В 1991 году на обложке альбома Nevermind группы Nirvana появилось фото обнаженного младенца, плавающего в бассейне. Альбом имел беспрецедентный успех – было продано 30 млн экземпляров. Через 30 лет младенец вырос и подал в суд на группу Nirvana, требуя возместить моральный ущерб за использование фотоснимка.
Парень проиграл дело – адвокат музыкантов назвал иск безосновательным и напомнил, что слава ему нравилась. Но что делать в ситуации, когда вашу фотографию использовали в коммерческих целях без вашего ведома и разрешения, а такой «славы» вы не хотели?
Такой случай произошел с соучредителем компании Force group Станиславом Горбачевским. Сообщество предпринимателей Young Business Club использовало фото Станислава для рекламы встречи YBC в Варшаве. Хотя, как отмечает Станислав, он даже не резидент клуба. Редакция MC.today узнала у юристов, что делать украинцам в таких ситуациях.
«Передавайте привет горе-маркетологу»
Станислав Горбачевский на своей странице выложил скриншот рекламы от Young Business Club, где на фотографии был он и еще несколько человек. В публикации он отметил, что не давал письменного согласия на использование своего изображения в рекламной кампании.
«Друзья, а уже можно считать успехом, когда твое фото без разрешения и письменного согласия на обработку персональных данных используют в рекламе? Если кто-то из моих друзей знает того горе-маркетолога, кто такое придумал, то передайте, пожалуйста, “привет” и попросите задонатить мой гонорар на сбор на тепловизор».
Реклама, в которой использовали фото Святослава
Не все согласились с решением вынести проблему в публичную плоскость и заподозрили предпринимателя в саморекламе. Мол, нужно было решить это в частном порядке – просто написать организаторам и попросить перестать использовать изображение. Но Станислав объяснил свое решение вынести проблему на общее обсуждение: «Они публично использовали мое лицо для привлечения членов в свой клуб. Я публично ответил, что никакого отношения к клубу не имею».
Комментаторы в большинстве своем поддерживали Станислава и отмечали, что такая рекламная кампания недопустима: «По-моему – это неуважение к людям на фото, безграмотность и непрофессионализм», – высказалась член Наблюдательного совета в Сети Центров информационной поддержки бизнеса Лариса Цыган.
Кто-то советовал Станиславу подать в суд, но предприниматель отказывался, потому что не хочет тратить свое время.
К обсуждению присоединился также и СЕО Young Business Club Андрей Остапчук:
«Я помню, как ты меня просил прийти на встречу в Лондоне, Нью-Йорке и вместо того, чтобы быть благодарным сейчас, пишешь эти посты. Лично от меня, извини. Я еще не видел столь неблагодарных людей, как ты».
Директор по правовым вопросам в Nota Group Олег Борийчук так оценил «извинения» СЕО клуба: «В сервисе есть такое правило: не портите извинения оправданиями. А здесь имеем неискреннее извинение, да еще и с личной обидой. Оказывается, ты должен быть благодарен за то, что тебе разрешили прийти на встречу, и это оправдывает факап маркетолога. Яркий пример трансляции подлинных ценностей сообщества».
Станислав также не понял, за что должен быть благодарен: «В Варшаве я заплатил полный прайс за участие. Быть благодарным за что? За мое участие в рекламной кампании, которую со мной никто не согласовал?».
Проблему с несогласованной рекламой всё же решили. Head of Sales в Young Business Club Богдан Деркач отметил: «Фото сразу после публикации Станислава удалили из рекламы. К сожалению, маркетолог не может физически знать всех людей, кто хоть раз был на встречах Клуба. В дальнейшем будем более тщательно относиться к отбору фотографий для рекламной кампании». Но добавил: «Можно ли было решить и сообщить администрацию Клуба по-другому – 100%, тем более, что Станислав был на трех встречах Клуба в Лондоне, Нью-Йорке и Варшаве, а еще и принимал участие в премии, которую организовывал Клуб, потому администрацию точно должен знать. Но случилось как случилось. Все сделали выводы и двигаемся дальше».
Когда ваше фото могут использовать в рекламе
Мы спросили CEO патентно-юридической студии Blackandwhite Алину Серештан-Татаринову, когда использование фотографий с вашим изображением допустимо, а когда нарушает закон. Юристка объяснила: «Пункт 1. Статья 307. Защита интересов физического лица при проведении фото-, кино-, теле- и видеосъемок говорит о том, что человека можно снимать или снимать только с его согласия».
А согласно пункту 1 статьи 308 Гражданского кодекса Украины фотография, другие художественные произведения, на которых изображено физическое лицо, могут быть публично показаны, воспроизведены, распространены только с согласия этого человека: «Исходя из фото, Станислав видел, что его снимают и не был против, поэтому можно предположить, что было предоставлено “молчаливое” согласие», – говорит юристка.
Но вопрос в том, на что было дано согласие:
«На фотографирование и использование этой фотографии с информативными целями о мероприятии, а не на использование в рекламной компании».
Согласно части 1, статьи 8 Закона Украины «О рекламе»: «В рекламе запрещается размещать изображения физического лица или использовать его имя без письменного согласия этого лица. Поэтому, если письменного согласия предоставлено не было, фотографию в рекламе использовать нельзя», – добавляет Сироштан-Татаринова.
Что делать, если вы увидели в рекламе… себя
Адвокат, PhD, владелица юридического бренда DUKHOVNA Оксана Духовна также отмечает, что право человека на использование его изображения охраняется действующим законодательством Украины:
«Ваше фото может быть распространено без согласия и разрешения только если вы позировали автору снимка за плату. Или если это вызвано необходимостью защиты интересов этого лица или интересов других лиц».
Итак, если вы снимаете кого-то, имейте в виду, вам в любом случае нужно согласие этого человека: «Такое согласие может быть как устное или письменное, или, так называемое, “молчаливое” согласие (когда лицо понимает и видит, что его снимают, и никак не выражает свое несогласие с этим фактом). В то время как для дальнейшего использования в рекламе такого изображения физического лица требуется исключительно письменное согласие героя фотографии».
В случае, если вы оказались в подобной ситуации, Духовна советует обратиться с соответствующей претензией к недобросовестным рекламодателям с требованием прекращения использования вашего изображения: «Если же на указанную претензию не получена надлежащая реакция, дальнейшая защита ваших прав и законных интересов возможна в судебном порядке при наличии надлежащей фиксации факта нарушения. Также за защитой ваших прав можно обратиться в Госпродпотребслужбу, которая в соответствии со ст. 27 Закона Украины “О рекламе” уполномочена налагать штрафы (стоимость рекламы, умноженная на пять) на недобросовестных рекламодателей».