Не письмом и не числом.
Главное, что нужно понять родителям: готовность учиться в школе - это не умение читать, писать и считать.
Мало того, лучше детей этому до поступления в первый класс не учить, разве что малыш сам захочет.
Дело в том, что физиологически эти навыки обычно соответствуют семилетнему возрасту.
И у учителя есть правильная методика обучения письму, чтению, счету.
Часто бывает, что ребенок, наученный этому родителями слишком рано, потом всю жизнь неправильно держит ручку.
И в таком положении быстро устает писать.
Готовность к школе - это умение удержать внимание на определенное время при решении различных задач.
Это социальная готовность - то есть интерес к общению со сверстниками, умение выстраивать с ними и со взрослыми отношения.
Умение соблюдать некие правила.
Очень важен навык саморегуляции в общении со сверстниками без вмешательства взрослых.
Особенно при конфликтах, например, за игрушку.
Конструктивное решение таких конфликтных ситуаций во взаимодействии со своими товарищами - важный показатель.
В детском саду обычно готовность к школе проверяют не в конце учебного года, а в начале или в середине, чтобы за время подготовительной группы было больше возможностей сформировать такие навыки.
И еще один важный момент - мотивирован ли ребенок к учебе в школе.
Обычно родителям такое поведение понятно.
Малыш начинает себя готовить к учебе: "Мама, я хочу такой же портфель! Хочу надеть школьную форму!".
Больше играйте.
Важный элемент подготовки к школе в детсаду - предметно-ролевые игры.
По исследованиям специалистов, взаимодействие в группе детей начинается только через двадцать минут после того, как их оставляют без вмешательства воспитательницы.
А всего для получения важного опыта общения нужно минимум часа полтора.
Подготовка к школе, если вспомнить нашего великого психолога Льва Выготского, связана с владением собственным поведением, памятью, вниманием.
Проблема в том, что многие занятия в детском саду связаны не столько с организацией деятельности ребенка, сколько с так называемым действием по образцу, по инструкции.
Когда детей сажают за парты и держат как можно дольше.
Так вроде бы приучают к будущей школьной жизни.
На деле же такая методика тормозит развитие дошколенка, потому что это несоразмерно задачам и потребностям детей этого возраста.
А подобное насилие над физиологией приводит к тому, что сам образ школы становится противен ребенку.
Садик позади, а к учебе не готов.
Разница между паспортным возрастом и психологическим у детей часто не совпадает.
Но родители часто считают: ничего, даже если ребенок социально и физиологически не готов идти в первый класс - привыкнет, подтянется, наверстает.
Это неправильно.
Ориентироваться только на то, что на 1 сентября ребенку уже исполнилось шесть с половиной лет, - совершенно неадекватно.
Если подготовительная группа в садике закончена, а до школы малыш еще не дорос, будет лучше чем-то позаниматься вне школы.
Допобразование, развивающие занятия.
Нужно сформировать готовность к школе.
Насколько ребенок адаптировался, можно посмотреть только по результатам первого полугодия.
Критические периоды - первый день учебы, первая неделя, первый месяц.
Выбираем "вторую маму".
Интересно, что образ воспитателя не имеет в системе ценностей ребенка такую же силу, как первая учительница.
Дошкольники в большей степени сосредоточены на решении собственных задач.
А вот первую учительницу не случайно зовут "второй мамой".
Поэтому важно выбирать не школу, а учителя.
Квалификацию учителя начальной школы можно определить по ключевому признаку.
Что ей более важно: чтобы все дети были одинаковы или она рассматривает разнообразие детей как ресурс.
То есть умение работать одновременно с группой детей с разным психологическим возрастом.
Вы можете подойти и поговорить с учителем, который набирает класс, сказать - у моего ребенка вот такие и такие особенности.
Как вы думаете, что будет лучше для него? Если учитель поблагодарит и скажет, что будет учитывать эти особенности, это ваш учитель.
Если будет говорить: ах, у вас особенный ребенок, идите к завучу, репетитору, психологу - это не мои проблемы, тогда лучше в этот класс не записываться.
Такой учитель постарается построить всех детей, как оловянных солдатиков, потому что ему так удобнее.
Раньше вставать ради сильной школы.
Обычная ситуация: есть простая массовая школа рядом с домом, а есть продвинутая, но далековато, нужно ездить на транспорте.
Тут универсального решения нет.
Если ребенок физиологически не собран, ранняя дорога для него - как пропасть.
И эффекты от того, что вы его запихнули в сильную школу, будут минимальны.
Если ребенок встает рано, хорошо переносит дорогу, тогда лучше все-таки ориентироваться на сильного учителя.
Но сейчас на выбор школы часто влияют те или иные рейтинги.
Вот это точно бессмысленно.
Даже в самой рейтинговой школе в начальных классах может быть учитель, который вашему ребенку не подойдет.
Кстати, выбор школы по ее академической успешности, вовлеченности в разные формы внеурочной работы - это не про начальную школу.
Современная психодиагностика выявила, что индивидуальный стиль принятия, использования, переработки той или иной информации в самом широком смысле этих слов формируется в начале подросткового возраста.
Выбор школы для реализации возможностей и способностей ребенка важен к седьмому классу.
Тогда понятно уже будет, к чему ребенок стремится, какие у него способности.
Родительские стереотипы.
Некоторые родители считают, что лучший учитель - тот, кто более требователен, держит дисциплину, чтобы все сидели и дрожали, чтобы детям было сложно учиться.
Так вот современные исследования показывают: такая тактика дает результаты ниже, чем у учителей, которые позволяют детям поиграть, пообщаться, устанавливают дружескую, свободную атмосферу.
У детей, с которыми занимался жесткий учитель, хуже обстоят дела с учебными действиями, самоорганизацией, саморегуляцией, которые важны в средней школе.
Надо ли тестировать ребенка.
У малышей способности еще не сформированы.
Никакие тестирования в пять-шесть лет не покажут, гений ваш ребенок или нет.
То, что дети в три года научились читать, а в четыре декламируют стихи, не является показателем их будущей гениальности.
Поэтому так важно в младшей школе дать ребенку развиваться естественным образом, помочь ему раскрыться, найти себя.
В Минобразовании отчитались о готовности школ принять первоклашек.
Наиболее подготовлены школы Киева, а также Сумской и Одесской областей.