Николай Скоропадский получил образование маркетолога в Донецком национальном университете имени Васыля Стуса. В 2011 году работал в Донецке BTL-менеджером (термин, который объединяет промоакции, выставки и многие другие рекламные активности) в агентстве. Среди клиентов были такие компании, как АПК «Инвест» и «Донбасс Арена». А когда во время Евро-2012 сотрудничали с «Ашаном», именно идея Николая позволила выиграть тендер. Он предложил организовать турниры по настольному футболу в магазинах «Ашан» в Донецке, Киеве и Львове.
В 2013 году Николай с партнерами основал веб-студию, которая со временем стала агентством контекстной рекламы Penguin-team, а сейчас трансформируется в агентство интернет-маркетинга. В настоящее время команда работает с такими клиентами, как Solar Invest Group, Nissan, Kenwood, Huawei и так далее.
В партнерском материале с Penguin-team Николай Скоропадский рассказывает, как строить интернет-маркетинг в компании, делится крутыми кейсами и дает советы владельцам бизнеса.
Чем мы занимаемся в Penguin-team
Мы настраиваем и оптимизируем рекламные кампании в Google Ads & Google Shopping, Facebook, Amazon, Bing и других системах, делаем аудит контекстной рекламы в Google Ads и Facebook Ads, чтобы проверить эффективность текущих кампаний и создаем обучающий контент для специалистов и предпринимателей.
Penguin-team работает с компаниями из США, Канады, Великобритании, Норвегии, Испании, Новой Зеландии, Украины. Рекламируем товары на локальных, национальных и международных рынках. У нас есть около 100 постоянных клиентов. Среди них Solar Invest Group, Nissan, Kenwood, Huawei, таск-менеджер Worksection и многие другие.
Конечно, нам встречаются и довольно необычные ниши. К примеру, худи-переноски для кошек и электрические заборы в США. Также был канадский клиент с товарами для выживания вроде запасов долго хранящейся еды на случай какого-то апокалипсиса, наводнения, ядерки и подобного.
Минимальный рекламный бюджет для сотрудничества с нами – 20 тыс. грн. Максимальная сумма, с которой мы работали – $500 тыс. в месяц.
Например, однажды мы работали с украинским клиентом, который производит одежду под собственным брендом. Стартовали в декабре 2020 года с бюджетом 350 тыс. грн. В январе 2023-го уже достигли показателя в 4 млн грн.
Этот клиент постоянно совершенствует продукт, вводит новинки и оптимизирует сервис. Мы же заботимся о качественной коммуникации на всех этапах воронки продаж. Работа Penguin-team не ограничивается этапом, когда мы используем рекламу для прямого отклика. Мы также проводим брендовые рекламные кампании, создаем стратегии, которые повышают узнаваемость бренда.
Это показывает, как систематическая работа ведет к успеху. Тут речь не только об увеличении маркетинговых бюджетов, но и об оптимизации внутренних процессов для таких результатов, как десятикратный рост за короткий период.
Как вложили в маркетинг 400 тыс., а получили 23 млн
Отдельно выделю кейс с изготовителем и поставщиком строительно-ремонтного оборудования в Украине. С ним мы использовали Google Ads, вложили 400 тыс. грн и получили оборот в 23 млн грн за 2022 год.
Мы должны были масштабировать товарную кампанию и сохранить текущую рентабельность 900%. Общий бюджет составил 450 грн/день.
Результаты контекстной рекламы перед началом работы с Penguin-team:
- расходы – 59 174 грн;
- транзакции – 340;
- доход от рекламы – 563 356 грн;
- ROAS рентабельность расходов на рекламу – 952%.
Мы предложили клиенту проанализировать конкурентов, оптимизировать структуру и содержание сайта, увеличить бюджет и настроить автоматические ставки. И самое главное – посоветовали оптимизировать рекламные кампании. Также обнаружили ошибки. К примеру, для целей кампаний выбрали все конверсии, настроенные в Google Analytics, рекламная учетная запись была слабо разбита на категории, а 95% товаров крутились в одной кампании.
