Заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк подал в отставку спустя 3,5 года в должности.
В сферу его ответственности входили буквально все направления работы министерства, кроме евроинтеграции, международного сотрудничества и кадров.
Лавренюка называли центром принятия решений и критиковали за излишнюю концентрацию власти.
Другие — хвалили за рекордные показатели отраслей.
Итоги работы подводит OBOZREVATEL.
Дорожное хозяйство.
С 2016 года в Украине восстановили почти 10 тыс.
километров автодорог общего пользования.
Это абсолютный рекорд, хотя и крайне мало с точки зрения общего километража — 200 тыс.
км дорог.
Неоспоримым достижением прошлой команды стал Государственный дорожный фонд.
Ему сопротивлялись так, что Лавренюку и экс-министру Омеляну решение пришлось "продавливать" в буквальном смысле.
Теперь в Украине есть отдельный гарантированный бюджет на строительство и ремонт дорог.
Во-вторых, фонд исключил политическую составляющую при выделении субвенций регионам.
Деньги больше не распределяют в ручном режиме: каждая область получает финансирование пропорционально продолжительности дорог.
В-третьих, фонд работает, независимо от смены министров или премьеров, и формируется автоматически — за счет отчислений по акцизу.
В 2020 году его объем составит 75 млрд грн.
Украина никогда не тратила на дороги больше.
Помимо этого, 5% фонда идет на повышение безопасности на дорогах, реформирована система объектов технического контроля за транспортными средствами, для большегрузов установлены первые комплексы взвешивания в движении.
По мнению Лавренюка, восстановить все международные, национальные и территориальные дороги в Украине можно в течение 10 лет.
Главное условие для этого — сохранить предложенный Дорожным фондом механизм финансирования.
Открытое небо.
Пассажиропоток аэропортов за 3,5 года вырос на 120%.
Безвиз, либерализация авиаперевозок с другими странами, а также реформа авиационного рынка в части выдачи разрешений и слотов в 2016 году буквально открыли Украину миру.
На рынок зашли 14 новых авиакомпаний, а доля лоукостеров в международном сообщении достигла 30%.
Украинцы впервые получили возможность летать дешево.
Больше 10 региональных аэропортов возобновили работу.
Профинансировано обустройство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Одессы, частично введен в эксплуатацию новый терминал на 3 млн пассажиров в год.
Продолжается реконструкция аэропортов Львова, Днепра, Запорожья, Николаева, Полтавы, Херсона, а также начинается реконструкция аэродромного комплекса "Мукачево".
По оценке экспертов, с таким подходом к 2030 году суммарный пассажиропоток может превысить 70 млн пассажиров в год.
Железная дорога.
Контракт с General Electric, обновление подвижного состава, развитие сообщения со странам Евросоюза.
Вопреки точечным успехам, "Укрзалізниця" так и осталась мало управляемым коррупционным монстром.
Все реформаторские начинания Мининфраструктуры встречали сопротивление и дальше публичных конфликтов с руководством УЗ не заходили.
Демонополизация железной дороги станет вызовом для нового состава министерства.
Здесь уже озвучили планы разделить корпорацию на три независимых оператора по управлению инфраструктурой, грузовыми и пассажирскими перевозками.
Рынок планируют открыть для частных перевозчиков, тем самым вынудив государственную УЗ либо модернизироваться под влиянием конкуренции, либо прекратить свое существование.
Реформаторские перспективы новой команды Лавренюк оценил благоприятно: у нынешнего руководства страны есть политическая воля, а у профильного министра — "полный карт-бланш".
Порты и реформа моря.
За три года перевалка грузов в морских портах выросла с 0,6% до 13%.
Экономически привлекательными экспортно-импортные операции стали после снижения ставок портовых сборов на 20%.
Важное достижение — создание Морской администрации Украины (МА), единого центрального органа исполнительной власти, который замкнул на себе реализацию государственной политики в сфере морского и речного транспорта.
Реформа разграничила функции безопасности и контроля мореплавства, устранила целый ряд коррупционных рисков, упростила админуслуги.
Впрочем до сих пор нерешенным остается вопрос о создании спецфонда для финансирования полноценной деятельности МА.
Немало критики в адрес Лавренюка звучало в связи с реформой системы подготовки и дипломирования моряков.
Непопулярная, как и все реформы, эта откладывалась с 2013 года — вопреки требованиям международных партнеров.
В Одессе, Измаиле, Херсоне и Мариуполе заработали административные сервисные центры, которые предоставляют морякам 75 видов услуг.
Теперь вместо нескольких дней на это требуется в среднем 30 минут: без очередей, без бюрократии и без взяток.
Проведено дноуглубительные работы в портах Азовского и Черного морей.
В последний раз это делалось 10 лет назад.
Проект "концессия".
Юрий Лавренюк — был едва ли не главным приверженцем концессионного развития инфраструктуры в правительстве.
Аргументы очевидны: привлечение эффективных управленцев, инвестиции в экономику, сохранение стратегических объектов в собственности государства, которое должно выполнять исключительно регуляторные и контролирующие функции.
"Все государственные стивидоры априори должны быть переданы или в концессию, или в аренду.
Приватизация — это утопия", — считает Лавренюк.
В итоге Министерство инфраструктуры первым внедряет пилотные концессионные проекты в морпортах "Ольвия" и "Херсон".
По состоянию на начало октября ими заинтересовались 46 украинских и иностранных компаний.
Имущество "Ольвии" передадут концессионеру на 35 лет, инвестиции в портовую инфраструктуру — 17,3 млрд грн.
Планируемые отчисления в бюджеты всех уровней — порядка 58 млрд грн.
Проект в Херсонском порту рассчитан на 30 лет и предполагает 1,5 млрд грн инвестиций и 14,5 млрд грн бюджетных поступлений.
В дальнейшем по такому лекалу концессионные проекты могут реализовать в портах Азовского моря и других ведомственных госпредприятиях.
Впервые пошатнулся многолетний институт "смотрящих" за министерством: руководству и сотрудникам больше не доплачивают конвертами за "правильные" решения.
Их стали принимать в интересах экономики, а не в угоду "частным спонсорам".
В результате в течение последних трех лет все подчиненные Мининфраструктуры отрасли демонстрируют ежегодный рост от 12 до 50% в год.
Довольно крепкий фундамент, чтобы продолжить позитивные изменения и завершить незавершенное.
"Все наши инициативы требуют дальнейшей поддержки и развития как на уровне министерства, так и на уровне государства и наших международных партнеров", — написал Лавренюк, намекнув при этом, что может продолжить работать в сфере инфраструктуры: "Критиканам советую не расслабляться.
Дальше будет".
Кто бы как не относился к Владимиру Омеляну, сложно поспорить с его компетентностью и с теми тектоническими изменениями в отрасли, которые ему удалось начать.
Практическая реализация и ответственность за многие из них была возложена как раз на Юрия Лавренюка.
Владислав Криклий получил в управление отрасль, для дальнейшего развития которой достаточно просто завершить начатые ранее преобразования.
По силам ли это молодому и неопытному министру Криклию, станет понятно в ближайшие месяцы.
Пока же ему точно стоит подтянуть матчасть и не допускать хотя бы терминологических ошибок.
В четверг, 31 октября, в студии "Право на владу", отвечая на вопрос журналиста Сергея Щербины о развитии авиарынка, министр назвал международное авиасообщение морским термином "каботаж".
Он обозначает плавание грузов или судов между морпортами одного государства.
Казалось, мелочь, но в отрасли такие ляпы не забывают.
Вдруг, они показательны.
Мы в Telegram! Подписывайся! Читай только лучшее!.