Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов
Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов

Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов

После начала полномасштабной войны вопрос дальнейшего использования русскоязычной (мультиязычной) версии сайта для многих бизнесов стал очень актуальным.

Курс
Управління командою в бізнесі
Більше ніякого мікроменеджменту
Хочу на курс
pic

Некоторые считают, что лучшее решение – удалить ее раз и навсегда. С нравственной точки зрения так и есть. Но с технической… Впрочем, давайте об этом и поговорим!

Заглянем в недалекое прошлое

Нравится нам с вами или нет, но украинский интернет практически все время своего существования в большинстве своем был именно русскоязычным. Большинство украинцев гуглили именно по-русски. А владельцы сайтов и SEO-оптимизаторы соответственно продвигали русскоязычные версии из-за их большей актуальности.

Итак, в нашей стране десятилетиями формировался некий замкнутый круг: люди редко использовали запросы на украинском, ведь поиск на русском давал больше релевантных результатов. А разработчики не особо активно занимались продвижением украиноязычных версий сайтов из-за малого количества запросов и, соответственно, скудного трафика.

И из этого замкнутого круга мы только начинаем выходить. По данным Serpstat, к началу полномасштабной войны только четверть украинцев искали информацию в Google на родном языке. И это в большинстве своем пользователи из западных регионов страны.

Курс
Англійської
Ваш викладач англійської sucks? Підберемо викладача, який також любить Star Wars, а не Star Trek
РЕЄСТРУЙТЕСЯ!
Master Yoda

Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов - Фото 3

После российского вторжения ситуация несколько изменилась, но нельзя сказать, что глобально. Сейчас по-украински гуглят лишь немногим более трети наших земляков.

Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов - Фото 4

Для наглядности используем Google Trends и сравним два поисковых запроса: «купить стиральную машину» и «купити пральну машину». Теперь смотрим, в каких областях преобладают запросы на том или ином языке:

Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов - Фото 5

То есть, подтверждаются наши предыдущие слова: украиноязычные запросы используют преимущественно жители западных регионов страны. Можно проверить и другие примеры. Вероятно, результаты будут схожими. При этом русскоязычные запросы часто используют даже украиноязычные пользователи. Большинство – просто по привычке.

Как «украинизировать» UA-интернет и почему радикальные методы не сработают

Достаточно правильным решением в свое время было принятие закона об обязательном наличии украиноязычной версии работающих в Украине сайтов. И о том, что именно она должна быть основной. Да, это вызвало определенные сложности для разработчиков и оптимизаторов, но в целом шаг стал важным для украинизации нашего интернета.

Но стоит ли сейчас полностью отказываться от ру-версии? К сожалению, мы должны констатировать неприятный для многих факт. Удаление русскоязычной версии, вероятнее всего, только повредит вам и вашему бизнесу.

Курс для дітей.
Вчимо професіям майбутнього без нудних лекцій та конспектів.
Підберіть нам курс

Сотрудничая с этим клиентом, мы активно занимались продвижением сайта (в частности, русскоязычной версии), а он вкладывал в продвижение средства. Но в конце концов вся эта работа пошла насмарку. Удаление ру-версии сразу же привело к стремительному падению трафика. А это, со своей стороны, существенно уменьшило количество приходивших из поиска клиентов.

Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов - Фото 6

Вертикальная красная линия – это момент, когда ру-версия была удалена. Как видите, сразу началось падение трафика. И это логично: нет страниц = нет ключевых слов = нет показов в ​​Google = нет клиентов.

В каких случаях все-таки можно полностью отказаться от русскоязычной версии сайта? Такое решение не станет критическим в следующих ситуациях:

  1. У вас простой небольшой сайт, который вы никогда особо не раскручивали и не выводили в топ выдачи, и он, соответственно, не приносит вам много трафика. К примеру, если у вас корпоративный ресурс, у которого больше имиджевая цель, чем коммерческая.
  2. У вас исключительно украиноязычная аудитория, и вы в этом абсолютно уверены. Например, у вас магазин книг, вышиванок или локальный бизнес в регионе, где большинство населения гуглит по-украински.
  3. У вас сайт, который выступает скорее как каталог, а клиентов вы получаете из других источников (соцсети, офлайн-консультанты, агрегаторы и тому подобное.).

