После того, как патриарх Варфоломей утвердил каноничность УПЦ КП и УАПЦ, было бы интересно посмотреть на тех персонажей, которые имеют непосредственное отношение к реабилитированным церквям.
Начнем с отцов-основателей раскола и закончим современными зубрами.
Так, реабилитация Макария Малетича означает, что "каноничным" стал и один из наиболее скандальных основателей украинского раскола – педофил Викентий Чекалин.
В 1982 году он был посвящен в сан диакона в РПЦ, однако уже через год был лишен его за аморальные поступки и перешел в т.
Российскую православную катакомбную церковь.
В 1987 году он был приговорен к трем годам тюрьмы за растление малолетних.
Через три года Чекалин совместно с Иоанном Бондарчуком "рукоположил" первых трех епископов новоявленной УАПЦ.
Эти иерархи впоследствии рукоположили и другие епископов, включая Владимира (Романюка), будущего предстоятеля УПЦ КП.
Вскоре Чекалин, убегая от долгов и сексуальных скандалов, покинул пост-советское пространство.
При этом он похитил и увёз за границу несовершеннолетнего сына своих духовных чад, обманом оформив его как своего родственника.
Сменил много стран и конфессий, в том числе, побывал греко-католиком.
Следы мальчика, да и самого Викентия, затерялись в Австралии, где, как говорят, он подрабатывал пастором одной протестантской общины в конце 90-х, под фамилией Берг.
По слухам, намеревался принять буддизм….
Другой аморальнейший персонаж, ставший каноническим иерархом Константинопольского Патриархата – Адриан Старина.
В 1991 году он изнасиловал двух несовершеннолетних алтарников, один из которых, не выдержав моральных страданий, вскоре покончил жизнь самоубийством.
Отстраненный от должности настоятеля Свято-Богоявленского собора города Ногинска Московской области за аморальное поведение и запрещённый в священнослужении Алексием II, в 1993 году Старина был принят в состав УПЦ КП указом упомянутого Патриарха Владимира Романюка.
В декабре 1996 года наделенный статусом епископа УПЦ КП священнослужитель стал одним из главных действующих лиц в скандально известной истории венчания на царство некоего Николая Дальского, заявившего о себе как об императоре Всероссийском Николае III.
На архиерейском Соборе в 1997 году Старина был извержен из сана, но продолжил свое пребывание в составе Киевского патриархата, где получил от Филарета сан епископа, а затем и титул митрополита.
Впоследствии предпринял попытку перейти в УАПЦ, но там устыдились его принять.
Эти два персонажа – далеко не единственные участники сомнительных событий прошлого и настоящего.
А епископ Тобольский Варух Тыщенков? О нем в 2011 г.
Синод УПЦ КП вынес суждение, что тот "потерял связь с Украинской православной церковью Киевского патриархата и фактически не принадлежит к ней".
Не секрет, что эта комичная формулировка была ответом на скандальнейшее видео сексуальных утех Варуха, его устных признаний в педофилии и воспоминаний его знакомых, опубликованных в сети.
Педофилы, развратники, авантюристы – вот те, кого Константинополь желает видеть в своей новой Церкви в Украине.
Впрочем, ради создания Единой Поместной (а может Помойной ?) церкви ректор Украинского католического университета, униатский епископ Борис Гудзяк, готов разбавить этот сброд и обычными архиереями, нарушившими церковную дисциплину и запрещенными в УГКЦ.
Естественно, что хоть как-то контролировать и удерживать в рамках приличий такого рода кадры может только жесткий лидер, в распоряжении которого есть более приземленные аргументы, чем Евангелие и апелляции к христианской совести.
Поэтому неудивительно, что в итоге во главе самой мощной раскольнической структуры на Украине встал именно Филарет (Денисенко).
Еще до ухода в раскол товарищ Антонов, как называли Михаила Антоновича Денисенко в КГБ, пользовался полной поддержкой органов и правил Украинской церковью железной рукой.
К примеру, именно по его указке чекисты взяли будущего митрополита Питирима, в те годы настоятеля Свято-Успенской Почаевской лавры в Тернопольской области.
Филарет выманил архиепископа, скрывавшегося у доверенных людей патриарха Пимена в Туркменистане, во Владимирский собор "для беседы".
Там его уже ждали, арестовали прямо во время службы и на шесть лет посадили за "антисоветскую деятельность".
Последний председатель Совета по делам религий СССР Константин Харчев утверждал, что для партии и советского государства Филарет был самым лучшим архиереем: "Все вопросы, которые мы перед ним ставили на внешней арене, всегда выполнял с блеском.
Всегда с честью выкручивался из сложных положений и всегда давал приемлемые для нас результаты.
Прекрасный был исполнитель.
Мы, в свою очередь, старались четко ставить перед ним задачи, заранее обговаривали, в каких пределах он может действовать.
