Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области
Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области

Кабинет министров Украины на своем заседании в среду, 15 января, заверил, что правительство "оставит в прошлом" подход "ямочных ремонтов", и утвердил перечень дорог, которые будут строиться и ремонтироваться в 2020 году.

Для реализации этой цели на 2020 год в Дорожном фонде уже заложено более 66 млрд грн, где 31,5 млрд грн - бюджетные средства, а 20,5 грн - средства международных организаций.

Именно на помощь последних в Кабмине возлагают самые большие надежды, ведь в государственном бюджете до сих пор не найдены 14 млрд грн из озвученной суммы.

Одним из таких партнеров по финансированию программы развития региональных дорог выступает Европейский банк реконструкции и развития.

В рамках подписанных договоренностей ЕБРР будет кредитовать областные государственные администрации под местные гарантии, а первый транш составит не менее 300 млн евро.

Какие условия кредитования инфраструктурных объектов в регионах, почему одной из первых областей в программе стала Полтавская область во главе с председателем ОГА Олегом Синегубовым, и как работает в области новосозданное государственное предприятие "Агентство местных дорог" (АМД) под руководством Алексея Басана - разбирался "Апостроф".

На совместной встрече представителей ЕБРР, Министерства инфраструктуры Украины и руководителей областных государственных администраций относительно сотрудничества по вопросам финансирования проектов развития инфраструктуры было отмечено, что приоритетом в данном механизме кредитования являются мосты, переходы и автодороги.

Впрочем, не менее важными в рамках программы остаются и наиболее разрушенные участки автодорог по основным маршрутам.

Участие в мероприятии приняла и делегация из Полтавщины в составе представителей облгосадминистрации и директора государственного предприятия "Агентство местных дорог Полтавской области" Алексея Басана, которые будут одними из первых реализовывать программу по инфраструктурному восстановлению.

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области - Фото 1.

Агентство местных дорог.

Государственное предприятие "Агентство местных дорог" было создано в 2018 году с целью реформирования системы строительства, обслуживания и ремонта автомобильных дорог в Полтавской области.

На баланс новой организации "Укравтодор" передал сеть автодорог местного значения общей протяженностью 7820,3 км.

Впрочем, основные проблемы ремонта и развития сети местных автодорог, в том числе и в Полтавской области, заключаются в отсутствии достаточного финансирования.

Бюджетное финансирование покрывает лишь 10% необходимой сметы расходов.

В связи с этим программа финансирования Европейского банка реконструкции и развития является неотъемлемой составляющей реализации намеченного плана работ.

Однако перспектива привлечения финансирования под такие объекты во многом будет зависеть от успешности сотрудничества и на местных уровнях.

Поэтому программа ЕБРР с тем же "Агентством местных дорог", кроме практической цели, должна стать показательным примером эффективного сотрудничества международного финансового учреждения и регионального государственного украинского предприятия.

Директор Агентства Алексей Басан, представляя проект ремонта местных дорог в Полтавский области при поддержке кредитных средств, рассказал о целесообразности выделения 800 млн грн на этот проект.

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области - Фото 2.

"С учетом "Программы...на 2020-2024 года" и кредита ЕБРР будет создана финансово-организационная основа для ремонта основных дорог области, соединяющих районные центры, дорог областного и государственного значения, будут обеспечены транспортные маршруты для транзитного автотранспорта, налажена автотранспортная связь с соседними областями.

Реализация этих мероприятий значительно улучшит инфраструктуру области, что, в свою очередь, скажется и на инвестиционной привлекательности региона и активизирует его развитие", - сообщил Басан, добавив, что привлечение международный финансовых организаций для обеспечения ремонта местных дорог и контроля качества в соответствии с международными стандартами - определены стратегической задачей для деятельности Агентства в 2020 году.

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области - Фото 3.

Учитывая, что на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти заявил, что его организация выбрала Украину как приоритетную страну в регионе и планирует обеспечить финансирование проектов в Украине в объемах больших, чем в прошлом году (то есть более $1,115 млрд, - ред) - цель агентства вполне логична и, с высокой долей вероятности, реалистична.

Поэтому с января этого года АМД занимается разработкой пилотного проекта по привлечению средств ЕБРР в объеме 30 млн евро на ремонт дорог Полтавской области.

