Группа американских, европейских и российских бывших правительственных чиновников и экспертов воспользовалась Мюнхенской конференцией по безопасности, чтобы выступить с заявлением, в котором содержаться 12 рекомендательных шагов для обеспечения большей безопасности Украины и евроатлантического региона.
В течение многих лет Кремль пытался изменить направленность дискуссии об Украине.
В ответ 23 бывших американских дипломата, правительственных чиновника и эксперта указали на ошибки мирного плана.
Эксперты Eurasia Center в Atlantic Council пишут, что большинство из двенадцати рекомендаций, если они будут добросовестно выполняться всеми сторонами, носят конструктивный характер и могут стать мерами укрепления доверия, а также облегчать трудности и страдания населения оккупированной территории Донбасса или прифронтовой зоны на востоке страны.
Некоторые из рекомендаций являются проблематичными.
Что еще более важно, в этом списке описывается проблема, которая должна быть решена.
С точки зрения Кремля.
Возможно для того, чтобы убедить представителей российской элиты подписать эти рекомендации.
Подписавшиеся чиновники и эксперты в Мюнхене обозначили проблему в самом первом предложении: "конфликт в Украине и вокруг нее".
Такое описание скрывает реальные проблемы и делает невозможным поиск подходящего решения, предупреждают эксперты Eurasia Center.
"Конфликт внутри и вокруг Украины" начался, когда российские войска в российской форме без опознавательных знаков оккупировали украинский полуостров Крым, и Москва "аннексировала" его.
Затем Москва начала гибридную войну в Донбассе и использовала свою пропаганду, чтобы выставить это гражданским конфликтом в Украине.
Без кремлевского руководства, финансирования, оружия (включая тяжелое вооружения), боеприпасов и, в некоторых случаях, регулярных подразделений российской армии, не было бы "конфликта внутри и вокруг Украины".
Короче говоря, проблема, которую нужно решить, – это агрессия Москвы в Украине – путем восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины, начиная с Донбасса, пишут эксперты.
В более широком смысле, проблема состоит в том, чтобы убедить Москву, что она не имеет права диктовать политику своим соседям.
Авторы заявления в Мюнхене правы, что война Кремля против Украины требует политического решения.
Однако это решение требует честной оценки, а также политики и целей.
Москва своих целей не скрывала.
Высокопоставленные российские чиновники заявляют, что у них должна быть сфера влияния, и для ее достижения они будут использовать все необходимые средства, включая военную силу.
С первых постсоветских дней Москва эксплуатировала внутренние разногласия в своем так называемом "ближнем зарубежье", чтобы проецировать влияние на правительства в Кишиневе, Баку, Тбилиси и Ереване через "замороженные конфликты" в сепаратистских регионах.
Когда такие меры не работали, Москва использовала войска регулярной армии, как в Грузии в 2008 году и Украине в 2014 году, чтобы помешать этим странам воспользоваться полнотой суверенитета.
По большому счету, Запад разрешил Москве проводить недружелюбную политику отношению к соседям до агрессии 2014 года в Украине.
Затем, к неприятному удивлению Москвы, Запад начал поддержку: выбросил Москву из "Большой восьмерки", вводит серьезные экономические санкции, обеспечивает обучение и даже вооружение для Украины.
Все эти шаги, которые, по утверждению Москвы, способствуют росту международной напряженности, на самом деле являются предварительными условиями для решения реальной проблемы безопасности, угрожающей Украине и Европе.
Большинство из рекомендаций носят конструктивный характер и послужат мерами укрепления доверия, одновременно облегчая страдания, которые этот конфликт между Россией и Украиной причиняет жителям Донбасса.
Вероятно, именно поэтому некоторые чиновники и эксперты подписали этот документ.
Но другие рекомендации вызывают беспокойство и даже перекликаются с кремлевскими тактическими предложениями или пропагандистскими темами.
Они могут создать обстановку, в которой западным политикам будет легче ослабить санкции, которые до сих пор разрушали амбиции Кремля в Украине.
Сами по себе рекомендации не приведут к урегулированию в Донбассе или к безопасной Европе.
