Вчера СМИ уделили достаточно внимания визиту премьер-министра Беньямина Нетаньяху в Киев и практически не заметили встречи Путина с Макроном в Париже.
Хотя на последней встрече, судя по всему, про Украину говорили не меньше.
Понятно, что российский президент всячески уговаривал французского коллегу ослабить санкции и помочь РФ технологиями.
И доказывал, что мир на Донбассе очень даже достижим, промедление только за Украиной, а альтернативы Нормандскому формату нет.
Вот только Нормандский формат – это состав переговорщиков.
А не сценарий прекращения войны.
Его тоже обсуждали – без Украины.
И это очень тревожный синдром.
Есть такое футбольное правило – «Не забиваешь ты – забивают тебе».
В геополитике оно тоже работает.
Если Украина не предлагает реальных сценариев выхода из сложившейся кризисной ситуации и не настаивает на них, то такой сценарий выработают другие.
Исходя, в первую очередь, из своих интересов.
И предложат его Киеву.
Да так предложат, что отказаться будет практически невозможно.
Потому что сопротивляться одновременно российской агрессии и давлению Германии и Франции – та еще задача.
И, судя по поездкам и переговорам Путина, наше пассивное ожидание может скоро закончиться именно этим.
Сам сценарий Путин обрисовал достаточно понятно и там ничего нового.
«Мы пошли на этот компромисс, чтобы закон об особом статусе Донбасса был имплементирован на временной основе в день голосования, а на постоянной основе – после подведения итогов и подтверждения результатов соответствующими структурами ОБСЕ.
Ну так надо это сделать в конце концов, надо как-то это оформить», — заявил российский лидер.
Поскольку мы уже четко видим, какой сценарий нам хотят навязать, нужно перехватывать инициативу.
Работать на опережение, чтобы не стать пешкой в этой игре.
Для этого в первую очередь нужно определиться, какие сценарии возможны и приемлемы для Украины.
То есть не несут в себе риска потери суверенитета вообще.
Их не так уж много, если обойтись без иллюзий.
В настоящий момент по Донбассу вообще, а не только по реинтеграции для Украины, есть всего два реальных сценария.
Все остальное типа прямых переговоров и завтраков на линии разграничения проходит по разряду имитации или ненаучной фантастики.
Всего два.
И «Стратегия реинтеграции с возвращением людей и территорий» рассматривается только в первом.
С него и начнем.
Итак, первый вариант – в ближайшей перспективе ОРДЛО де-факто возвращается в Украину, и мы начинаем полноценный процесс реинтеграции.
Что для этого необходимо? Несколько событий.
Первое – Россия полностью выводит свои войска с оккупированных территорий и возвращает Украине контроль над границей.
Иначе говорить не о чем – реинтегрировать российских военных мы не сможем, да и не хотим.
Второе – РФ отказывается от своих требований по Особому статусу Донбасса с тотальной амнистией боевиков и фактическому превращению региона в формально украинский, а де-факто российский анклав.
В этой ситуации мы просто не сможем полноценно вернуть его в состав Украины.
Если Зеленский сможет договориться об этом с Путиным под давлением Германии, Франции и США – можно рассматривать стратегию реинтеграции.
На берегу договорившись со всеми сторонами о финансировании восстановления инфраструктуры и предприятий, частично разрушенных или вывезенных в РФ.
Это необходимый минимальный набор условий.
Такой сценарий я рассматриваю, как менее вероятный из-за позиции РФ.
Второй вариант.
Киев сталкивается с отказом Кремля идти на принципиальные уступки.
И при этом понимает губительность возвращения ОРДЛО на российских условиях для существования независимого государства.
Тогда Украина может принять другое принципиальное решение.
Отложить вопрос на 10 и более лет, до изменения общей ситуации в геополитике.
То есть признать, что в обозримой перспективе возвращения оккупированных территорий не будет.
Тогда Киеву предстоит решать совсем другие задачи.
Первая – обеспечить оборону по линии разграничения по израильскому образцу, долговременные укрепления и использовать все переговорные площадки исключительно для достижения прекращения огня.
И возвращения украинских пленных из РФ и ОРДЛО.
А дальше заниматься исключительно развитием государства в фактических границах.
Проводить реформы, развивать инфраструктуру с учетом сложившейся ситуации, чтобы не повторялся кризис типа отсутствия угля на Луганской ТЭС.
Можно продолжать блокаду оккупированных территорий, можно развивать торговлю.
Можно чередовать эти режимы, используя в качестве рычага давления при проявлении агрессии или для освобождения пленных.
Этот вопрос как раз и стоит отдать экономистам при определении Стратегии наших действий.
Вернемся к пересмотру такого формата тогда, когда изменится общая ситуация.
Не скоро.
Желающим выехать оттуда и жить на украинской территории, особенно молодежи – максимальный режим благоприятствования.
Люди – самый ценный ресурс.
Вот такие два сценария развития событий.
Можно, конечно, оставить все как есть.
В надежде, что само рассосется.
Но мы же понимаем, что само не рассосется, не тот случай.
А война обходится Украине очень дорого.
Отнимая ресурсы и лучших людей.
Так что перед тем, как писать Стратегию реинтеграции, мы должны определиться со сценарием.
С первым принципиальным решением – куда идем.
То есть можно подробно расписать оба варианта и предложить их партнерам.
Можно в Нормандском формате (тут принципиальный вопрос и имеет смысл уговорить США принять участие).
Выбрать один из вариантов, получить гарантии всех участников и тогда уже рассчитывать тактические ходы на перспективу.
До этого решения говорить больше не о чем.