Говорите прямо, иначе работники додумают за вас. Как изменились коммуникации в украинском бизнесе
Говорите прямо, иначе работники додумают за вас. Как изменились коммуникации в украинском бизнесе

Говорите прямо, иначе работники додумают за вас. Как изменились коммуникации в украинском бизнесе

Внутренние коммуникации – это коммуникации компании со своими сотрудниками. Мы используем разные каналы: от корпоративной почты до Telegram чат-ботов. Задача внутренних коммуникаций – наладить взаимодействие между разными подразделениями, информировать сотрудников о целях и новостях компании.

За время войны форматы и инструменты коммуникаций в украинских компаниях сильно изменились. Они стали более прозрачными, честными и частыми.

Юлия Гречка

Юлия Гречка

Тренд сначала задавала украинская власть. С первых дней полномасштабной войны стало ясно, что у Офиса Президента и Правительства есть четкая коммуникационная стратегия. И она оказалась результативной – мы видим невероятную поддержку Украины в мире. Рассмотрим ситуацию в украинских компаниях.


Коммуникации участились

МХП (Мироновский хлебопродукт) вышел на связь со своими коллегами через несколько часов после вторжения. Это был видеоэфир владельца компании, в котором он объявил, что все топ-менеджеры остались в Украине. Такие коммуникации руководители компании проводят и сейчас.

Встреча команды с CEO MacPaw Александром Косованом так же прошла в первый день полномасштабного вторжения.

Запись видео на телефон, пост во внутренней соцсети, выход в прямой эфир, к которому подключаются все сотрудники – не важно, какой канал выбран. Важна частота коммуникаций и регулярность.

Если раньше мы ограничивались поздравлениями с праздниками, годовыми отчетами под Новый год, то теперь еженедельные коммуникации останутся нормой для многих бизнесов.

Прозрачность и искренность

Честность, искренность и прямолинейность – украинский коммуникационный тренд. Задали этот тренд лидеры нашего государства. Уже многое написано о том, что дипломатический мир был шокирован прямотой и честностью коммуникаций от украинских дипломатов и политиков.

Один из директоров компании после начала полномасштабного вторжения на всю компанию написал email и извинился за то, что не верил, что война начнется и не подготовился лучше. Искреннее и честное признание ошибок – один из признаков здоровой и честной коммуникации:

  • «мы упали в продажах»;
  • «мы сокращаем людей»;
  • «наша компания пытается выжить»;
  • «мы работаем, но нам тяжело и дела не очень хорошо».

Говорите о трудностях и проблемах прямо, говорите о них людям как есть, иначе люди сами додумают. Информированность дает людям чувство психологической безопасности (владеешь информацией – контролируешь ситуацию) и повышает доверие к руководству компании. Всем ведь понятно и очевидно, когда что-то идет не так. Важно, готовы ли мы прямо об этом говорить.

Коммуникации от первых лиц компании

В первые недели войны некоторые компании ввели еженедельные эфиры с топ-менеджерами. Владельцы, руководители департаментов поочередно выходили в эфиры и общались с работниками, отвечали на вопросы, сообщали о новостях.

Распределение коммуникаций между топ-менеджерами дает понять, что не только владельцы, но и вся команда на месте работает и общается с сотрудниками. Это также позволяет распределить затраты времени на коммуникации, не сводя их к одному лицу.

Коммуникации топ-менеджеров – это о единстве, которое также является важным смысловым нарративом в нашей стране сейчас, важно оно и для бизнеса.

Новые каналы коммуникаций с работниками

Принципы выбора каналов коммуникаций следующие: простота, скорость, максимальный охват аудитории.

Президент Украины часто снимает видео обращение прямо на телефон из кабинета. Никакого выставленного света, минимум подготовки. Скорость и системность – прежде всего.

В компании MacPaw заранее создали чат в Signal для быстрой коммуникации с работниками в первые дни и обеспечили несколько альтернативных каналов связи.

«Фоззи групп» после полномасштабного вторжения создали Telegram-канал для оперативной коммуникации с работниками. Некоторые компании создали дополнительные чаты для решения неотложных вопросов – эвакуации и помощи.

«Новая почта» создала внутреннюю горячую линию для работников, на которую можно позвонить и обратиться за помощью по любому вопросу – от юридической консультации до оформления выплат выехавшим из оккупации.

Итак, власть и бизнес ставили перед собой следующие цели по коммуникациям:

  • обеспечить быстрое оперативное информирование людей;
  • помогать решать неотложные проблемы быстро и качественно;
  • создать психологическое чувство безопасности (через системность и открытость);
  • создать прямые каналы связи с разными людьми на разных уровнях.

Сохранятся ли эти цели после Победы? Коммуникации уже не будут такими, как раньше – нерегулярными, выборочными, фрагментарными. Наша задача – не только сохранить эти тенденции, но и распространять их на бизнес-мир международного уровня также, как наши власти задают тренды в дипломатии.

Источник материала
loader