Пространство как офис в Google и технология обучения, которая делает учеников самостоятельными. Как мы за 7 лет развили «Спільношколу»
Пространство как офис в Google и технология обучения, которая делает учеников самостоятельными. Как мы за 7 лет развили «Спільношколу»

Пространство как офис в Google и технология обучения, которая делает учеников самостоятельными. Как мы за 7 лет развили «Спільношколу»

Анастасия Киреева

Анастасия Киреева

Меня всегда интересовал вопрос: если традиционная школа, которую мы знаем, не устраивает и не нравится, – ни детям, ни родителям, ни педагогам, ни бизнесу, ни обществу – какой должна быть школа нового формата, чтобы соответствовать вызовам современности

Старая советская классно-урочная система была похожа на автобус. Учащихся грузят на станции А. И их нужно довезти до выпуска в 11 классе на станции Б. Все едут одинаково по общему маршруту. Руководит всем учитель-водитель, а ученики – это просто пассивные пассажиры, «объекты», над которыми «осуществляется процесс обучения». 

Международные организации – ЮНЕСКО, Организации международного сотрудничества – и исследовательские группы в разных странах за последние десятилетия прицельно искали новое содержание образования и продолжают это делать до сих пор.

Но два решения, до которых дошли где-то в конце 70-х – начале 80-х, остаются основными векторами, направляющими глобальные изменения в образовании и сейчас. Ключевые принципы – это обучение на протяжении всей жизни и компетенции как цели овладения образовательным содержанием. 

Если приземлить эти выводы на школу, то это значит, что для достижения результатов вместо передачи знаний мы создаем комплексную образовательную среду.

Выпускнику недостаточно помнить, скажем, теорему Пифагора, когда в будущем ему нужно будет сосчитать, сколько черепицы купить на крышу.

Или вместо того, чтобы верить во все, что он слышит, – быть способным выделить возможную ложь, проверить информацию из разных источников и сделать соответствующие выводы. А также уметь действовать для достижения своей цели, а не быть заложником манипуляций.

О старте «Спільношколи»

«Спільношкола» стартовала в 2015 году с 10 учениками. Мы постепенно росли, чтобы форма не опережала качество. Каждый год мы примерно удваивали количество учеников. В сентябре 2021 года 160 учеников начали свой учебный год в спроектированном нами и построенном комплексе, рассчитанном на 300 учащихся и 100 дошкольников. 

Еще на момент, когда количество учеников достигло 80, мы понимали, что достигли предела того, что можно связываться благодаря инструментам Google, мессенджерам, электронной почте и стандартному сервису по управлению проектами BaseCamp. Поэтому начали активно искать специализированные технологические решения для школ.

Урок в «Спільношколе»

Урок в «Спільношколе»

Мы искали, но не находили. Нам не подошли Google Classroom, Human, School today. Эти сервисы не предусматривают определенной самостоятельности учащихся, которая требовалась нам. В то же время, они предлагают кучу ненужного нам функционала с календарными планами, неизменным расписанием и слотами под уроки, оценками, электронным дневником для контроля со стороны родителей.

В наши планы внесла существенные коррективы война. Мы не понимали, что именно произойдет с сентября, но осознавали, что должны стать еще более адаптивной образовательной средой. Надо было учитывать и дистанцию ​​между школой и детьми в тех случаях, когда это нужно.

Итак, этим летом до старта обучения задача была следующая: скомбинировать офлайн-обучение с онлайном и дистанционной формой, где все системы усиливаются технологиями.

Мы планировали создать систему навигации, что-то вроде карт познания, которые были бы достаточно простыми и понятными для ученика, но одновременно тесно связанными с учебным материалом. Мы решили взять готовую обучающую платформу для создания контента и технологии Corezoid и Simulator для остальных задач.

Благодаря Corezoid мы будем иметь конструктор, который позволит нам развивать педагогическую концепцию по собственной программной архитектуре. Но с возможностью быстро и удобно привлекать различные технологические интересности для обучения, которые постоянно появляются, и экспериментировать с ними. 

Об использовании Corezoid и Simulator сейчас

Мы прошли только первый этап их внедрения в наши процессы. Мы реализовали первые две версии рабочего кабинета ученика и связали его с данными, которые собирает платформа финских разработчиков Claned – именно ее мы выбрали для создания и выдачи учебного контента.

Claned позволяет создавать курсы, а в рамках курсов – давать ученикам разные видео с YouTube, PDF для чтения, тесты для решения и так далее. Однако в процессе работы выяснилось, что многие индикаторы, нужные нам для анализа и самоанализа прогресса в обучении, платформа собирать не умеет.

С помощью платформы мы рассчитывали разрешить ученику ответить на вопрос: «Какие у меня есть возможные траектории? Какие траектории пока закрыты, но подсвечены как теоретически возможные? Как и куда я двигаюсь? Куда мне двигаться лучше?».

К сожалению, даже в перспективе мы не смогли бы реализовать это с Claned. То, что может выдать Corezoid и Simulator, не может собрать обучающая платформа. И как только мы осознали такое неприятное ограничение, разработчики Corezoid и Simulator предложили нам реализовать функционал всей учебной платформы на своих технологиях. 

