В этом году украинский регтех-продукт regulatory technology, англ. – регуляторные технологии AML.point от компании AI Fintech получил менторскую поддержку и грант $10 тыс. в рамках программы Mastercard Start Path Ukraine. Это решение помогает финансовым компаниям организовать автоматизированный финансовый мониторинг. Одна программа заменяет десятки Excel-табличек и многотомные архивы с документами. В ней можно хранить данные, отслеживать платежи, проверять компании по санкционным спискам и в несколько кликов генерировать отчеты для НБУ.
В партнерском материале с AI Fintech СЕО проекта AML.point Оксана Губина и руководитель команды разработки Максим Максименко рассказывают, как AML.point экономит бизнесу десятки часов рабочего времени и гарантирует полную готовность к любым проверкам Нацбанка.
Как появилась идея
После закона о сплите в 2020 году небанковские финансовые учреждения перешли под надзор Нацбанка. С тех пор требования к финмониторингу в этих компаниях ежегодно становились все более жесткими. В частности, такие учреждения должны хранить данные, анализировать операции и контрагентов, а также отчитываться в НБУ и Госфинмониторинге о своих действиях.
За 20 лет работы в сфере финмониторинга Оксане Губиной пришлось организовывать AML-процессы обязательные меры по предотвращению отмывания средств во многих компаниях. Поскольку руководства регулятора содержат только общие требования, каждый бизнес строил процессы по-своему.
Оксана Губина, СЕО проекта AML.point
«Крупные компании с технической командой в штате могут разработать собственное решение под свой запрос. Небольшие предприятия вынуждены организовывать финмониторинг как могут – в электронных таблицах, на бумаге, в приложениях для бухгалтерских программ».
Постоянные изменения в законодательстве и все более жесткие требования к организации финмониторинга подтолкнули Оксану к идее создать готовое решение, которое упростило бы этот процесс. Это была универсальная программа, доступная для любого бизнеса, в которой можно автоматически выполнять все обязательные процедуры.
Первые версии
Первая версия AML.point появилась еще в 2019 году. Тогда это была фактически база данных, которая позволяла компаниям вручную вносить данные о контрагентах и договорах. Использовать даже такой ограниченный функционал могла только одна компания-пользователь.
Приблизительно в то время команду разработки возглавил Максим Максименко и продукт начал развиваться как SaaS-решение и приобретать черты полноценной специализированной CRM-системы. Вместе с командой построили tеnаnt-архитектуру – когда в одном интерфейсе может работать много пользователей. По схожему принципу работает электронная почта Gmail.
AML.point построен на базе микросервисной архитектуры и написан на языке PHP. Такой подход позволяет быстро вносить изменения в функционал. Для работы с данными выбрали реляционную базу Postgresql 13, в ней информация четко связана между собой и хранится в виде таблиц. Такая особенность минимизирует риски потерять данные.
Максим Максименко, руководитель команды разработки
«Сначала AML.point была как большая электронная папка, где хранят анкеты и договоры с контрагентами. Потом появился раздел операций – все расчеты клиента с контрагентами отображались в программе и привязывались к конкретным договорам. Посредством удобных фильтров клиенты могли отбирать в системе данные для обязательных отчетов».
Упростили процессы для пользователей
Следующим этапом развития AML.point стало подключение к ЕГР. Команда Максима написала интеграцию, благодаря которой не требовалось вводить данные вручную. Программа начала сама подтягивать реальные ФОП и ООО из государственного реестра.
«Позже запустили автоматические проверки по санкционным спискам, перечню террористов и публичных лиц – функционал, который чаще всего запрашивали потенциальные клиенты, – рассказывает Максим. – Ведь сотрудничество с контрагентом из таких списков чревато финансовыми и репутационными потерями для бизнеса».
Затем в программе появился раздел статотчетности, который экономит больше времени пользователям AML.point. Все компании, которые работают с платежами, должны регулярно отчитываться НБУ о своих операциях и мерах против отмывания средств. Одни отчеты предоставляют ежемесячно, другие – ежеквартально или дважды в год.
