В очередном выпуске еженедельной рубрики на "Апострофе" писатель Любко Дереш рассуждает о пассивной и активной форме уважения и о том, как побеждать вещи, которые невозможно побороть революцией.
Как-то мне довелось ехать в поезде с человеком, который был свидетелем Иеговы.
Мы очень мило беседовали на религиозные и светские темы, однако в определенный момент он стал объяснять мне, что современные светские лидеры не могут вести за собой людей, потому что являются неполноценными.
В частности, в плане морали.
В частности, Леонардо да Винчи.
"Вы же знаете, что он был геем? Может ли он быть после этого нравственным авторитетом?".
Я хорошо отношусь к свидетелям Иеговы.
Хорошо отношусь к геям.
Уважаю и восхищаюсь наследием Леонардо да Винчи.
Однако в том, чтобы смешивать все в одну кучу, я вижу ужасную несправедливость.
Его сексуальные симпатии никоим образом не дискредитируют его как художника.
Однако нам по-детски хочется увидеть в человеке идеал - а потом, разочаровавшись, хочется этого же человека предать анафеме.
Устав от многочисленных разочарований, мы становимся циниками и часто повторяем риторический прием, который использовал мой собеседник.
Нам проще воспринимать человека лишь как функцию - левого или правого, феминистку или сторонника патриархата, гея или натурала.
Дегуманизация и обесценивание закрывают нам возможность наладить диалог, выйти из своей черно-белой позиции и увидеть за ней живого человека, по своему несчастного и счастливого, где-то осведомленного, а где-то - растерянного.
Однако разглядеть человека мы можем только тогда, когда вернем в своем восприятии этому человеку ценность.
Этот процесс восстановления ценности являются ничем иным как уважением.
Мы привыкли (а кто-то, может, скажет, что патриархат натренировал нас) выражать свое уважение рефлекторно, повинуясь зачастую авторитарным структурам общества: учебные заведения, муниципальные учреждения, силовые структуры - вселяют в нас скорее неприятный трепет и замирание, потому что от них часто зависит наше будущее.
Уважение для нас давно стало чем-то пассивным.
Можем считать себя счастливчиками, если у нас есть опыт уважения, связанный с любовью, восхищением, чувством благодарности.
Пассивное уважение расценивается нами как неприятное принуждение, как инструмент репрессии.
Всякая пассивность для живого, сознательного человека - это всегда больно.
"Я не делаю, я - лишь объект, с которым что-то делают".
Поэтому естественная реакция на авторитарную среду, где все располагает к пассивному уважению - бунт, революция.
Желание построить новый мир с нуля.
Проблема лишь в том, что каждый бунт - это всегда поединок с Драконом.
И очень часто, убивая Дракона, мы сами становимся ним.
Негатив другого, который мы часто рационализируем, но который сначала входит в наше сознание как эмоциональное неприятие определенных вещей - не что иное, как наша собственная Тень.
И преодолевая Тень, мы только делаем ее сильнее.
Бунты, протесты, перевороты - все это, к сожалению, инструментарий, который позволяет менять только поверхностную динамику ситуации.
Наши внутренние реалии нельзя просто взять и заставить поменяться.
Нельзя перестать быть рабом, просто убив своего хозяина.
Нужна работа над собой, чтобы решиться, как у Шварца, сказать Дракону: "Тень, знай свое место!".
Победить Тень, соревнуясь с ней, невозможно.
Ее можно только принять.
Признать в себе и признать право на Тень у других.
В боевых искусствах Востока существует установка: прежде чем драться, ты должен почувствовать уважение к сопернику.
Только так ты сможешь адекватно оценить его.
Без уважения ты рискуешь или подвергнуться гневу, или испугаться соперника.
И тогда ситуация станет непредсказуемой.
Самое трудное - уважать власть других.
Это болит больше всего.
Но, если мы хотим общества, где действуют законы, мы первыми должны проявить это качество - и не только требовать выполнения законов, но и начать уважать тех, кто наделен властью.
Не важно - справедливо они наделены, или (как нам зачастую кажется) нет.
Как минимум, это позволяет нам адекватно оценить ситуацию.
Как максимум - это позволяет нам находить новые траектории для роста и развития.
Существует устоявшееся мнение о том, что интеллектуал - всегда против власти.
А тот, кто за власть - конформист.
Как по мне, интеллектуал - это тот, кто за истину.
Уважение же - даже уважение к власти (и даже к плохой власти), в любое время и при любой партийности - это персональный и публичный инструмент сохранения истины в поле зрения.
Уважение - не значит слепота.
Уважение - не значит подчинение.
Уважение - не проигрыш.
Более того, уважение не означает, что нужно забыть чьи-то ошибки или неискупленную вину.
Уважение означает - видеть сверх того, что уже было.
Уважение возможно только там, где есть и самоуважение.
Уважение - это постоянное обновление ясности ситуации (в отличие от пренебрежения, которое единовременно и фиксировано перечеркивает нашу способность трезво оценивать другого человека), которое позволяет динамически создавать отношения, каждый раз открывая нам перспективу, а не тупик.
Активное уважение - значит сознательное, а главное, ответственное включение в построение мира вокруг себя.
Уважая других активно, а не пассивно, мы берем на себя ответственность за свои эмоции, свои реакции, свою жизнь.
Включая активное уважение, мы исходим из парадигмы насилия над собой.
Теперь мы уже не объект - мы становимся субъектом процесса.
Мы - больше не жертва.
Мы видим, куда двигаться дальше.
Разве это не прекрасно?.