Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается
Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается

Еще до полномасштабного вторжения «Дарница» подготовила укрытие на производстве. Основная часть команды прожила там до середины апреля, несколько семей – до мая. Это были преимущественно люди, чье жилье вдали от завода или в опасных районах. Топ-менеджмент постоянно общался с командой о состоянии бизнеса. Работники рассказывают, что «никто не разъехался, а те, кто временно уехал за границу, оставались на постоянной связи».

Фармацевтическая компания «Дарница» на рынке уже более 90 лет. Она продолжала работать с первых дней полномасштабной войны, а с апреля прошлого года полностью вернулась к довоенным объемам производства.

В партнерском материале с «Дарницей» рассказываем, как поддерживали команду и благодаря чему смогли показать в 2022 году самый большой рост среди топ-10 компаний на рынке.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 1

Что помогло выстоять

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 2

Андрей Обризан, генеральный директор «Дарницы»

«Нам в “Дарнице” удалось построить современную модель антихрупкости, которая оказалась очень своевременной во время широкомасштабной фазы войны», – рассказывает Андрей Обризан, генеральный директор «Дарницы».

Суть этой модели – трансформация от вертикальной структуры управления в горизонтальную. Такие масштабные изменения в «Дарнице» начались более трех лет назад. По словам Обризана, сейчас каждый управленец четко знает свои задачи и понимает, как поступать. При этом никто не ожидает так называемого «указания сверху».

«Такую команду практически невозможно разрушить внешними негативными воздействиями, – добавляет Обризан. – Именно поэтому “Дарница” – компания, которая показала в итоге 2022 года самый большой рост среди топ-10 компаний на фармацевтическом рынке УкраиныВыпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 3 Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 4 на розничном рынке лекарственных средств в гривневом выражении, по данным Proxima Research».

Несмотря на прилеты в районе и напряжение вокруг, «Дарница» не остановила производство и продолжила заботиться о сотрудниках и их семьях.

Укрытие подготовили еще до большого вторжения

В пять утра 24 февраля 2022 года технический директор «Дарницы» Игорь Перепелица проснулся от взрывов.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 5

Ігор Перепелиця, технічний директор «Дарниці»

«Я собрался и с семьей приехал на завод. Много звонков было от коллег, и я всем отвечал: "Езжайте на завод". Если не знаете, что делать, поезжайте на завод. Вот такая поговорка выходит», – улыбается он.

Тем утром туда съезжались семьями, вместе с пожилыми родителями и домашними питомцами. Тогда там собралось около 150 человек в возрасте от двух до 82 лет.

У «Дарницы» есть полноценное укрытие, способное выдержать ядерную атаку. Его подготовили еще до 24 февраля 2022 года: модернизировали системы кондиционирования и вентиляции, проверили освещение, заменили дизель-генератор. Но спальные места и быт организовывали уже все вместе в первый день: расставляли поддоны и ящики, сносили мебель из старого офиса. Затем провели интернет, поставили телевизор.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 6

Ігор Перепелиця в укрытии «Дарницы»

Все руководители участков постоянно находились на месте, каждый отвечал за свое направление. А партнеры «Дарницы» из кейтеринговой службы жили прямо с командой завода в бомбоубежище и готовили на всех.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 7

Евгений Черкасс, операционный директор

Операционный директор Евгений Черкасс с коллегами ездил на закупки продуктов в один из ближайших гипермаркетов. «Покупали мешками свеклу, картофель. Договорились с хлебокомбинатом и забирали хлеб прямо у них, – добавляет Евгений Черкасс. – Ведь были комендантские часы в несколько дней, а на производстве нужно кормить 150 человек».

О детях, которые тоже жили в укрытии, максимально пытались заботиться. «Запустили онлайн-школу, собственный курс диджитал-обучения DarSchool, праздновали дни рождения, – рассказывает Игорь Перепелица. – Серьезно, даже торты находили и привозили».

