«Машина была в Афганистане и Крыму, а теперь – в ВСУ». Как украинцы «прокачивают» советские грузовики для армии. История проекта «Тачка на ТРОкачку»
«Машина была в Афганистане и Крыму, а теперь – в ВСУ». Как украинцы «прокачивают» советские грузовики для армии. История проекта «Тачка на ТРОкачку»

«Машина была в Афганистане и Крыму, а теперь – в ВСУ». Как украинцы «прокачивают» советские грузовики для армии. История проекта «Тачка на ТРОкачку»

Виктор Шевченко

Виктор Шевченко

В 8 утра 24 февраля 2022 совладелец международной группы логистических компаний Zammler Виктор Шевченко стоял в очереди в киевский военкомат, чтобы записаться в ТрО. Сейчас он – офицер управления логистики штаба Командования Сил ТРО ВСУ.

Во время службы перед мужчиной и его сослуживцами встала проблема – нехватка военного транспорта. Вместе с коллегами-предпринимателями Виктор решил не ждать автомобилей из Европы, а создал проект, который реанимирует старые военные машины и дает им вторую жизнь. Так появилась «Тачка на ТРОкачку».

Новости технологий, IT и бизнеса. Полезные и вдохновляющие истории.

Каждый день в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь! 🙂

Редакции MC.today Виктор рассказал, почему люди охотнее жертвуют на Bayraktar, чем на ремонт грузовиков и сколько стоит дать машине вторую жизнь после многолетней консервации на складах ВСУ.

Нам не верили, что мы реанимируем старые авто

В подразделении ТрО я встретился с Романом Городечным. В мирной жизни он предприниматель, соучредитель компании Regno, а сейчас – капитан ВСУ. Мы были знакомы по работе еще до полномасштабной войны. Тогда и не представляли, что весной 2022 года нашей работой станет – отгонять москалей из-под Киева, а потом – искать военный транспорт.

Во время службы мы столкнулись с проблемой – серьезной нехваткой грузового транспорта. Он нужен на фронте, чтобы перевозить оружие и военных там, где обычная машина не проезжает – по полям, лесам, болотам.

Нам с Романом пришла идея – ремонтировать списанные грузовики и давать им «второе дыхание». Коллеги-предприниматели поддержали, а вот военное руководство отнеслось скептически: казалось, это нереально, займет кучу времени и будет очень дорого.

Обзор военного грузовика

Обзор военного грузовика

Около трех недель мы уговаривали командиров, чтобы они разрешили забрать машины со складов ВСУ. Наконец-то мы получили первые семь штук – старые советские военные грузовики ГАЗ-66. Это было начало «Тачки на ТРОкачку».

Китайские запчасти в советских грузовиках

Эти первые семь автомобилей мы ремонтировали на базе моей компании за собственные деньги. Zammler занимается перевозками и имеет собственное большое СТО для грузовиков. До сих пор часть машин мы делаем там.

Когда мы привезли первые грузовики, механики Zammler были поражены: до этого они работали с европейской техникой, а здесь – старые советские машины, еще и не на ходу. Как с ними работать? Где брать детали?

Процесс ремонта

Процесс ремонта

Мы бросились искать запчасти на рынке, на так называемых «разборках», в интернете, через знакомых. Публиковали объявления о покупке деталей для советских машин. Это отнимало много времени.

Проблема решилась неожиданно: через два месяца мы нашли поставщиков, заказывавших запчасти в Китае и Вьетнаме. Вы спросите: «Какое отношение эти страны имеют к старым советским грузовикам?».

Дело в том, что москали сами не изготовляли запчасти для советских машин – они заказывали их у китайцев. Поэтому сейчас мы спокойно покупаем замену именно в Поднебесной. Можно сказать – нам повезло.

Техника с биографией

Самый старый грузовик, который мы отремонтировали, был 1976 года выпуска. Его сделали в россии при советском союзе, долгое время он провел в Афганистане, оттуда переехал в Крым.

После оккупации полуострова в 14 году он оказался под Киевом. И уже оттуда попал к нам на ремонт. Нужно было видеть документы на эту машину: мы всей мастерской читали их как исторический роман.