Прозрачность и транспарентность.

Серьезным основанием для повышения эффективности финансовой деятельности местных органов самоуправления является обеспечение транспарентности: все метрики, стадии выполнения, результаты деятельности должны постоянно размещаться на сайтах организаций и быть доступными для ознакомления гражданами.

С целью обеспечения дальнейшей эффективности и прозрачности деятельности Агентство работает над тем, чтобы организовывать отбор подрядчиков и соисполнителей через проведение тендеров.

Предконтрактной работе, унификации договоров на выполнение работ, контролю, возможному арбитражу и организации производственного процесса способствует то, что персонал Агентства прошел обучение о применении международных принципов FIDIC.

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области - Фото 4.

"Агентство регулярно проводит Skype-конференции по объектам.

В настоящее время инспекторская группа специалистов имеет все необходимое контрольно-измерительное оборудование для проверки качества работ.

Недавно для группы приобретен современный GPS-приемник, который позволяет получать данные о площади и объемах выполненных работ с точностью до 15 мм на любом участке области.

После предоставления дополнительного финансирования в Агентстве запланировано создание собственной контрольно-измерительной и испытательной лаборатории", - рассказали на предприятии.

Важный элемент рабочего процесса - мониторинг состояния выполненных объектов, по выявленным дефектами которых осуществляется претензионная работа с требованиями соблюдения гарантийных обязательств исполнителями.

Например, в прошлом году было выполнено более 30 гарантийных ремонтов подрядчиками.

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области - Фото 5.

Ложка дегтя.

По словам Басана, в Агентстве понимают, что за последнее время технологии сооружения дорожного полотна существенно изменились.

Изменения вызваны в первую очередь увеличением транспортного движения и нагрузок на автодороги, что требует технического переоснащения.

Особенно катастрофически автодороги разрушаются от проезда большегрузного транспорта в летний период, о чем Агентство неоднократно информировало Управление Патрульной полиции и Укртрансбезопасности.

Для решения этой проблемы АМД использует новейшие технологии, модифицированные асфальтобетоны, а также совместно с международными и отечественными специалистами разрабатывает конструктивы дорожной одежды, что в свою очередь обеспечивает безопасность дорожного движения, уменьшает уровень шума и расход топлива для автомобилей.

"Увеличение финансирования позволит также перейти на использование дополнительных вспомогательных укрепляющих конструкций, таких, как армосетки, геотекстиль и другие геосинтетические материалы", - отмечают в АМД.

В условиях низкой поддержки местных органов власти не развивается партнерство по совместному финансированию проектов местной инфраструктуры.

Постоянный недостаток финансирования, нарушения межремонтных сроков и игнорирование транспортниками установленных весовых норм привели к тому, что более 70% автомобильных дорог общего пользования местного значения в Полтавской области требуют капитального ремонта, а для 24% от общего количества нужен текущий средний ремонт.

Дороги и не только: особенности программы развития инфраструктурных объектов ЕБРР/Как в стране улучшают транспортную инфраструктуру на примере Полтавской области - Фото 6.

Для решения существующих проблем в Агентстве предлагают ряд следующих решений.

"Очень важно создать областной дорожный фонд, наполнение которого будет осуществляться за счет штрафов с перегрузов, превышения скорости и других поступлений.

Также мы считаем целесообразным реализовать программу размещения площадок для весовых комплексов и возможности внедрения взвешивания большегрузного автотранспорта во время движения (WIM) на местных дорогах", - отметил Басан в комментарии журналистам.

В целом же, ремонт дорог - это не только выполнение плана по инфраструктурному развитию страны.

Это, в первую очередь, обеспечение надежного и безопасного движения по автомобильным дорогам, как местного значения, так и общенационального.

Безопасность на дорогах должна стать приоритетом для правительства и органов местного самоуправления.

Поэтому сотрудничество с такими организациями, как Европейский банк реконструкции и развития, позволяет гораздо быстрее "залатать дыры" в дорожно-транспортной системе Украины и планировать строительство более глобальных и важных инфраструктурных объектов.

Теги по теме
Дороги Полтава Укравтодор
Источник материала
loader
loader