бука по этому проекту (десять месяцев):
- разработали критерии приемки каждого этапа;
- организовали прозрачную отчетность всех этапов проекта;
- полученные результаты вывели на доску сгорания в понятной форме.
- Внедрили Agile-практики в реализацию каждого этапа проекта:
- еженедельные статус-встречи с командой верхнего уровня и ежедневные встречи с исполнителями задач;
- быстрое реагирование на временные отклонения;
- еженедельный риск-менеджмент – анализировать факторы негативного влияния на проект и предотвращать их.
Как результат: команда не чувствовала напряжения и неопределенности. Это помогло удерживать постоянно высокую мотивацию сотрудников, позволило легко внедрять изменения и управлять проектом (временем, бюджетом, командой), лучше отслеживать качество результата.
Проект реализовали в два этапа, как мы сказали выше. Открытие пилотного объекта произошло за три месяца, а на втором этапе было открыто еще два объекта. В обоих случаях привлекли разное количество работников/подрядчиков. Самое главное: проект был реализован в рамках бюджета с допустимыми отклонениями, заложенными в рисках.
Agile-практики
Почему такой IT-прием, как Agile-практики, сработал в ритейл-бизнесе?
В действительности все просто. Scrum (Скрам), один из Agile-подходов, – гибкая методология, позволяющая наладить процессы в любой сфере, о чем говорит даже Джефф Сазер, ее основатель.
Конечно, сначала Скрам предназначался для IT, а точнее – для создания программного обеспечения. Но автор методологии настаивает, что это отличное решение для любого направления: ритейл, производство, строительство, образование и так далее.
Такой прием – отличный способ наладить процессы внутри компании любой величины, что приведет к достижению поставленных целей.
![loader](/files/images/preloader.gif)