Монополия на власть: как партия Зеленского берет под контроль Верховную Раду/Партия "Слуга народа" захватывает власть в комитетах
Монополия на власть: как партия Зеленского берет под контроль Верховную Раду/Партия "Слуга народа" захватывает власть в комитетах

Монополия на власть: как партия Зеленского берет под контроль Верховную Раду/Партия "Слуга народа" захватывает власть в комитетах

Новый состав Верховной Рады приступит к своей работе только 29 августа, однако уже сейчас избранные народные депутаты занялись рабочими вопросами, в том числе, переформатированием парламентских комитетов.

Правящая партия "Слуга народа" (СН) предложила сократить их количество, что, по их мнению, поспособствует эффективности их работы.

Однако такие превращения не устраивают оппонентов СН.

О том, как СН берет под контроль Верховную Раду, в материале "Апострофа".

Партия "Слуга народа" получила на внеочередных парламентских выборах беспрецедентную поддержку избирателей (43,16% голосов), побив рекорд Партии регионов (30% на парламентских выборах 2012 года).

А это значит, что в ближайшее время именно "Слуга народа" будет задавать тон всем внутри- и внешнеполитическим изменениям в стране.

Это же касается и деятельности Верховной Рады, в том числе, и вопроса функционирования парламентских комитетов.

Уже на первой встрече рабочей группы по подготовке работы Рады IX созыва, глава партии СН Дмитрий Разумков заявил о том, что в "Слуге" хотят сократить количество комитетов с 27 до 22 и ликвидировать спецкомиссию по вопросам приватизации.

Однако на встрече 15 августа, представителями всех политических сил, которые прошли в парламент - "Слуги народа", "Батькивщины", "Оппозиционной платформы - За жизнь", "Голоса" и "Европейской солидарности", было принято решение сформировать все же 23 комитета.

Добавился еще один комитет — по вопросам молодежи и спорта.

В VIII созыве такой отдельный комитет был, и в его ведении находились вопросы семейной политики.

В IX созыве, вопросы семьи перекочевали в комитет по гуманитарной политике.

Последний комитет вообще называют "монстром".

В нем сконцентрированы множество функций, которые раньше относились к другим комитетам.

Так в него почти полностью перешли вопросы, связанные с медиа.

При этом профильный комитет по свободе слова теперь будет заниматься только вопросами обеспечения свободы слова, прав граждан на информацию, защитой прав и свобод работников СМИ.

Иными словами, станет комитетом-"пустышкой", как его называют оппоненты "Слуги народа".

Гуманитарный комитет займется вопросами аудиовизуального рынка, социальными медиа и интернет изданиями, молодежной политикой, туризмом, рекламным рынком, киноиндустрией и деятельностью кинотеатров, театрами, музыкой, физической культурой, администрированием средствами, полученными от деятельности лотерей, а также рядом других вопросов, которые в прошлом созыве были поделены между несколькими комитетами.

Возглавить его планирует экс-гендиректор 1+1, Александр Ткаченко, близкий к бизнесмену Игорю Коломойскому.

По словам собеседников "Апострофа", господину Ткаченко близки многие вопросы, в частности, деятельность кинотеатров, реклама и медиа.

В новой ВР будет еще один комитет-"монстр".

Речь идет о комитете по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, Крыма, нацменьшинств и межнациональных отношений.

Раньше этими вопросами занимались три разных комитета.

.

Именно из-за него было больше всего споров.

Например, в партии "Европейская солидарность" (ЕС) призывали сохранить такой комитет.

Теперь же этими вопросами займется расширенный комитет по социальной политике и защите прав ветеранов.

Его "нагрузили" вопросами "чернобыльцев", граждан, пострадавших во время Революции Достоинства, ветеранов АТО, проблемами пенсионного обеспечения и многим другим.

В интервью "Апострофу" Дмитрий Разумков заявил, что это не ликвидация, а просто расширение полномочий комитета, чтобы предоставить народным депутатам больше возможностей.

Как стало известно "Апострофу", в "Слуге" уже сейчас имеют кандидатов на пост глав всех комитетов.

"Партия имеет предложения на должности руководителей комитетов, но окончательное решение будет приниматься в рамках действующего законодательства - то есть, путем голосования депутатов во время сессионного заседания", - прокомментировала "Апострофу" член фракции СН Галина Янченко.

