До начала большой войны три дунайских порта переваливали до 5% украинского экспорта. Уже в 2023 году должны в пять раз больше. Удастся?
Из-за войны и крайне ограниченной логистики три маленьких порта на реке – Рени, Измаил, Усть-Дунайск – стали объектами небывалого интереса со стороны инвесторов. Среди последних – украинские аграрные гиганты Kernel Андрея Веревского и Нибулон Андрея Вадатурского.
На что они рассчитывают? И сможет ли Дунай "вытянуть" украинский экспорт в условиях блокады моря Москвой и запретов на украинскую аграрку странами Восточной Европы?
Блокада
До полномасштабного вторжения РФ больше 70% украинского экспорта (и до 90% агроэкспорта) шло через морские ворота. До середины лета 2022 года доступ Украины к морю был полностью перекрыт.
Подписание международногосоглашения об обеспечении так называемого зернового коридора в юиле 2022 года разблокировало экспорт зерна и подсолнечного масла из трех украинских портов: Одессы, Черноморска и Южного – так называемых портов Большой Одессы. Сейчас работает только треть из 18 украинских портов.
За 8 месяцев действия договора Украине удалось вывезти по морю 26,3 млн тонн агропродукции. Но коридор все время был под угрозой срыва из-за шантажа Москвы.
В понедельник, 8 мая, Россияснова заблокировала работу Черноморской зерновой инициативы, отказавшись регистрировать суда на вход и проводить их инспекции. Экспорт украинской агропродукции через зерновой коридор в апреле был одним из самых низких за все время работы зернового коридора – всего 2,8 млн тонн, а инспекции в территориальных водах Турции по состоянию на 8 мая ожидало 90 судов, из которых 62 – это суда, идущие под загрузку.
Это не первая попытка РФ перекрыть украинский морской экспорт. С 18 мая Москва снова грозит выйти из международного соглашения.
Для Украины такой сценарий крайне нежелательный. По результатам 2023 года агроэкспорт составил 53% от общего показателя страны и около 20% ВВП. Это особенно опасно на фоне ухудшения отношений со странами-соседками. За последние месяцы по европейским странам прокатились протесты местных фермеров стребованиями не пускать в их страны украинские сельскохозяйственные товары.
Несколько стран ЕС наложили эмбарго на украинскую агропродукцию. Тем самым они поставили под угрозу ещеоколо половины украинского агроэкспорта, который в последние месяцы, после проделок РФ, шел по так называемым "коридорам солидарности" транзитом в страны ЕС.
Рассвет на Дунае
Такая ситуация с логистикой вынуждает Украину искать план "В". "Но если посмотреть шире, во многом Дунай показал себя уже как план А", – говорит в комментарииLIGA.net Дмитрий Баринов, заместитель главы Администрации морских портов Украины (АМПУ).
За последние три года до войны доля дунайских портов в грузоперевалке Украины в среднем сводилась до 3-5 млн тонн на год или 2,5-4,2% от всего экспорта.
С дня полномасштабного вторжения России Дунайские порты (Рени, Измаил, Усть-Дунайск) благодаря географическому положению, близости к большим портам Болгарии и Румынии и возможности движения судов вдоль Дуная смогли избежать морской блокады РФ и стали единственным водным путем для экспорта (до внедрения зерновой инициативы).
По итогам 2022 года грузооборот через дунайские порты удалось нарастить в три раза – до 16,3 млн тонн.
Это стало возможным благодаря нескольким факторам:
За первые четыре месяца этого года экспорт через Дунайские порты составил 7,4 млн тонн, из которых аграрные грузы составляют 75% экспорта – более 6 млн тонн, говоритLIGA.net Юрий Васьков, заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры.
В марте 2023 года перевалка грузов в дунайских портах выросла до рекордного уровня – 93 000 т в сутки, рассказываетLIGA.net Дмитрий Баринов из АМПУ.
"Сейчас цель довести среднесуточный показатель перевалки до 100 тыс. тонн, то есть 3 млн тонн в месяц и до 23 млн тонн в год", – говорит Баринов.
Мининфраструктуры декларирует целью на 2023 год перевалку через порты Рени, Измаил и Усть-Дунайск 20-22 млн тонн экспорта.
По словам Баринова, мы можем достичь этого уровня относительно быстро, но инфраструктура вокруг портов пока не готова к таким темпам:
"Судна с украинского Дуная идут в румынскую Констанцу – это большой порт, но уже сейчас его мощностей иногда не хватает".
Есть и внутренние проблемы. Если до полномасштабного вторжения Измаил или Рени были тихими и полупустыми городками, то сейчас дорога туда переполнена грузовиками, на железнодорожном переезде пробка достигает нескольких десятков километров, а УЗ просит не направлять грузы в сторону Измаила – очереди растянулись на 27 суток.
"Приходится работать с колес – складов пока сильно не хватает", – объясняет заместитель главы АМПУ.
Что нужно для решения этих проблем?
Инвестиции в порты
В первую очередь, деньги и время. "Модернизация и обновление инфраструктуры портов, привлечение инвестиций на строительство новых терминалов и дноуглубление, – перечисляет Васьков. Инвесторы активно ведут работы в регионе.