Atlantic Council предлагает сосредоточится на проблемных рекомендациях.
В седьмой рекомендации говорится об изучении зон свободной торговли между Украиной, Европейским Союзом и Россией.
Не ясно, как это будет работать.
Украина хотела подписать как Соглашение о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (DCFTA) с ЕС, так и соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Москва, однако, настояла на том, чтобы Украина присоединилась к таможенному союзу ЕАЭС, чего она не могла сделать, потому что DCFTA уже считался таковым.
Эта рекомендация может стать полезным шагом вперед при условии, что Москва теперь готова разработать соглашение о свободной торговле с Украиной и ЕС, которое не потребует от Киева отказа от DCFTA с ЕС.
Восьмая рекомендация подхватывает дружественную Кремлю идею ослабления некоторых санкций для частичной реализации Минских соглашений.
Этот пункт игнорирует тот факт, что самым важным элементом Минска является настоящее перемирие, которое может произойти завтра, если Москва прикажет своим офицерам и марионеткам в Донбассе.
Более того, эта рекомендация подорвала бы позицию Евросоюза о том, что весь Минск должен быть реализован для отмены санкций.
Эта рекомендация игнорирует тот факт, что штрафы, понесенные Кремлем за агрессию на Украине, помогли Киеву свести конфликт к ничьей.
Безопасность для Украины и Европы в целом будет ослаблена только ослаблением санкций до того, как Кремль деоккупирует Донбасс и Украина восстановит контроль над своей границей.
Одиннадцатая рекомендация призывает к "избирательному взаимодействию" между ЕС и Россией, "в том числе посредством реализации Минских соглашений".
Есть некоторые вопросы о том, где взаимодействие имеет смысл, учитывая текущую напряженность.
Однако другие шаги, направленные на восстановление бизнеса в обычном режиме, должны быть обусловлены конкретной реализацией Минских соглашений.
Такое участие не должно пытаться, преждевременно, подорвать санкции ЕС.
Рекомендация двенадцатая, которая призывает к "новому общенациональному диалогу об идентичности", является сомнительным вмешательством во внутренние дела Украины.
Это отражает риторику Москвы о разделении Украине, которое привело к "гражданской войне" в Донбассе.
Реальность такова, что исторический раскол в Украине значительно сократился за тридцать лет независимости, особенно за шесть лет, прошедших после того, как Россия захватила Крым.
Русскоязычные украинцы воюют в Донбассе, и путинская агрессия сделала их новой национальной гордостью в Украине.
Призыв к России из двенадцатой рекомендации поражает своим неуважением к Украине, в которую вторглась Россия.
Польша является другом Украины, а Венгрия - нет, но Украина не должна ни с кем договариваться о своей идентичности.
Ее можно попросить выполнить международные и правозащитные стандарты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, с которыми Киев уже согласился.
Каким западным интересам это соответствует?.
Рекомендация номер десять призывает к "новому диалогу между евроатлантическими государствами о создании национальной безопасности".
Конечно, уже есть крупные международные соглашения, подписанные Москвой и призванные обеспечить мир, безопасность и стабильность в Европе и за ее пределами: Хельсинкский Заключительный акт (1975 г.) и Парижская хартия (1990 г.).
Эти соглашения, которые гарантировали суверенитет и территориальную целостность подписавших его государств, были последовательно нарушены Москвой.
Начало такого диалога могло бы стать небольшим поклоном России перед Западом.
Но в Вашингтоне и других западных столицах не должны забывать, что идеалом Кремля является Ялтинский саммит, 75-я годовщина которого только что прошла, где великолепные идеалы и расплывчатые обязательства не мешали Москве навязывать собственную волю своим восточноевропейским соседям более четырех десятилетий.
Пока западные участники нового диалога хотят прийти к конкретным обязательствам и устанавливают четкие красные линии, опираясь на экономическую и военную мощь, такой диалог может быть полезным, когда Кремль, наконец, решит положить конец своей неудачной агрессии против Украины.
Диалог не должен поощрять чиновников в Москве, которые все еще пытаются доминировать над Украиной.