По итогам года наши рекламные кампании показали следующие результаты:
- расходы – 387 438 грн;
- транзакции – 2050;
- оборот – 23 381 358 грн;
- ROAS – 6035%.
Что поможет бизнесу удерживать клиентов
Каждый год интернет-магазины теряют 25% своих покупателей. Но если мотивировать клиентов вернуться, существует 54% вероятности, что они снова что-нибудь купят. Стратегия удержания клиентов важна, и здесь есть моменты, которые следует учитывать.
Путь клиента
Путь клиента – это то, что отличает современный маркетинг от того, что было раньше. Он состоит из двух слоев:
- Часть пути, которую можно рассчитать. К примеру, если вы работаете в ecommerce и принимаете деньги через интернет, то даже с помощью инструментария Google Analytics с добавлением нескольких дополнительных модулей можете рассчитать конверсию контекстной рекламы. То есть определить, сколько она денег приносит.
- Составляющая, которую измерить невозможно. Это, к примеру, контекстная реклама. Купили 100 кликов, и из них 10 конвертировались. Остальные 90 вообще не сработали? Нет. Потому что эти люди могут вернуться к вам через несколько месяцев. Потом они увидят ваш бренд еще в другом месте. Еще через 10 лет вы вообще разрастетесь, а у клиентов глубоко в подсознании останется информация о вашей компании.
Как построить путь клиента
Сначала анализируем текущую ситуацию. Если уже есть бизнес, то нужно позвонить своему клиенту и спросить: «Расскажите, пожалуйста, вот вы ко мне пришли – как узнали о моей компании?» Потому что самое интересное – это то, что происходит с клиентом до того, как он им становится.
Есть два варианта, чтобы выяснить это.
- Опрашивать всех клиентов из своей базы.
- Изучать конкретные сегменты.
То есть если вы хотите понять общую картину, то можно рандомно выбрать 100 человек и позвонить им.
Еще можно изучить сегмент – например, тех, кто отказывается. Тогда вы звоните им и формируете определенный запрос. Чего, к примеру, им не хватило.
Или, например, вы анализируете свою CRM и видите, что существует 10% клиентов, которые принесли максимальное количество рекомендаций или максимальный чек. То есть они оказались самыми выгодными, и вы поймете, что эти 10%, например, генерируют 70% прибыли. Так кому тогда нужно звонить? Конечно, им.
Любой аналитик скажет, что нужно анализировать отклонения. То есть все, что не в стандарте, все, что является принципом Парето 20 на 80 правило, которое утверждает, что для многих явлений 80% последствий вызваны 20% причин.
Облако касаний
Чтобы проанализировать поведение клиента, в маркетинге используется Customer Journey Map, или облако касаний. Это любые моменты контакта между брендом и клиентом.
Рекламный баннер в интернете, пост в соцсети, реклама на ТВ или радио, посещение сайта или магазина, общение со службой поддержки. Даже отзывы о вашем бренде от третьих лиц являются касаниями.
Основная цель – понять, как каждое касание повлияло на решение клиента о покупке. Это позволяет оптимизировать маркетинговый бюджет, инвестируя больше в самые эффективные каналы.
Что касается необычных точек касания, то я вижу потенциал в нише, которую не все замечают. Образование – это часть маркетинга, потому что, когда вы внедряете в цепочку касаний с клиентом определенный процесс обучения, это создает более теплые лиды.
Теперь здесь нужно задавать правильный вопрос: «Чем отличается контент от обучения?» Ведь многие говорят, что для контент-маркетинга нужно делать много контента. В чем разница между контентом и образованием?
Я считаю, что отличия в опыте. Когда вы занимаетесь образованием, то у человека появляется некоторый собственный опыт, который можно применить, а контент – это лишь часть образовательного процесса.
