/http%3A%2F%2Fwww.autosite.ua%2Fimgrep%2Fnews%2F2018%2F12%2F03%2F53933%2Fthumb_07c2f8b2.jpg)
Бензин и военное положение: каких цен на заправках ждать к Новому году?
Бензин до Нового года может подешеветь.
Только за ноябрь горючее стало доступней на 1-1,5 грн.
И это не предел, уверены эксперты.
За декабрь цены могут опуститься еще настолько же.
Однако есть риски из-за военного положения в стране: гривня уже отреагировала, сообщает .
Каких цен на заправках ждать автовладельцам в этом месяце и как на них скажется военное положение?.
Ноябрь приятно удивил.
Сейчас заправить полный бак авто бензином А-95+ дешевле на 70 гривен, чем месяц назад.
Цены упали из-за нефти и курса гривни.
В среднем горючее подешевело на 1-1.5 грн/л:.
А-95+ – 1.46.
А-95 – 1.44.
А-92 -1.29.
Дизтопливо – 1.12.
Автогаз – 0.57.
Гривна вела себя хорошо, отмечает Геннадий Рябцев, замдиректора НТЦ "Психея".
А стоимость горючего зависит от курса национальной валюты и стоимости нефтепродуктов на границе.
В свою очередь, стоимость нефтепродуктов определяется через нефтяные котировки европейских агентств, которые привязаны к ценам на нефть.
Стоимость нефти с начала октября на мировых товарных биржах снизилась почти на треть.
И сейчас топливо с нефтеперерабатывающих заводов попадает на автозаправки.
"Гривня вела себя достаточно хорошо, даже укреплялась.
Автомобилисты должны были почувствовать эффект от снижения стоимости нефтепродуктов, и сети начали снижать цены.
Мы зафиксировали снижение стоимости горючего примерно на 1-1,2 грн" – отмечает Рябцев.
Но гривня подскочила после того, как Россия напала на украинские судна в Керчинском проливе.
После ввода военного положения в ряде областей и неопределенности на валютном рынке снижение цен на горючее замедлилось, но не остановилось.
"Ситуация в Керченском проливе носит единичный характер и фундаментально не влияет на динамику стоимости горючего в Украине.
Подтверждением является укрепление курса национальной валюты после его ситуативного роста.
Соответственно, при отсутствии системной девальвации гривни участники топливного рынка не спешат с пересмотром ценников в сторону повышения" – прокомментировал Вадим Бардась, инвестиционный аналитик Европейского аналитического центра.
Чего ждать в декабре.
"Мы находимся только на середине падения цен, они будут снижаться и дальше.
Если нефть не пойдет в гору, а останется на нынешнем уровне, горючее может подешеветь еще на две гривни.
Но при условии стабильной работы рынка, валюты" – уверен Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO.
Многое будет зависеть от гривни.
Традиционно каждый год в декабре курс доллара растет из-за того, что Национальный банк начинает печатать гривню.
Автозаправочные сети закупают нефтепродукты за доллары и евро.
Каждый раз при закупке новых партий горючего им надо менять выручку от продаж в гривнях на валюту.
Чем больше слабеет гривня, тем меньше за нее можно купить долларов и евро.
"Если национальная валюта не будет слабеть, то в декабре цены на топливо могут снизиться еще на 5-7%", – уверен Вадим Бардась.
Сейчас есть большие риски панических настроений: из-за военного положения украинцы могут начать скупать валюту.
Тогда гривня обвалится, а трейдерам каждую неделю нужно много валюты на закупку горючего.
В таких условиях ни о каких снижениях речи уже не идет.
Могут быть проблемы и с автогазом.
За месяц он подешевел на 50 копеек за литр.
Но мог сбросить еще больше.
Сейчас сложно спрогнозировать, какими будут цены в ближайший месяц.
Дело в том, что в Украине демонтируют автогазозаправочные станции.
Небольшие сети просто исчезают.
"Прокуратура выносит решения, что у кого-то вредные вещества на заправке, у кого-то не хватает документов.
Из-за этих событий я не уверен, что будет реакция на снижение котировок" – рассказывает Сиренко.
Что будет с топливом из России?.
Доминирующая часть автомобильного топлива поступает в Украину из РФ.
Так, в плане поставок дизеля мы зависим от России, потому что в Украине работает нефтепродуктопровод, присоединенный к российским нефтеперерабатывающим заводам, по нему качается более трети горючего; еще есть поставки по железной дороге.
Отказаться от российских нефтепродуктов мы можем, считает Александр Сиренко, но надо быть готовыми к подорожанию.
Дополнительная логистика из другой страны – это плюс гривня-две на литре.
По оценкам Рябцева, 80% нефтопродуктов, которые мы импортируем, производятся в РФ.
И здесь вопрос, не будет ли каких-то ограничений с украинской или российской стороны.
"Если ограничения будут – последствия предвидеть сложно.
Потому, что запасов нефтепродуктов никто не создает.
Хотя эксперты постоянно акцентируют внимание на том, что надо создавать запасы, надо создавать как стабилизационный запас, так и нефтяной резерв.
Но об этом никто и не упоминает, когда говорится об энергетической безопасности", – отмечает Рябцев.
Запасы может делать государство – для обеспечения энергоресурсов для национальной экономики.
А вот для стабилизации розничной цены на заправках запасы должны делать частные компании.
Чтобы избежать, например, панических настроений, стабилизационный запас должны создавать трейдеры.
"Но все равно, решение должно принимать государство, которое и будет стимулировать создавать запасы.
Проекты решений давно готовы, но они не на повестке дня" – добавляет эксперт.
Тем не менее, ожидать блокирования поставок нефтепродуктов не стоит.
Сама Россия вряд ли пойдет на такой шаг: продажа энергоресурсов является стратегическим и бюджетообразующим бизнесом РФ.
"Сейчас в Украине активно развивается внутреннее производство горючего, а из России в основном поставляется дизельное топливо.
Так, доля поставок из РФ на рынке нефтепродуктов колеблется в рамках 30-40%.
Не стоит ожидать блокировки данных поставок, так как это может отразиться на экспортных доходах России", – отмечает Вадим Бардась.

