"Укрзализныце" удалось погасить первый транш выплат по евробондам и очередной купон на общую сумму в $175 млн после личного вмешательства президента.
Издание отмечает, что несмотря на плановый характер выплат, компании не удалось сконцентрировать нужные объемы средств накануне и руководству "УЗ" вместе с правительством пришлось искать возможности для рефинансирования долга.
"УЗ" - это государственный бизнес, и ее еврооблигации – это квазигосударственные бумаги.
Это означает, что, допустив по ним дефолт, Кравцов фактически мог поставить под риски снижения рейтингов и резкого удорожания ресурса (а то и вовсе закрытия внешних рынков) для Украины как государства.
А в условиях, когда выполнять требования МВФ не очень хочется, а деньги стране сильно нужны (правительство тоже ждут большие выплаты по внешним долгам), риск умножился в несколько раз", -отмечает издание.
Якобы Петр Порошенко собрал у себя премьера Гройсмана, Кравцова, министра финансов Оксану Маркарову и главу правления "Ощадбанка" Андрея Пышного и доходчиво, на повышенных тонах несколько часов объяснял, почему госбанк и Минфин должны "подстраховать" "УЗ", - отмечают авторы материала.
В результате этих переговоров "УЗ" заявила, что для своевременной выплаты взяла взаймы в гривне и в иностранной валюте у "Ощадбанка" и Госагентства по финансированию инфраструктурных проектов.
Журналисты подсчитали, что компания перекредитовалась невыгодно для себя.
В частности, вероятно, что кредит на 1,49 млрд.
был предоставлен в гривне – и очевидно, по ставке не ниже 18% (учетная ставка НБУ), а на 1-2 п.
То есть при рефинансировании этой части кредита фактическая стоимость обслуживания с 9,875% выросла минимум в два раза.
Остальные $120 млн – это и был валютный кредит от одного из двух "помощников", скорее всего – от "Ощадбанка".
"Интересно, что, по данным Нацбанка, именно 13 марта среднерыночная ставка кредитов по валюте подскочила с 5,7% до 9,9% годовых.
То есть практически удвоилась", - отмечают авторы.
Еще более загадочный момент – участие в этой схеме Укринфрапроекта (преемник Госагентства по Евро-2012).
Дело в том, что это очень специфическое ведомство, "заточенное" исключительно под "мероприятия по безопасности дорожного движения".
При чем практически 99% бюджета агентства идет как раз на эти спецпроекты.
О железной дороге или кредитовании кого-либо на коммерческих началах в документах "Укринфрапроекта" вообще не идет речь.
Издание отмечает, что следующий транш и купон в сентябре 2019 года – снова на $175 млн, за полтора месяца до парламентских выборов – вероятно тоже будут гасить в "пожарном" режиме.
"Но менеджеры Кравцова не унывают и собираются увеличивать долговую нагрузку еще на $1 млрд.
то есть фактически удвоить по сравнению с нынешними показателями (около 31 млрд.
грн), которыми так гордится их шеф", - говорится в материале.
"Министр Владимир Омелян прямо указывает на то, что проблема в "УЗ" - кадровая и состоит в высшем руководстве.
Только полностью сменив верхушку и вектор движения, компания сможет чего-то добиться, а не саморазрушаться изнутри" - резюмирует издание.