Для большинства украинских сайтов отказ от русского – выстрел себе в ногу. Как бизнесу перейти на соловьиный и не растерять клиентов - Фото 7

Но если ваш ресурс генерирует значительное количество аудитории именно по поиску (и именно по русскоязычным запросам), то, выключив ру-версию, вы только навредите себе.

Не стоит рассчитывать, что пользователи в момент начнут гуглить исключительно на украинском. Как мы увидели из статистики Serpstat, этого не произошло даже после начала полномасштабного вторжения. Да, был достаточно существенный толчок к украинизации поисковых запросов, но этого все еще недостаточно.

Неприятно это признавать, но сейчас для большинства отечественных сайтов полный отказ от русскоязычной версии – выстрел себе в ногу. Да, это красивый жест и яркая демонстрация вашей позиции, но все же не торопитесь.

Курс Типографія
Шрифти, композиція, верстка

Записатися

Не следует принимать поспешных решений и вредить самому себе. Это именно тот случай, когда нужно немного отвлечься от эмоций и отказаться от идей, которые навредят вашему бизнесу. И даже если вы приняли такое решение, советуем еще раз серьезно обсудить этот вопрос с вашим оптимизатором.

Мифы об отказе от русскоязычной версии сайта

В своей работе мы часто сталкиваемся с подобными мифами, которые иногда приходится опровергать. Предлагаем кратко рассмотреть некоторые из наиболее распространенных:

  • Со временем все больше людей будет гуглить на украинском языке. Это на самом деле не миф – многие и правда перешли на украиноязычные поисковые запросы. Но процесс перехода довольно медленный. Не стоит ожидать, что за год, три или даже пять 90% наших земляков будут гуглить исключительно на родном языке. Если за это время его начнут использовать хотя бы 50% украинцев, это будет очень весомым достижением. Процесс перехода слишком медленный.
  • Если все удалят русскоязычные версии, отечественное интернет-пространство будет состоять исключительно из украинских сайтов. Предположим, в какой-то момент абсолютно все владельцы сайтов удалили ру-версии. Отлично! Но возвращаемся к предыдущему пункту – большинство украинцев все еще используют русский в поиске. К чему это приведет? Верно! Вместо русскоязычного, но все же украинского контента пользователи будут получать именно русский. А это гораздо хуже. Просто представьте ситуацию: пользователь хочет посмотреть обзор нового iPhone и по привычке использует русскоязычный запрос «обзор iPhone 14». Вместо украинского контента он получит его от какого-нибудь блогера из московии. Еще и принесет ему деньги за просмотр видео, например.
  • На русскоязычные запросы будут выводиться украиноязычные страницы. Вы точно сталкивались с ситуацией, когда по запросу на украинском Google выдает русскоязычные страницы. И может показаться, что ситуацию можно развернуть на 180 градусов, если в UA-интернете будут исключительно украиноязычные сайты. Однако, это не будет работать. По крайней мере, в современных реалиях. Единственный случай, когда после ввода ру-запроса можно оказаться на украинской странице – если к выдаче попала страница на русском, но во время открытия автоматически стояла UA-версия сайта. Тогда, по сути, во время открытия происходит редирект.

Вместо выводов: украинизация интернета – это процесс, который требует времени и усилий

Все мы мечтаем о том времени, когда все русское раз и навсегда исчезнет из нашего инфопространства. Когда все 100% запросов у Google от наших земляков будут именно на украинском. И когда выдача какого-нибудь русскоязычного сайта в Google будет скорее исключением из правил, чем закономерностью.

Произойдет ли это? Да! Придет ли это время хотя бы в ближайшие несколько лет? Нет, к сожалению.

Мы с вами слишком долго существовали в русскоязычной интернет-среде. И выходить из нее придется постепенно. Первые шаги для этого уже сделаны – сайты имеют украиноязычную версию как основную. SEO-специалисты все больше внимания уделяют именно ее продвижению. Да и пользователи, как мы уже убедились, понемногу переходят на поисковые запросы на родном языке.

Процесс трансформации украинского интернета уже происходит, и он нуждается в усилиях каждого – представителей бизнеса, разработчиков, SEO-специалистов, SMM-ников и, конечно же, самих пользователей. Работы еще очень много для всех. И мы в Elit-Web гордимся тем, что также вносим свой вклад в украинизацию интернета. Дальше будет победа!

Источник материала
loader