Все сводилось, разумеется, к защите и пропаганде партийной позиции.
Ну вы знаете: нет никакого давления на церковь, церковь у нас живет свободно — то есть, простите, бред сивой кобылы".
Карательные органы, от районных центров до столицы (КГБ и уполномоченные Совета по делам религий), через разветвленную сеть стукачей и осведомителей отслеживали каждое движение православных священников и архиереев.
Отчеты, доносы, оперативные разработки, протоколы допросов и "доверительных бесед" ложились не только на стол руководителям спецслужб, но и преданному другу режима — Филарету.
Он не раз напоминал, что обо всех все знает, и своим "всеведением" держал (да и держит) в страхе подведомственное духовенство, и не только его.
Часто филаретовцы "вбрасывали" в столичную прессу компромат на своих политических оппонентов, как это было с УАПЦ (они распространили "ксерокопии" распоряжений неких высших гебистских начальников, свидетельствующих, что якобы все высшие иерархи УАПЦ являются внедренными в Церковь чекистами).
В августе 1991 года Филарет, как и все партийно-государственное руководство Украины во главе с Кравчуком, поддержал ГКЧП.
А после подавления путча и запрета КПУ Кравчук перевел "золото партии" (25 миллионов) на филаретовские счета.
Грянул очередной скандал.
Украинская диаспора заявила, что через церковные счета ушли не миллионы, а миллиарды партийных денег.
Затем случились самоубийства главных финансистов партии и церкви (ЦК КПУ и Владимирского собора) – оба выбросились в лестничные пролеты.
Последнюю попытку отыскать "золото Филарета" предпринял в 1995 году патриарх УПЦ-КП Владимир (Романюк).
Она, как известно, завершилась таинственной гибелью Романюка на скамейке Ботанического сада у Владимирского собора….
На выборах 1994 года, поддерживая Кравчука, М.
Денисенко клеймил уже не галицких националистов-фашистов, а Кучму, который, того и гляди, отдаст Украину России.
Кучма победил, для Михаила Антоновича наступили нелегкие дни, особенно после организации им "черного вторника" 1995 года.
Правоохранители впервые копнули "правдивую церковь" и обнаружили самого настоящего спрута: банк, принадлежащий Филарету, различные фирмы, которые под Филаретовой крышей занимались ввозом иномарок, торговлей бытовой техникой, нефтью на миллионы долларов и миллиарды карбованцев.
С "криминальным сокрытием от налогообложения".
Даже зарегистрированную на резиденцию М.
Денисенко наемническую фирму (СБУ арестовало на Трухановом острове полторы сотни наемников).
Казалось, песенка Филарета спета, но Кучма решил поставить его на службу своей власти.
И Денисенко преобразился в правоверного кучмиста, непримиримого врага с главными на тот момент политическими оппонентами президента – социалистами и коммунистами.
Ну, а Кучма спасал его от преследований правоохранителей.
Когда оранжевая революция потребовала отречения от кучмизма, Филарет немедля заклеймил и Кравчука и Кучму "старой злочинной владой".
Новые хозяева требовали новой ориентации.
Ющенко Филарет называл, как и себя, "данным Украине Богом".
При Ющенко заграничные активы УПЦ КП, по свидетельству бывшего казначея Филарета, измерялись суммами в сотни миллионов долларов, а их происхождение привлекло внимание правоохранительных органов США.
Но когда рейтинг президента упал, Филарет агитировал за Тимошенко.
С Януковичем тоже поладил, пел ему хвалу на Владимирской горке, выпросил орден "За заслуги I степени".
А когда увидел, что власть уплывет у того из рук, публично отказался от ордена.
За такую готовность Филарета на все ради своего статуса и амбиций, власти также поддерживали его, например, во время незаконной ликвидации УАПЦ в 1992 году.
Вскоре раскольническая делегация во главе с депутатом Верховной Рады Василием Червоным поехала на Фанар просить признания новой церкви Константинопольским патриархатом, но безрезультатно.
И это оказалось к лучшему: силой засунутые под омофор Филарета автокефалисты продержались там не долго, и в 1993 году созданная государством "Украинская православная Церковь Киевского Патриархата" снова распалась.
В 2008 году удалось добиться визита Патриарха Варфоломея на Украину, успешно велись переговоры об объединении православных церквей Украины – но и эта попытка потерпела фиаско.
Организаторы переговорного процесса со стороны Ющенко прямо указывают, что виной тому стали амбиции Филарета.
И если Константинополь решил повременить с выдачей томоса и сейчас, то это объясняется той же, что и прежде, причиной.
Патриарх Варфоломей хочет проверить будущую "Православную Церковь в Украине" на устойчивость и жизнеспособность, чтобы вновь не попасть в неловкую ситуацию.