Поэтому, если вы на пути своего маркетинга способны создать некоторый процесс, который помогает учиться, получать новые конкретные знания (выпускать книги, делать YouTube-канал), в целом это более быстрый шаг в нужную сторону. Мастер-классы, конференции, какие-то познавательные материалы – крючок, которым можно пользоваться.
Маркетинговая команда
Часто бывает так, что все в маркетинге делают всё. Перечислю несколько вариантов, как можно оптимально разделить организационную структуру.
- Люди, которые отвечают за контент, то есть за содержание: текст, картинка, визуальная составляющая, смысловая.
- Специалисты, которые отвечают за цифры с точки зрения трафика. То есть они умеют делать ставки и считать эффективность.
- Аналитики. То есть те, кто независимо смотрит на ситуацию со стороны, анализирует и видит общую картину.
Можно начинать с двух групп, затем добавить третью. Но если весь ваш маркетинг – это лидогенерация, то я бы взял в штат одного человека, который занимается трафиком. Есть универсальные люди, которые работают и в контекстной рекламе, и в таргетированной.
Если ваш бюджет на рекламу составляет от 20 тыс. грн в месяц и более 20 часов в месяц вы тратите на маркетинг, то стоит иметь в штате одного специалиста, который будет немного ближе к аналитике. А именно маркетолога-аналитика. Он может строить цепочку, видеть расходы, доходы и посчитает вам возврат инвестиций. Держите такого специалиста в штате, а техническую настройку отдайте на аутсорс агентству или фрилансерам.
Что будет важным в маркетинге в ближайшее время
В 90-е годы был экстаз от телевидения. Реклама на ТВ в те времена – целый культурный пласт. Мы жили вокруг ТВ, поэтому маркетологи в прошлом больше были рекламщиками. Они придумывали и создавали классные телевизионные ролики. Многие из них мы помним до сих пор, например «Не тормози, сникерсни!».
Сегодня нет такой трибуны, которая доминирует и настолько владеет вниманием аудитории. Кто-то сидит в группах в Facebook, кто-то подписан на Instagram, кто-то смотрит какие-то ролики на YouTube, кто-то слушает подкасты, а кто-то даже телевизор иногда включает.
В будущем все, что можно автоматизировать, будет рано или поздно автоматизировано. Но нельзя забывать, что некоторые вещи автоматизировать просто нереально. Это формулировка целей и правильная настройка всех этих «умных» инструментов, чтобы они достигали именно тех целей, которые нужны вашему бизнесу.
Что касается холодных звонков, то они и дальше будут работать для некоторых бизнесов. К примеру, полиграфия, логистика, строительство, производство оборудования, сельское хозяйство.
Но сейчас и в будущем звонок – это не инструмент продаж, а канал коммуникации. Продажа с первого контакта – это уже из разряда фантастики, если речь идет о b2b-клиентах.
Решайте, подходит ли телефонный маркетинг для вашей компании. Если ваш отдел продаж хорошо подготовлен, для клиентов есть уникальное предложение и цена ниже, чем у конкурентов, плюс вы прослушиваете, анализируете и улучшаете эти звонки, тогда это может работать действительно эффективно.
Как начать работать с агентством
- Прежде чем искать агентство, сначала убедитесь, что вы понимаете свои маркетинговые цели. Агентства ориентируются на решение конкретной, локальной задачи с измеряемым результатом.
- Поймите свои возможности. Есть ли у вас ответственные лица, которые будут вести коммуникацию с подрядчиком, или у вас есть время, чтобы быстро давать обратную связь.
- Не забывайте учитывать доступный бюджет. Если рекламные расходы вашего бизнеса составляют, например, от 30 тыс. грн в месяц, вы можете с уверенностью обращаться в агентство.
Ваши маркетинговые цели, возможности и бюджет – именно такие данные помогут маркетинговому агентству разработать успешный план.