Писатель Любко Дереш в новом выпуске еженедельной рубрики на сайте "Апостроф" размышляет над тем, почему преданность бескорыстной идеи побеждает прагматичные интересы и почему не стоит бояться иностранных грантов.
Одна из крупнейших дискуссий, которые периодически поднимаются в украинском обществе, и которая обидно оттеняет тему толерантности, придавая ей "предательского", "продажного" и пидгниваючого характера - это тема грантов.
А точнее - тема донорства со стороны влиятельных политически стран, которые своим дотированием ставят народ на колени и выкручивают украинской нации руки.
И, соответственно, моральная ответственность тех, кто этими грантами пользуется.
Гранты обозначают тень.
Упоминание о грантах расшевеливает в душе темные чувства подозрения, недоверия, беспомощности и обмана.
Ведь гранты означают, что "наших" купили, и они уже не "наши".
Чтобы рассеять этот зловещий образ, сразу начну с козырей.
Один из моих учителей, психолог-екстремолог с опытом нескольких вооруженных конфликтов, объяснил мне интересную вещь.
В борьбе между прагматиками и романтиками на короткой дистанции побеждают прагматики, а на длинной - романтики.
Прагматики инвестируют свои средства в идеи романтиков, делая из них свой инструмент: избирательную платформу, рекламную кампанию, маркетинговую стратегию.
У прагматиков всегда речь идет о деньгах и власти, тогда как у романтиков, в первую очередь, об идее как таковой.
Прагматики получают свои рычаги влияния и средства, а через некоторое время уходят.
Тогда как идея, которой они воспользовались и вывели в свет, продолжает жить и дальше.
Поэтому когда речь заходит о сотрудничестве с организациями, которые могут нам дать возможность воплотить свои идеалы, у меня возникает только один вопрос: почему бы не попробовать?.
Не стоит надеяться, что мы найдем где-то в мире 100-процентное понимание наших убеждений, тем более, среди меценатов или основателей.
Этот мир - мир компромиссов.
И уже большое счастье, если по крайней мере в собственной семье мы совпадаем со своей "половинкой" хотя бы наполовину.
Оставшаяся часть - пространство несовпадение - это пространство, которое нужно заполнить своими стараниями: любовью, поисками общего, своим движением навстречу другому.
Идеалистов можно разделить на два лагеря: начинающие и зрелые.
Если начинающие идеалисты все еще надеются на то, что кто-то им поможет с 99-процентной точностью осуществить их мечту, то зрелые идеалисты ищут точки соприкосновения и пути сотрудничества.
Так появляется дипломатия - и это нормально.
Никогда не будет святых и непорочных материальных структур или организаций в этом мире - такова уж природа этой "долины печали".
Опытный и трезвый идеалист это понимает.
За многими условно светлыми организациями - такими как ООН, ЮНЕСКО, Transparency Internatіonal, Всемирный фонд дикой природы - тянутся свои проблемы, неоднозначности, ошибки или скандалы.
Однако некоторые организации при этом способны признавать свои недостатки и меняться к лучшему, а некоторые - нет.
Ради помощи Украине, украинцам, помощи всем людям мы должны пользоваться теми возможностей, которые посылает нам судьба сегодня.
Гранты иностранных государств? Почему бы и нет, если эти гранты дают возможность сделать ситуацию в Украине лучше.
Отказываться от них? Вспоминается известный анекдот о человеке, который находясь на крыше дома во время наводнения, просил у Бога спасения, но упорно игнорировал плот, лодку и вертолет.
Если кому-то кажется, что получение грантов аморально персонально для него - тогда зачем лезть в то, что тебе неприятно? Если же использование грантов видится невыгодным в целом и для всех - из патриотических, метафизических, эзотерических или конспирологических причин - что ж, можно попробовать получить максимум из невыгодной сделки и сделать из лимонов лимонад.
Вся наша жизнь от утробы и до могилы - одна сплошная невыгодна сделка и, безусловно, лучше бы петь на облаке "Аллилуйя" и играть на лирах в компании херувимов.
Но пока мы живы и имеем еще силы что-то хорошее сделать - не лучше ли будет вложиться по максимуму в то дело, за которое взялись?.
Чтобы наши инвестиции нас не подвели, мы должны точно знать, во что верим.
Чем бескорыстнее наша цель, тем шире благо, которое мы приносим в этот мир.
В конце концов, именно на этой линии конфронтации нашего идеализма с проявленным, конкретным бытием и становятся актуальными лозунги крупных фигур этого мира - заповеди Иисуса Христа, Моисея, Будды, Конфуция, или, может, послание Далай Ламы или Матери Терезы.
Бескорыстное служение - семье, общине, стране, человечеству, всем живым существам, Богу (перечень, безусловно, по нарастающей) - наш самое большое проявление идеализма, который бросает вызов прагматике всего мирского.
Является ли вполне достойной такая цель, чтобы оправдать использование ресурсов международных грантов? Все зависит от того, кто является конечным потребителем нашего служения.
Наше "эго"? Тогда вряд ли.
Люди, Божьи творения, Господь? Тогда, думаю, что да.
Поэтому зачем полемизировать вокруг темы грантов, если можно объединить усилия для того, чтобы сделать вместе общее доброе дело?.
Кампания #RespectUA, продолжение прошлогодней кампании "Отыскать уважение", безусловно, проводится на деньги западных организаций, однако важное условие работы посланцев толерантности - а их на сегодня четырнадцать человек - это ее полная бескорыстность и бесплатность.
Эти люди - Алевтина Кахидзе, Лариса Денисенко, Евгения Аратовская, Марко Галаневич, Дмитрий Щебетюк, Павел Вишебаба и другие - действительно верят в то, что делают.
Сама возможность делать свое дело является для них вознаграждением.
Однако чтобы поверить в чужую бескорыстность и честность, нужно самому получить опыт бескорыстного служения, а главное, поверить до конца в свои ценности.
Иначе все останется так, как в одном из популярных видео-мемов - молодой человек сидит напротив телевизора, откуда слышит: "Хотите быть здоровыми? Добиться успеха? Хотите решить все свои жизненные проблемы?" - "Да..
Да...!!!" - "Тогда вам нужно встать с дивана и..." На этих словах молодой человек выключает телевизор разочарованной репликой: "Ну вот, опять лохотрон...".