Сейчас в AML.point четыре вида отчетов. Все они формируются в несколько кликов. Система сама собирает данные и генерирует отчет в нужном формате. Команда продукта проработала все документы и для каждого прописала свою логику.
«Каждый сгенерированный в AML.POINT отчет гарантированно принимают в НБУ, и нет рисков, что его придется переделывать», – говорит Максим.
Как развивается продукт
Главная особенность регтех-продукта состоит в том, что разработка зависит от изменений законодательства и регулятора. «Вышло новое постановление НБУ, изменились требования к анкете или обязательному отчету – и у команды появляется новая задача, – делится Максим. – В год у нас примерно 30% задач касаются обновления AML.point из-за изменений в законодательстве».
Но развитие AML.point определяет не только регулятор. Команда часто адаптирует продукт под запросы клиентов – может добавить новую форму или отчет. Затем эти доработки используют, чтобы расширить стандартный функционал и сделать его более универсальным.
Также команда развивает продукт по собственному плану. Сейчас работают над тем, чтобы интегрировать AML.point в электронный кабинет Госфинмониторинга. Так обязательные сообщения для службы можно передавать автоматически в программе. Кроме того, скоро в AML.point можно будет посылать готовые отчеты в НБУ. Пока они формируются автоматически, но отправлять нужно вручную.
Об особенностях регтех-стартапов
В регтехе важно, чтобы программа своевременно адаптировалась к изменениям законодательства. Для этого иногда приходится делать выбор не в пользу красоты и удобства интерфейса.
«Одна из ключевых задач AML.POINT- предотвратить потери, – рассказывает Оксана Губина. – Наше решение не столько о монетизации, сколько об идее. Именно поэтому работаем в условиях ограниченного бюджета и должны правильно расставлять приоритеты в разработке. В нашем случае на первом месте всегда новый функционал».
Тестирование регтех-продукта – отдельный вызов. Нужно понимать множество тонкостей – например, то, что информация в карточке контрагента появляется в системе только спустя некоторое время. Команда стартапа небольшая, поэтому часто тестируют систему самостоятельно и разработчики сами же исправляют свои ошибки.
Кто уже автоматизирует финмониторинг с AML.point
Первыми клиентами AML.point были страховые и финансовые учреждения, затем продуктом заинтересовались лизинговые компании и кредитные союзы. Для последних автоматизация особенно актуальна, потому что они проводят сотни операций ежедневно и вручную управлять такими потоками данных слишком сложно.
Одним из первых клиентов стала финансовая компания «Фінекспрес». Решение AML.point также использует «Єдиний простір» – платежный партнер Министерства цифровой трансформации. Оба клиента одними из первых получили авторизацию на платежном рынке Украины, в том числе благодаря качественно организованным процессам финмониторинга.
Еще одной компанией, которая оценила преимущества автоматизации с AML.point, стала Winner Leasing. Она занимается финансовым и оперативным лизингом и является компанией общеизвестной группы Winner, которая выступает официальным импортером автомобилей марок Ford, MG, Volvo, Jaguar, Land Rover, Porsche и Bentley в Украине.
«Вместе с командой Winner Leasing мы построили отдельную интеграцию и настроили возможность передачи данных для анализа в системе AML.point, – рассказывает Оксана Губина. – Так процессы финмониторинга стали частью общих бизнес-процессов компании».
По словам СЕО AML.point, программа актуальна для всех небанковских финансовых компаний, обязанных отчитываться НБУ о своих AML-процессах. Будет полезна она и для нефинансовых организаций, которые оказывают финансовые услуги. Это аудиторские компании, расчеты криптовалютой, адвокатские бюро, лотереи и азартные игры и так далее.
Аргументы в пользу автоматизации
Постановления Нацбанка, которые вносят изменения в процессы финмониторинга, выходят раз в несколько месяцев. Каждый раз это означает, что компаниям нужно по-новому настраивать недавно отлаженные процедуры. Появляются новые точки контроля и документы.
«Автоматизация позволяет настроить все процессы финмониторинга в несколько кликов, – резюмирует Оксана. – Нагрузка на работников снижается, и исчезает риск допустить ошибку при проверке или учете данных. И самое главное – все изменения автоматически интегрируются в процессы компании, сколько бы их ни было».