17 января состоялся первый в Украине аукцион – на торгах за самый маленький порт Украины – Усть-Дунайск – соревновались 8 компаний, а цена продаж выросла с 60 до 201 миллиона гривен – в 3,3 раза больше стартовой цены. Победитель обещает построить в порту зерновой терминал на 50 000 тонн.
По словам замминистра, в 2022 году в Дунайские порты было инвестировано более $15 млн, подавляющее большинство в порт Измаил. И это уже дало некий эффект. 9 мая портИзмаил выполнил годовой план по грузопереработке в объеме 6,2 млн т – рекордные за всю историю своего существования темпы выполнения годовых показателей, сообщили в АМПУ.
Одной из компаний, которая, за меньше чем год смогла построить на Дунае собственный терминал, стала Нибулон. Компания уже инвестировала $15,5 млн в создание филиала "Бессарабский" в Измаиле – налаживание мощностей по перевалке зерновых с железной дороги, с автотранспорта на речной транспорт, рассказываетLIGA.net Владимир Славинский, директор по торговле Нибулон.
Логистический маршрут через Измаил стал для николаевской компании главным каналом сбыта, говорит он:
"За последние три месяца поставки по Дунаю составляли до 70% и только 30% – экспортировали зерновым коридором".
Зерно доставляется по железной дороге или автотранспортом к терминалу, загружается на речной транспорт, а затем доставляется в румынский морской порт Констанца, где зерно перегружается с барж на морские суда разного класса и размера. Такая логистика позволяет компании сохранять гибкость, выдерживать контрактные сроки и контролировать движение товара, что позволяет планировать деятельность, выбирать оптимальные варианты экспорта на фоне нестабильной работы зернового коридора, объясняет Славинский.
Еще один украинский агрогигант – Kernel – приобрел и в экстренном режиме запустил в эксплуатацию речной терминал "Дунай Пром Агро" – для перевалки зерна и шрота, рассказываетLIGA.net Екатерина Спивакова, руководитель департамента коммуникаций, PR и GR, Kernel. Она объясняет шаг верой в огромный потенциал речных перевозок:
"Зерновая инициатива" работает нестабильно, а порты Рени могут быть эффективны как в военное, так и в мирное время. Поэтому Kernel получил в долгосрочную аренду на 49 лет земельный участок под строительство перегрузочного терминала в порту Рени".
В реализацию проекта компания планирует инвестировать $10 млн собственных средств, сообщила она.
Совокупный вклад Кернела и Нибулона в Дунай составит $36 млн – в рамках программы устойчивости сельского хозяйства (ARGi-Украина). Еще $8 млн в рамках программы направит правительство США, сообщила 26 апреля во время визита в порт Измаил госпожа посол США в Украине Бриджит Бринк.
Также известно, что второй в мире перевозчик Maersk Line использует порт Рени для контейнерных перевозок на баржах с подключением румынского порта Констанца. Кроме того, стартовал совместный проект Мининфраструктуры и ЕБРР по исследованию экспортной логистики в Бессарабии.
По словам Васькова, сейчас в регионе в процессе строительства пять новых частных терминалов, порядка 20 – уже эксплуатируются. "У железной дороги тоже есть планы дальнейшего развития", – говорит он.
По оценке Мининфраструктуры, потребность в инвестициях составляет более $120 млн.
Перспективы после войны
Главной проблемой Дунайских портов до полномасштабного вторжения был риск, что модернизация и доведение их до конкурентоспособного уровня может обойтись слишком дорого и без гарантий стабильных грузопотоков – ведь поблизости "портовые монстры" Большой Одессы.
Главная задача портов в начале послевоенного времени – это удержать объемы перевалки и не допустить простоя мощностей, удержать ту переориентацию бизнеса, которую мы наблюдаем сейчас, говорит Васьков:
"Порты Дунайского региона вместе с припортовым хозяйством и хорошо развитыми тылами, при развитии местных смежных отраслей могут закрепиться как мощный производственно-транспортный хаб на границе со странами ЕС, который и в дальнейшем будет обеспечивать немалую часть экспортно-импортных потребностей", – уверен он.
Как перспективы видят инвесторы? Если морские пути будут работать стабильно, то активы в Дунайских портах увеличат общие объемы экспорта Kernel до 600 000 тонн в год, рассчитывают в компании.
В Нибулоне понимают риски, что в обычных мирных условиях Дунай будет менее конкурентен: "Поэтому рассматриваем наш филиал в Измаиле как базу для дальнейшего развития новых проектов, в первую очередь связанных с переработкой", – говоритLIGA.net директор по торговле Нибулон.
Компания рассматривает возможность построения на локации полноценного элеватора, рассчитанного на одновременное хранение 118,5 тыс. тонн зерновых, и высокотехнологичной современной мельницы мощностью 750 тонн в день.
После завершения войны и открытия крупных портов, падение грузопотока в портах Дуная все равно будет наблюдаться, говорит Васьков.
"Мы рассчитываем, что за счет инвестиций Дунайские порты сохранят свое значение и смогут работать на уровне не менее 15 млн тонн в год", – объясняетLIGA.net замминистра.
Даже если нам удастся вернуть все грузы в порты Большой Одессы, Николаева и Азова, Дунай и дальше будет играть очень мощную роль, уверен заместитель главы АМПУ Дмитрий Баринов:
"Крупные экспортеры там все равно останутся, потому что это будет всегда альтернативный путь"