Поэтому на сегодняшний день мы должны развернуть симбиоз LMS плюс учебной платформы по созданию и менеджменту курсов/учебного содержания, который будет выполнять следующие задачи:

  • донесение информации тому, кому нужно и тогда, когда нужно (ученику «каков мой план в дальнейшем?», учителю – «как у кого дела?», школе – предотвращать проблемы);
  • наличие удобного быстрого инструмента для создания и навигации по учебным материалам (поскольку в «Спільношколе» создают собственный интегрированный контент, постоянно обновляющийся и адаптирующийся под конкретную группу детей, конкретные учебные задачи);
  • сбор разрозненных данных для анализа, в том числе для самоанализа учениками и педагогами.

Об учебных процессах

«Спільношкола» принимает новеньких детей на протяжении всего календарного года. Также мы предоставляем возможность изменять форму обучения в течение года по мере необходимости. Кто-то начинал год офлайн, потом на три месяца перешел на дистанционку. Или выехал на год учиться в другой школе, в другую страну.

Урок в «Спільношколе»

Урок в «Спільношколе»

Если говорить о проблемах, мы действительно сталкиваемся со сложностями коммуникации, скорости сбора данных и согласования их между собой, а главное – оперативного представления этой информации тому, кому она нужна.

Мы знаем, что способствует мотивации к обучению, подпитывает и поощряет оперативную и многослойную обратную связь. Всеединство к интеграции, реализация карт познания и высокая гибкость к переменам – таких отношений с технологиями мы давно искали. Благодаря Simulator.Company у нас уже есть рабочий кабинет – место, куда каждый учащийся школы может зайти и пересмотреть базовую информацию о себе и состоянии выполнения учебных задач. Недавно запустили чат-бот для детей в Telegram, который сообщает об изменениях в личном кабинете – появлении отметок на их check week, задачах на тренировку навыков и новых комментариях преподавателей.  

Пространство для игр и самообразования

Пространство для игр и самообразования

Расскажу историю. В 2015 году, когда «Спільношкола» была еще очень маленькая, я впервые услышала о Corezoid и его феноменальных возможностях. Папа одной нашей ученицы с очевидным восторгом делился тем, что ему с одним только помощником удается двигать сотни морских контейнеров по Украине. А его компания была второй по количеству сделок с контейнерами в стране. Тогда он на скорую руку объяснил мне, как это работает, и поделился, что всего этого удалось достичь, благодаря Corezoid.

Я помню, что подумала тогда: когда мы будем большой школой, я постучу в Corezoid, чтобы нам помогли справиться с логистикой – пусть не контейнеров, а учебных составляющих – так же легко и эффективно.

О пространстве, похожем на офис Google

Существует выражение, что в школе есть на самом деле три «учителя»: взрослый, другие дети и пространство, в котором это происходит. Мы проектировали школу, исходя из инновационной образовательной концепции.

Поэтому нам нужны многофункциональные пространства, которые можно было бы гибко применять для работы учителя с детьми и для использования самими детьми.

У нас есть в том числе академические комнаты, но их столько, сколько, пожалуй, и фронтальной подачи материала у нас – не более 10%.

В «домах» у детей есть свое сообщество, места для индивидуальной работы и работы в группах разного размера – от 8 до 70 детей. В них удобно работать в командах, если это обучающий SCRUM. К слову, мы адаптировали методику SCRUM и активно пользуемся ею как эффективным обучающим форматом с 2017 года.

Физическое пространство, равно как и виртуальное или информационное, являются составляющими той среды, которая создает определенную целостность. От качества этой среды зависит качество образования детей. И в нем важно все, потому что все взаимодействует.

Празднование окончания учебного года, июнь 2022 года

Празднование окончания учебного года, июнь 2022 года

Философия «Спільношколи» – в том, что ученик отвечает за свои выборы

В конце каждого учебного цикла – а у нас это примерно 6 учебных недель – мы присылаем родителям информационное письмо с информацией о том, как дела с обучением у ребенка, о его прогрессе как на цифровых платформах, так и в оффлайне, об особом и важном из других форматов и взаимодействия.

И в этом состоит еще одно преимущество Simulator. В других платформах типичны настройки, когда родители в любой момент могут зайти и посмотреть, что там ребенок делает, какие у него оценки. Но философия нашей школы состоит в том, что ученик сам отвечает за свои выборы в школе.

Ученик двигается по своей траектории внутри образовательной среды, которую мы создали. Если родители имеют абсолютный доступ ко всем данным об обучении ребенка, то ответственность за обучение переходит от ребенка к родителям, которые начинают его контролировать, толкать и так делать управляемым. Если личные границы учащегося постоянно нарушаются, то это уменьшает самостоятельность.

Мы убрали текущий контроль, но оставляем необходимое информирование родителей с периодом в 6-7 недель.

Мы считаем, что средняя школа с 1-го по 9-й класс как раз и нужна для того, чтобы ребенок до 15-16 лет стал самостоятельной личностью, способной принимать собственные решения.

На Simulator мы можем гибко настраивать нужные правила доступа и давать детям чувство самостоятельности движения. У ребенка есть возможность добиваться промежуточного результата, обсуждать его с родителями и учителями, ставить перед собой новые задачи и снова действовать по своему выбору темпа, глубины и содержания.

Цель «Спільношколи» – создать насыщенную образовательную среду, которая благодаря технологиям может быть максимально удобна для ребенка и всей команды специалистов школы, и информативна для родителей.

 

Источник материала
loader