Депутаты хотят покончить с монополией «Укрзализныци» на перевозки и открыть доступ частным перевозчикам к государственной инфраструктуре.
За основу трансформации взята модель, уже доказавшая свою эффективность в сфере авиаперевозок.
Такую идею предлагает законопроект №9512 «О железнодорожном транспорте Украины», который на днях внесла в парламент группа из 39 нардепов.
Авторы, среди которых глава финкомитета Михаил Довбенко и глава транспортного комитета Ярослав Дубневич, уверены, что документ создаст условия для привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру.
Свою идею они аргументируют европейским опытом, где по железным дорогам ездят составы частных компаний.
И сетуют на «замершую» госпрограмму реформирования железнодорожного транспорта 2010-2019 года, которая должна была создать рынок в сфере пассажирских и грузовых перевозок, но ограничилась лишь корпоратизацией УЗ.
Революционный документ предлагает: разрешить частным компаниям осуществлять перевозки грузов и людей; ввести свободное тарифообразование; открыть доступ транспортным компаниям к подъездным путям, принадлежащим частным владельцам; создать сразу два государственных регулятора рынка; ввести компенсацию из госбюджета затрат частников на общественно-значимые пассажирские перевозки.
Компании для таких маршрутов будут отбирать на конкурсе.
«Это старая история.
Законопроект вобрал в себя все те инициативы по запуску частников на рынок пассажирских ж/д перевозок, которые давно обсуждались.
Таких попыток было несколько: вводились частные туристические поезда, запускали поезд Киев – Одесса – Измаил, но дальше этого не пошло», – рассказал эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
Доступ коммерческих компаний к инфраструктуре общего пользования, то есть путям между станциями – ключевой элемент законопроекта, без которого формирование нового рынка невозможно.
Пилотные проекты потому и проваливались, что не были определены правила доступа: кто за что отвечает и на каких условиях.
Это приводило к разного рода проволочкам и злоупотреблениям.
«Нет денег на развитие инфраструктуры, ищут инвесторов, но махровая советская «пассажирская мафия» выталкивает все пилотные проекты частников, так как сама зарабатывает на действующей системе, построенной еще на «уставе Кагановича», который определяет монополию государства с возможностью дополнительного заработка для определенного круга лиц.
Можно вспомнить историю, как вагоны-рестораны передавались в частные руки.
Нарисовали красивую картинку, пришли частники, с которыми договорились об одних условиях, а через месяц расценки произвольно подняли вдвое из-за дополнительных затрат.
В итоге частники ушли.
Законопроект как раз и ставит целью эту мафию устранить», – пояснил Вячеслав Коновалов.
Запуск частных компаний на рынок ж/д перевозок в самом деле невозможен без радикального изменения правил игры, подтверждает консультант Центра транспортных стратегий Андрей Исаев.
«Теоретически выход частных локомотивов возможен на инфраструктуру общего пользования и сейчас, но практически очень затруднен.
Их туда не пускают.
Во-первых, нужно согласовывать график, во-вторых, тариф настолько высокий, что частникам просто невыгодно это делать.
Частные локомотивы по факту используются только на подъездных путях – это, как правило, тупиковые пути подъезда к предприятиям», – рассказал UBR.
ua эксперт.
Самих правил доступа к инфраструктуре, впрочем, законопроект не прописывает.
Их должен будет на основании нового закона сформировать один из государственных регуляторов.
Их авторы документа предлагают создать сразу два.
Первый – «центральный орган исполнительной власти, осуществляющий госрегулирование и надзор в сфере железнодорожного транспорта».
Его задачей станет рассмотрение жалоб относительно неравного доступа к инфраструктуре, проблемами с выдачей лицензий и сертификатов безопасности.
Второй – «Национальная комиссия по госрегулированию в сфере транспорта», – займется разработкой и утверждением методики формирования тарифа на услуги доступа.
Суть последнего в том, чтобы не только дать заработать частникам, но и взять с них «инвестиционную составляющую», которую «Укрзализныця», как оператор железнодорожной инфраструктуры, в теории должна расходовать на поддержание и развитие магистралей.
Идея создания независимой Нацкомиссии по регулированию транспортного рынка по аналогии с таким же на энергетическом выдвигается давно, но наталкивается на сопротивление.
Ведь комиссия будет регулировать не только железнодорожную составляющую, а всю сферу транспорта, а это немалые средства.