Однако в непубличных разговорах, называются и фамилии.

Например, бизнесмена, близкого к президенту Владимиру Зеленскому, и 42-го номера в партийном списке Юрия Аристова, планируют назначить на пост главы бюджетного комитета.

11-го номера в списке, Сергея Бабака, рассматривают в качестве главы комитета по вопросам образования и инноваций; 3-й номер, юриста Ирину Венедиктову, выдвигают руководителем комитета по вопросам правовой политики и правосудия; 8-й номер Анастасию Красносильскую сватают на главу комитета по антикоррупционной политике; 18-й номер в списке СН, Михаила Радуцкого, также близкого к президенту Зеленскому - на должность главы комитета по вопросам здравоохранения, хотя ранее было известно о том, что его кандидатуру рассматривали на пост министра здравоохранения.

А вот оппозиции в "Слуге народа", по словам Галины Янченко, хотят отдать должности первых заместителей и секретарей глав комитетов, а также кресло второго вице-спикера.

По информации "Апострофа", это комитеты по правам человека и "выхолощенный" комитет по свободе слова.

Хотя по закону, у оппозиции всегда было право возглавлять контролирующие комитеты, например, регламентный, бюджетный.

На регламентный комитет "положили глаз" в "Оппозиционной платформе".

В "Европейской солидарности" также хотели делегировать своего представителя, генерал-лейтенанта Михаила Забродского на должность главы оборонного комитета, однако в "Слуге" на такое не согласны.

.

Сокращен до семи человек и комитет по свободе слова, из чего следует, что эти вопросы явно не в приоритете у новой власти.

"В "Слуге" отправили больше всего своих людей в самые "хлебные" комитеты, вроде бюджетного, аграрного, остальные же (политсилы) будут скорее статистами, так как секретарь или первый заместитель особо ни на что не смогут повлиять", - комментирует "Апострофу" депутат в одной из новых фракций.

Какова же основная цель оптимизации комитетов? В СН говорят, что более насыщенная работа поспособствует более высокой эффективности.

"Подобные рекомендации по сокращению комитетов отмечали в миссии Пэта-Кокса по внутренней реформе и повышению институциональной способности Верховной Рады.

При этом, если сравнивать с Верховной Радой предыдущего созыва, мы расширили предметы ведения некоторых комитетов таким образом, чтобы они отвечали на наиболее актуальные вопросы в Украине.

Например, комитет по правам человека был дополнен вопросами деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Крыму", - поясняет Янченко.

Но бывшие коллеги "Слуги" по парламенту считают, что подобные инициативы никак не поспособствуют ни эффективности, ни даже экономии средств.

Это просто иллюстрация того, как новая власть хочет и дальше внедрять монопольное влияние на все сферы.

“Сокращение количества комитетов - символический жест, популярный среди избирателей.

Логично, чтобы основным критерием при объединении комитетов была величина загрузки.

К примеру, комитет по вопросам налоговой и таможенной политики был одним из двух наиболее занятых.

Теперь к нему решили присоединить еще и вопросы финансов и банковской политики, и комитет будет перегруженным.

Экономия на 4 персональных автомобилях для председателей комитетов не будет существенной, а сотрудники секретариатов комитетов будут перераспределены в аппарате", - рассуждает в разговоре с "Апострофом" народный депутат VIII созыва Игорь Попов.

Также Попов рассказывает, что в предыдущем составе парламенте с уже упомянутой миссией Пета-Кокса дискутировали как раз о правах оппозиции.

Тех самых правах, которые в новом созыве пытаются нарушить.

"Закон о Регламенте требует квотного пропорционального распределения таких должностей между всеми фракциями.

Комиссия Кокса предлагала использовать для этого метод Д'Ондта.

Мне более справедливым кажется метод Сент-Лагю.

В этих методах (распределения мандатов в парламенте) главное, чтобы даже самая маленькая фракция имела право на хотя бы один портфель председателя комитета", - комментирует Попов.

Но в стремлении получить всю полноту власти СН, похоже, готова задвинуть на задний план своих партнеров по парламенту.

Однако услуги этих партнеров в скором времени могут еще понадобится "слугам народа", ведь для того, чтобы голосовать за те же изменения в Конституцию, которые анонсировали в политсиле, одной лишь фракции СН будет недостаточно.

Источник материала
Поделиться сюжетом