Внутренние коммуникации – это коммуникации компании со своими сотрудниками. Мы используем разные каналы: от корпоративной почты до Telegram чат-ботов. Задача внутренних коммуникаций – наладить взаимодействие между разными подразделениями, информировать сотрудников о целях и новостях компании.
За время войны форматы и инструменты коммуникаций в украинских компаниях сильно изменились. Они стали более прозрачными, честными и частыми.
Юлия Гречка
Тренд сначала задавала украинская власть. С первых дней полномасштабной войны стало ясно, что у Офиса Президента и Правительства есть четкая коммуникационная стратегия. И она оказалась результативной – мы видим невероятную поддержку Украины в мире. Рассмотрим ситуацию в украинских компаниях.
Коммуникации участились
МХП (Мироновский хлебопродукт) вышел на связь со своими коллегами через несколько часов после вторжения. Это был видеоэфир владельца компании, в котором он объявил, что все топ-менеджеры остались в Украине. Такие коммуникации руководители компании проводят и сейчас.
Встреча команды с CEO MacPaw Александром Косованом так же прошла в первый день полномасштабного вторжения.
Запись видео на телефон, пост во внутренней соцсети, выход в прямой эфир, к которому подключаются все сотрудники – не важно, какой канал выбран. Важна частота коммуникаций и регулярность.
Если раньше мы ограничивались поздравлениями с праздниками, годовыми отчетами под Новый год, то теперь еженедельные коммуникации останутся нормой для многих бизнесов.
Прозрачность и искренность
Честность, искренность и прямолинейность – украинский коммуникационный тренд. Задали этот тренд лидеры нашего государства. Уже многое написано о том, что дипломатический мир был шокирован прямотой и честностью коммуникаций от украинских дипломатов и политиков.
Один из директоров компании после начала полномасштабного вторжения на всю компанию написал email и извинился за то, что не верил, что война начнется и не подготовился лучше. Искреннее и честное признание ошибок – один из признаков здоровой и честной коммуникации:
- «мы упали в продажах»;
- «мы сокращаем людей»;
- «наша компания пытается выжить»;
- «мы работаем, но нам тяжело и дела не очень хорошо».
Говорите о трудностях и проблемах прямо, говорите о них людям как есть, иначе люди сами додумают. Информированность дает людям чувство психологической безопасности (владеешь информацией – контролируешь ситуацию) и повышает доверие к руководству компании. Всем ведь понятно и очевидно, когда что-то идет не так. Важно, готовы ли мы прямо об этом говорить.
Коммуникации от первых лиц компании
В первые недели войны некоторые компании ввели еженедельные эфиры с топ-менеджерами. Владельцы, руководители департаментов поочередно выходили в эфиры и общались с работниками, отвечали на вопросы, сообщали о новостях.
Распределение коммуникаций между топ-менеджерами дает понять, что не только владельцы, но и вся команда на месте работает и общается с сотрудниками. Это также позволяет распределить затраты времени на коммуникации, не сводя их к одному лицу.
Коммуникации топ-менеджеров – это о единстве, которое также является важным смысловым нарративом в нашей стране сейчас, важно оно и для бизнеса.
Новые каналы коммуникаций с работниками
Принципы выбора каналов коммуникаций следующие: простота, скорость, максимальный охват аудитории.
Президент Украины часто снимает видео обращение прямо на телефон из кабинета. Никакого выставленного света, минимум подготовки. Скорость и системность – прежде всего.
В компании MacPaw заранее создали чат в Signal для быстрой коммуникации с работниками в первые дни и обеспечили несколько альтернативных каналов связи.
«Фоззи групп» после полномасштабного вторжения создали Telegram-канал для оперативной коммуникации с работниками. Некоторые компании создали дополнительные чаты для решения неотложных вопросов – эвакуации и помощи.
«Новая почта» создала внутреннюю горячую линию для работников, на которую можно позвонить и обратиться за помощью по любому вопросу – от юридической консультации до оформления выплат выехавшим из оккупации.
Итак, власть и бизнес ставили перед собой следующие цели по коммуникациям:
- обеспечить быстрое оперативное информирование людей;
- помогать решать неотложные проблемы быстро и качественно;
- создать психологическое чувство безопасности (через системность и открытость);
- создать прямые каналы связи с разными людьми на разных уровнях.
Сохранятся ли эти цели после Победы? Коммуникации уже не будут такими, как раньше – нерегулярными, выборочными, фрагментарными. Наша задача – не только сохранить эти тенденции, но и распространять их на бизнес-мир международного уровня также, как наши власти задают тренды в дипломатии.