Как отгружали лекарства по всей Украине

С началом полномасштабного вторжения «Дарница» столкнулась со шквалом запросов на благотворительную помощь и закупки: через самые разные мессенджеры, в любой форме. Были даже сфотографированные записочки от руки.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 8

Гурген Карапетян, национальный менеджер госпитального направления

Киевские больницы сразу начали отправлять на завод грузовики за лекарствами. Среди них ключевые: Киевская городская клиническая больница скорой помощи, Киевская городская клиническая больница №17, Охматдет, Центральный военный госпиталь, Институт сердца. «Мы отгружали лекарства из имеющихся запасов на складе всем, кто обращался. Конечно, бесплатно, – вспоминает Гурген Карапетян, национальный менеджер госпитального направления. – К загрузке машин присоединялись все».

Например, в марте-апреле команда «Дарницы» обрабатывала ежемесячно по 600–700 запросов. Для сравнения: в мирное время обычно около 200–300 запросов в месяц.

Региональные команды работали практически круглосуточно: создавали договоры, накладные и так далее. Очень сильная была нагрузка и на склад. Все это происходило в условиях, когда дистрибьюторы практически не работали: кто-то из них потерял склады, кто-то спешно перевозил запасы в западную часть страны.

«Дарница» привлекала любой транспорт, чтобы развозить лекарства и искала охранное сопровождение. Некоторые заказчики находили свои автомобили: например, из Чернигова приезжали на собственном транспорте, забирали лекарства.

Помощь от Дарницы
Помощь от Дарницы

«В осадных городах работали только мелкие местные аптеки, – вспоминают в компании. – Это были невероятно отважные люди». «Дарница» также довозила лекарства до городов, где происходили активные боевые действия, а затем их забирали волонтеры или ВСУ.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 11

Александр Воронюк, директор по продажам «Дарницы»

«В частности, из-под Мариуполя забирали на вертолетах, из-под Запорожья – на лодках, из-под Харькова – на легковых машинах. Все происходило как в голливудском экшене»

За 14 месяцев полномасштабной войны компания отгрузила на благотворительность 2,5 млн упаковок лекарств стоимостью более 220 млн грн – это огромные объемы. Компания также взяла на себя возмещение аптекам за потерянный товар на оккупированных территориях.

«Ключевой фактор успеха заключался в постоянной и взаимосвязанной работе всех служб: состава, логистики, производства», – добавляет Гурген Карапетян.

 

Как запустили производство

28 февраля 2022 года в компании решили запускать производство. Первым стал цех таблетированных средств, затем – ампульный и инфузионный.

Директор департамента производства Людмила Денесюк напоминает первую ночную смену. На заводе сделали светомаскировку, но поначалу люди испытывали тревогу. «Но производить лекарства – важная работа, все понимают это. Мы едва ли не впервые столкнулись с таким полным пониманием со стороны персонала, – говорит Людмила Денесюк. – А компания со своей стороны отблагодарила в марте выплатой 1,5 оклада».

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 12

Специалисты на производстве в «Дарнице»

Сначала на производстве было восемь специалистов, к концу марта работало уже 166 человек, а это более 60% от штата. А с 17 марта в «Дарнице» вернулись к круглосуточному графику работы. Учитывая комендантские часы, люди работали по 12 часов подряд и больше, несмотря на дни недели, и все поддержали это.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 13

Людмила Денесюк, директор департамента производства

«В марте удалось выйти на 60% довоенного уровня производства, а с апреля полностью восстановить довоенный уровень»

Уже в мае участок инфузий запустили в режиме 24/7 на два месяца, потому что был большой запрос на хлорид натрия.

Новые вызовы ждали «Дарницу» осенью, с началом российского энергетического террора. Серии лекарств, которые были на производстве при отключении, приходилось утилизировать.

Потом государство установило лимиты энергопотребления в сутки для завода, и здесь нужно было так же адаптироваться. «Уже не вопрос обеспеченности производства сырьем, а доступные киловатты определяли график работы производственных участков, – добавляет Людмила Денесюк. – Мы установили гибкий график работы производства с учетом потребления электроэнергии каждым участком».

Где и как находили сырье

Авиа- и морское сообщение остановилось, остались грузовые перевозки, но на границе приходилось ждать в очередях до пяти дней. Поставка сырья из-за пределов страны стала едва ли не самой острой проблемой для украинских производителей, но «Дарница» заготовила запас сырья еще до 24 февраля. Это позволило обеспечить непрерывное производство с первых дней войны.