А бывают машины, которые наоборот почти не использовали. Одна из таких за свою жизнь проехала всего 9 км и потом десятки лет стояла на складе ВСУ – в мирное время такой транспорт почти не нужен.

Мы работали над ней всего пять дней – сменили резиновые прокладки, патрубки и отправили на фронт. Ремонт обошелся в $700 – это самый дешевый случай.

OP__8701
OP__2927
OP__2460
OP__7059
06
OP__8658

Основные поломки, с которыми мы сталкиваемся – это тормоза, прививка, руль, колеса, кузов. Ведь эти машины шли на списание – почти ничего не работает. Обычно они и ехать не могут.

Чаще всего к нам попадают ГАЗ-66, ЗИЛ-131. Осенью прошлого года мы взяли в работу пять БТР-60. Конечно, они не похожи на современные – не спасут от мин или серьезных попаданий, но от осколков и стрелкового оружия защитят лучше обычных джипов.

OP__8175
OP__8269
OP__8271
OP__8226
OP__0826
OP__0766
OP__0845
OP__0853

Восстановление БТРов было непростым, в среднем один обошелся в $15 тыс. За эти деньги механики заменили более 80% патрубков в машинах, сделали новую проводку и электричество. Обновили гидравлическую систему, прочистили топливную. Дольше всего возились с двигателями – делали капитальный ремонт аж восьми моторов.

Люди скорее пожертвуют на Bayraktar, чем на старые грузовики

Над первыми семью грузовиками механики работали месяц. Ремонт каждого в среднем стоил $3-3,5 тыс. Сейчас машины уже разбомбили, они свою работу выполнили.

А в течение следующих четырех месяцев силами проекта мы отремонтировали еще 130 автомобилей – они все еще работают на фронте.

Команда «Тачка на ТРОкачку» – это четыре человека, включая меня. Наша основная работа – находить СТО по всей Украине. Сейчас с нами сотрудничает около 15-17 СТО в Киеве и еще десяток – в других городах в центре и на западе страны.

«Машина была в Афганистане и Крыму, а теперь – в ВСУ». Как украинцы «прокачивают» советские грузовики для армии. История проекта «Тачка на ТРОкачку» - Фото 18

С финансированием помогают наши партнеры – крупные компании. Обычные украинцы тоже приобщаются к сборам, реквизиты есть на нашем сайте и на странице Instagram, где мы рассказываем о процессе и результатах ремонта.

Но большого ажиотажа я не вижу: человек скорее будет «донатить» на Bayraktar, потому что «завтра он и полетит».

А в нашем случае нужно объяснять весь цикл ремонта и важность грузового транспорта на фронте – не сразу виден результат.

Присоединяются и зарубежные фонды. Их удивляет наша коллаборация: военные, волонтеры, предприниматели и частные СТО. Американский фонд Spirit of America выделил $100 тыс. Всего за все время существования проекта мы потратили на ремонт машин уже более 10 млн грн.

Цель – отремонтировать 4 тыс. грузовиков

Меня иногда спрашивают, почему бы не покупать военные грузовики в Европе и не доставлять их в Украину. Я объясняю, что там такая машина даже 70-х годов стоит не менее $40 тыс., доставка в Украину – это еще $3 тыс. Плюс куча времени, которого у нас нет.

Отремонтировать те машины, которые есть на складах ВСУ, дешевле и быстрее. Сейчас «Тачка на ТРОкачку» делает ремонт в среднем за 20-25 дней и за пару дней доставляет авто на фронт.

OP__1839
OP__1768
OP__6128
OP__6160

Наша цель – отремонтировать 4 тыс. военных грузовиков. Когда база хранения ВСУ не сможет нам давать машины или их просто невозможно будет починить, тогда перейдем к «плану Б» – закупкам из Европы. Мы сейчас работаем над этим направлением.

У советских машин важное на войне преимущество – они очень неприхотливы в обслуживании. Водители и механики на передовой говорят, что если с собой есть изолента, домкрат и три ключа, и неисправность не критическая, можно быстро починить такую ​​машину и доехать до безопасного места. С новейшей техникой так бы и не получилось.

Источник материала
loader