Два народных депутата из оборонного комитета Рады один за другим высказались за то, чтобы укрепить Военно-морские силы Украины подводными лодками.
Только Андрей Тетерук предлагает покупать их в Британии или США, а Иван Винник – в Германии.
По мнению парламентариев, даже три субмарины способны полностью изменить картину в Черноморском бассейне.
"КП" в Украине" решила узнать, что думают по этому поводу военные эксперты.
От берега и до Босфора.
В самих Военно-морских силах комментировать инициативу отказались.
- В условиях военного положения вопросы укомплектования боевых частей находятся вне публичного обсуждения, - сказал спикер ВМС Олег Чалик.
– Что касается народных депутатов, то они высказали свое личное мнение.
Так, да совсем так.
Депутаты, наверное, что-то знают.
В 2016 году командующий ВМС Украины Сергей Гайдук в интервью Defense Express тоже говорил, что Украина намерена возродить в Черном море свой подводный флот.
И не далее, как до 2020 года.
- Одно средство никогда не решало жизненных задач.
Армия должна работать как единый организм, состоящий из множества органов.
Нам нужны авианосцы, ракетные корабли, крейсеры, береговые системы отражения.
И подводные лодки, конечно, тоже, - говорит военный эксперт Алексей Арестович.
- Но сами по себе они ничего не решат, если поставить задачу купить.
По мнению эксперта, об украинском подводном флоте есть смысл говорить, если Украина хочет обеспечить своим судам безопасность во всем бассейне Черного моря, а не только у берегов.
- Современные ракетные системы позволяют поражать цели на расстояние до 300 метров, - говорит Алексей Арестович.
- Но если противник решит захватывать наши суда в районе Босфора, без подлодок не обойтись.
Что дают – не берем, чего нет - хотим.
История украинского подводного флота началась и закончилась на горемычной субмарине "Запорожье", которую Россия отдала нам в 1997 году, а в 2014-м отобрала.
- Не думаю, что сейчас, когда армия имеет такие большие потребности, подводный флот вообще нужно выносить на повестку дня, - говорит военный эксперт Геннадий Шульга.
– Каждая страна строит свою стратегию, и начинать нужно с этого, а не с того, на какой сделке урвать денежек.
Например, Турция, которую омывают четыре моря, имеет 22 подлодки.
А Норвегия с ее двумя большими морями – ни одной.
Зато в ее распоряжении мощнейший противолодочный флот.
Эксперт отмечает, что украинские военно-морские силы сейчас очень нуждаются в надводных кораблях.
- При таком раскладе вбухивать колоссальные средства в субмарины - это чистейшей воды глупость.
Нам в первую очередь нужны ракетные катера.
Надводный флот дешевле и гораздо эффективнее.
Особенно если вспомнить, что опыта подводного плавания у нас нет, - отмечает Геннадий Шульга.
– Если бы Украине подарили субмарины, тогда – да, можно формировать базу, начинать обучение моряков.
Но нам пока безвозмездно США передает свои боевые катера береговой охраны.
Да, они старые, но они в порядке, на ходу и могут маневрировать в Азовском море, где подводные лодки зароются брюхом в песок.
По мнению эксперта, сейчас нужно сосредоточиться и вкладывать деньги в то, чем можно быстро нарастить военные силы.
- Давайте принимать катера, спускать на воду, формировать команды.
А у нас с этим тянут резину, зато мечтают о мифических субмаринах.
Хорошо, давайте купим одну атомную подлодку за пару миллиардов долларов и провалим весь государственный бюджет, - иронизирует комментатор.
Технологий у нас нет.
И тем не менее большинство военных экспертов считают, что от мысли о своем подводном флоте на перспективу Украине не следует отказываться.
Нужно смотреть на вещи реально: каким он должен быть?.
- Есть классический пример: у Германии во 2-й мировой войне не было такого мощного флота, как у британцев.
Немцы быстро создали относительно недорогие подлодки, и они сыграли свою роль в морских сражениях, - говорит военный историк, бывший замначальника Генерального штаба Игорь Романенко.
– Так называемый "москитный" флот, который собирается развивать Украина, очень хорошо бы дополнили небольшие, маневренные субмарины.
Они нужны и для боевых учений, надо же на чем-то отрабатывать навыки поражения вражеских подлодок.
Есть только одна заминка: если мы решимся покупать, то что нам продадут? По словам Игоря Романенко, лет десять назад одна из зарубежных стран уже предлагала Украине свои подлодки, но без торпед.
А брать такие – дороже "зубы" ей вставлять.
- Если покупать, то только с вооружением, но Украине такие корабли пока не дают, - констатирует Игорь Романенко.
Что касается строительства подлодок на украинских заводах, то мощностей Николаевского кораблестроительного хватит, а вот технологий у нас нет.
Чем вкладывать миллионы в их разработку, дешевле и проще строить известные нашей инженерии боевые корабли.