Относительно локальных поставщиков возникли критические вопросы по обеспечению упаковочными материалами: производство одного из главных партнеров было расположено в Херсоне. Закупочная команда «Дарницы» очень быстро распределила поставки упаковочных материалов между новыми партнерами и избежала дефицита лекарственных средств.

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 14

Александр Карпиевич, директор департамента обеспечения и логистики

«Если у большинства участников рынка снабжение стабилизировалось в течение двух-трех месяцев, то у нас – в течение двух недель»

Совещания с логистами проходили еженедельно: обсуждали, что запускать на производственных линиях, на что сейчас есть сырье. «Пытались нивелировать простои на производстве и задержки снабжения, – вспоминает Людмила Денесюк. – С разрешения Минздрава несколько серий лекарств выпустили без картонной упаковки и отдали в госпитали».

 

Какое было сотрудничество с государством

Национальный менеджер госпитального направления Гурген Карапетян после освобождения Киевской, Черниговской и других областей лично ездил в украинские села. Нужно было довезти лекарства, которое не удалось передать туда сразу. Эти поездки отпечатались в его памяти надолго.

Там в больнице света нет, воды нет, ничего нет, но люди есть. Выгружаю ящики, а женщины – в слезы, – вспоминает он. – Необыкновенные моменты». Все это происходило в рамках благотворительного проекта помощи для примерно 20 освобожденных районов, реализованного вместе с Минздравом.

Помощь на Херсонщину
Помощь на Херсонщину
Помощь на Херсонщину
Допомога на ХерсонщинуПомощь на Херсонщину

Также перед компанией постоянно появлялись новые стратегические вызовы. Например, «Дарница» изготовила под заказ Минздрава препарат от последствий применения химического оружия в объеме, который обычно производят за три года.

Затем появился запрос на калия йодид, который применяют в случае радиационного загрязнения. Компания сотрудничала с Минздравом и СНБО: в течение месяца зарегистрировали, разработали и изготовили этот препарат. Результат: 10,7 млн доз передали государственным учреждениям бесплатно, полностью обеспечив потребности страны.

Это беспрецедентный случай молниеносной работы над препаратом, ведь обычно такой процесс может длиться годами, – добавляет Гурген Карапетян. – Уникальный кейс не только для Украины, но и всего мира».

Главные выводы сейчас

Несмотря на все сложные условия, компании удалось улучшить бизнес-результаты: если в 2021 году каждая седьмая упаковка лекарств, проданная в аптеках, была произведена «Дарницей», то в 2022 году уже каждая шестаяВыпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 19 Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 20 по данным Proxima Research.

За год компания произвела 173 млн упаковок препаратов. Это позволило «Дарнице» охватить 15,7% украинского фармацевтического рынка – вдвое больше, чем у ближайшего конкурента.

В 2022 году компания выпустила на рынок 18 новых продуктов. Из них 15 брендов – это собственная разработка, а три – на условиях лицензирования. Всего за последние пять лет «Дарница» представила 70 новых препаратов.


Сейчас компания экспортирует лекарства в 15 стран и имеет более 250 регистраций лекарства за рубежом, в том числе в странах Европы и Азии. В 2022 году «Дарнице» удалось нарастить объемы экспорта на 38,9% – до 285 млн грн. То есть в натуральном измерении продажи за границу выросли в 1,5 раза.


Кроме бизнес-результатов самое важное – что удалось сохранить команду почти в полном составе. Текучесть кадров в 2022 году была на довоенном уровне – 1,6%. Никого не сократили, сохранили все бонусные программы и льготы. Более того, фокус на развитии остается на высоком уровне, ведь команда учится в Harvard Medical School, Международном институте менеджмента, Киево-Могилянской бизнес-школе. «Ведь люди – это самая большая ценность, особенно в такой наукоемкой отрасли», – говорят в «Дарнице».

Выпустили 18 новых продуктов, продажи за границу увеличились в 1,5 раза. «Дарница» растет, несмотря на войну. Как ей это удается - Фото 21

Источник материала
loader