Удержать лучших сотрудников в сфере IT – вызов для компаний. А особенно в условиях войны. Об опыте в организации релокации сотрудников QArea и действенных стратегиях их удержания в партнерском материале рассказывает Brand and Communications Director компании Анастасия Джогола.
О релокации и приоритетах в начале войны
Война научила бизнес готовиться к худшему и надеяться на лучшее. С начала полномасштабного вторжения украинские IT-компании столкнулись с неслыханными ранее вызовами: обезопасить сотрудников и сохранить команду, чтобы продолжать нормальную работу и держать экономический фронт.
К началу вторжения у нас были офисы во Львове, Харькове и Черкассах, где работало более 300 сотрудников. Релокация членов команды для IT-компании QArea явилась оперативным ответом на боевые действия.
Мы осознавали риски и начали эвакуировать специалистов в безопасные регионы, обустраивать в офисах укрытия со всем необходимым для автономной работы. Ключевыми задачами в первые дни войны стали безопасность и поддержка сотрудников, обеспечение постоянства и непрерывности процессов.
Прежде всего помогали сотрудникам выехать из опасных регионов в более спокойные локации, способствовали поиску жилья, обустройству рабочих мест, а также помогали решать бытовые проблемы и обеспечивали предметами первой необходимости.
Релокейт осуществляли в западные регионы, в частности Львов. В процессе эвакуации из горячих точек мы столкнулись с проблемой: из-за ажиотажа в первые дни войны найти свободные помещения для членов команды оказалось непросто. Чтобы решить эту задачу со звездочкой, пришлось использовать все доступные инструменты.
Перемещение части команды во Львов позволило обезопасить наших специалистов и одновременно поддерживать производительность на высоком уровне, а значит, предоставлять качественные услуги клиентам. Кроме того, некоторые наши сотрудники захотели уехать за пределы Украины и сейчас находятся в Польше, Германии, Венгрии, Финляндии, Канаде и других странах. В общей сложности из около 300 сотрудников компании 180 переехали в западные регионы Украины, еще 56 находятся за границей.
Переезд – всегда вызов. Сотрудники, которые вынужденно покинули свои дома, на новых местах переживают множество эмоциональных состояний. Главное из них – тоска по привычному пространству вокруг. В этом контексте мы отслеживали общее состояние и настроение команды, поддерживали здоровую и продуктивную рабочую среду. В этом нам помогали внутренние коммуникации с фокусом на эмпатию и взаимоподдержку.
Важная составляющая коммуникаций – внутренние события. Встречи с психологом и юристом, лекции по украинскому языку и истории Украины, тренинги по первой медицинской помощи – вот неполный перечень мероприятий, которые мы провели с начала полномасштабного вторжения. По запросу команды мы добавили ряд развлекательных событий, которые позволили сотрудникам снять напряжение и настроиться на рабочие процессы.
Кроме того, справиться со сложными эмоциональными состояниями помогает корпоративное волонтерство, которое повышает вовлеченность работников в жизнь компании и объединяет вокруг важных дел.
О новой стратегии для команды
Полномасштабное вторжение и последующая релокация заставили нас задуматься над новой программой развития и удержания членов команды.
В нашей программе есть мероприятия, которые направлены на поддержку и развитие мотивации, удовлетворенности и профессионального роста специалистов, которые работают за пределами Украины. Мы осознавали, что конкурировать с европейскими компаниями будет сложно, поэтому разработали несколько положений:
- Регулярный контакт и поддержка
С каждой из команд мы держим регулярную связь, чтобы своевременно помочь при необходимости. Для этого сотрудники ежеквартально встречаются с топ-менеджерами и еще чаще – с people partner должность в сфере HR, среди задач которой – регулярные встречи с командой, адаптация новичков, выявление рисков в работе и удержании людей и так далее. Также команда регулярно консультируется с юристами и бухгалтерами по вопросам, связанным с особенностями работы за границей.
- Комфорт и безопасность
Компания взяла на себя обязательства по переоформлению сотрудников за границей. Для тех, кто решил оставаться в той или иной стране, были разработаны планы по переоформлению, а также юридического и бухгалтерского сопровождения.
- Социальный пакет
Многие страны предоставляют услуги по медицинскому страхованию, но для нас как компании важно сохранить социальный пакет. А значит, найти соответствующие организации и оформить страховку для тех сотрудников, кому она была необходима. Также для некоторых сотрудников мы пересмотрели список государственных праздников, которые являются выходными, по согласованию с клиентом.
- Возможности для роста
Когда сотрудники уже адаптировались к новой обстановке, позвольте им расширить свои профессиональные горизонты. У нас в компании действует система Performance Review – метод оценивания сотрудника за конкретный отрезок времени, который определяет сильные и слабые стороны, дает обратную связь от руководства и коллег и помогает формулировать цели для будущего профессионального роста.
Также у сотрудников компании есть доступ к курсам, тренингам, мастер-классам и программам менторства. Внутри компании есть возможность учиться как индивидуально, так и командой или департаментом. Сотрудники, которые проходят обучение, проводят воркшопы для своей команды. Учеба покрывает различные аспекты деятельности, среди последних образовательных инициатив – курс по тайм-менеджменту для всей компании.
Также мы оплачиваем подписку на платформы, которые делятся интересной и полезной информацией, чтобы сотрудники имели возможность овладевать новыми знаниями и навыками и использовали их в повседневной работе.
- Карьерное продвижение
Мы ежегодно оцениваем эффективность сотрудников, определяем цели и метрики таких оценок, а также предоставляем возможности для повышения квалификации. Так мы создаем предпосылки для раскрытия потенциала – изменения роли или перехода на другой проект в зависимости от профессиональных предпочтений.
А еще мы внедряем культуру признания. Она является ключевым элементом удержания сотрудников после релокации. Мы регулярно предоставляем конструктивный фидбек и награждаем за достижение целей и вклад в развитие компании. Это могут быть награды за высокие результаты, а также корпоративный мерч. Они стимулируют производительность и дают уверенность в новой среде.
О важных для будущего компетенциях
Украинская IT-индустрия приложила немалые усилия, чтобы обеспечить свою устойчивость и выйти на новые форматы работы в военных реалиях. После победы роль отрасли, а также вклад ее в экономику и послевоенное восстановление только возрастут.
Один из ключевых планов правительства – увеличить добавленную стоимость с акцентом на приоритетные сектора, в том числе IT. Поэтому мы в компании уже сейчас заботимся о развитии компетенций, которые пригодятся в ближайшем будущем: аналитического мышления и инновационности, решения проблем, креативности и инициативности, гибкости.
Кроме указанных soft skills способствуем развитию у сотрудников лидерских качеств. Ведь выдающиеся лидеры и новаторы способны радикально изменить будущее отрасли и предложить решения, которые сделают страну лучше.