Тайна «Черного квадрата» Казимира Малевича: факты об известном художнике
Тайна «Черного квадрата» Казимира Малевича: факты об известном художнике

Тайна «Черного квадрата» Казимира Малевича: факты об известном художнике

Большинство людей скорее шокирует, чем впечатляет тот факт, что Казимир Малевич на пороге смерти занялся своей последней художественной работой – эскизом собственного гроба.

Изображение его самого знаменитого творения «Черного квадрата» были везде – и на самом гробу, и в зале гражданской панихиды, и на вагоне поезда, которым везли тело художника в Москву.

Согласно завещанию Малевича, гроб должен быть открытым, а после окончания похоронной церемонии его необходимо сжечь, а прах свой он распорядился похоронить в селе Немчиновка под Москвой.

Даже свои похороны великий художник превратил в настоящий перформанс (форму искусства, в которой произведение составляют действия художника и людей в определенное время и в определенном месте), оставаясь верным до последнего идее служения Искусству.

Рождение «отца» супрематизма.

Родился будущий основоположник супрематизма (разновидности авангардного искусства) 23 февраля 1879 года в Киеве.

Забавно, но раньше ошибочно считалось, что год его рождения – 1878.

Так думал и сам Казимир.

Семья будущего художника имела польско-украинское происхождение.

Имя отца Казимира – Северин Антонович Малевич, а мать звали Людвига Антоновна, в девичестве е фамилия была – Галиновская.

Некоторые исследователи утверждают, что у Малевичей могли быть и белорусские корни, если учитывать их «белорусскую» фамилию.

Семья Малевичей была многодетной: у супругов родилось 14 детей.

Правда, из них всех выжили только девять.

Казимир был старшим ребенком пары.

Хотя дома семья разговаривала на польском, но за пределами своего дома использовала украинский язык.

Малевич-старший работал инженером на сахарных заводах известных украинских сахарозаводчиков и меценатов братьев Терещенко.

Чаще всего семья ездила по украинским селам на Подолье (Моевка), Слобожанщине (Пархомовка, Белополье) и Северщине (Волчок, Конотоп).

Так, юный Казимир с детства наблюдал за жизнью украинских крестьян и позже даже признавался, что обыкновенные вышивальщицы-крестьянки были его первыми учителями в художественным искусством.

Он интересовался вышивкой и мать научила его вышивать.

Позже, когда он станет известным художником, он даже начнет создавать эскизы, по которым мастера народного промысла в селе Вербовка вышивали одежду.

Она удачно продавалась в Киеве, Москве и Берлине.

Украинская вышивка и авангардизм.

Все искусствоведы сходятся во мнении, что свой особый стиль в рисовании у Малевича возник под влиянием украинской вышивки, для которой характерны геометрический орнамент и яркие цвета.

Ромбы, треугольники, прямоугольники, кресты и другие фигуры – характерный мотив, который встречается на рушниках и вышиванках.

Украина всегда была особым мотивом в творчестве и жизни художника.

Так, например, в 20-е годы Казимир Малевич в официальных документах указал свою национальность как «украинец».

Украинцем он себя называл и спустя годы в своей автобиографии.

Более того, в свое время даже написал ряд статей на тему искусства на украинском языке.

Биографы Малевича предполагают, что «любительской», нерпофессиональной живописью юноша занялся в Конотопе, где его семья жила с 1895 по 1897 годы.

Северин Малевич выступал против увлечения старшего сына, поскольку являлся по своей натуре довольно консервативным человеком.

Он был уверен, что все художники ведут «недостойный образ» жизни, да и, к тому, же они часто «заканчивают» тюрьмой.

Спустя годы окажется, что слова Малевича-старшего были пророческими.

Северин Малевич желал, чтобы его сын получил более прагматичную профессию и смог всегда заработать себе «кусок хлеба».

Однако мать парня, наоборот поддержала интерес парня.

Именно она и купила Казимиру его первые краски.

По воспоминаниям самого художника первая его картина называлась «Лунная ночь».

Ее даже продали за пять рублей.

Правда, без спроса у самого юного художника.

Известно, что в период с 1895 по 1896 годы Казимир посещал Киевскую рисовальную школу Н.

Мурашко, и учился у Николая Пимоненко.

Художник в юности.

Позже семья Малевичей жила в Курске и Москве.

Казимир здесь работал чертежником.

В 1899 году Малевич женился на Казимире Ивановне Зглейц, в 1902 году они повенчались.

А уже в 1904 году Казимир Малевич решил круто поменять жизнь – переехать в Москву, но, правда, сам.

Жене не понравилась эта идея, ведь супруг оставлял ее одну в Курске с маленькими детьми.

В Москве он целых три раза подавал прошение, чтобы его приняли в Московское училище живописи, но Казимира не принимали.

Когда Малевичу отказали первый раз, он не захотел «не солоно хлебавши» вернуться в Курск, поэтому поселился в художественной коммуне в Лефортово.

Во второй раз он подал прошение на поступление в училище в 1906 году, но его снова не приняли.

Позже в Москву перебралась мать Казимира – Людвига Александровна получила работу заведующей столовой и снимала пятикомнатную квартиру.

К матери переехал и Казимир со своим семейством – женой и двумя детьми – они снимали три комнаты.

Вскоре у супругов обострились отношения и Казимир с Казимирой расстались.

Супруга художника перебралась с детьми в село Мещерское, где работала фельдшерицей в психиатрической больнице.

Там она познакомилась с врачом и позже уехала оттуда, а детей оставила на попечении одной сотрудницы больницы.

Позже, когда отец приехал за детьми, они находились у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича.

Здесь же он познакомился с его дочерью Софьей Михайловной Рафалович.

Вскоре она стала его гражданской женой, а спустя несколько лет, когда же он все таки добился развода с Казимирой он смог официально заключить брак с Софьей.

«Черный квадрат» в «красном угле».

В 1910 году художник принял участие в первой выставке «Бубнового валета», а в 1911 году на выставке «Союза молодежи».

Еще рез снова на выставке «Союза молодежи» и «Синего всадника» в Мюнхене.

Идея его самой знаменитой картины «Черного квадрата» у Малевича появилась во время создания декораций для футуристической оперы «Победа над Солнцем».

Он обратил внимание, что половина задника декорации одной из сцен выглядела как черный квадрат.

Однако, по воспоминаниям самого художника, окончательно идея сформировалась позже, когда Казимир увидел гимназиста с портфелем за спиной на фоне снега.

Рюкзак был настолько большой, что практически скрывал мальчика и казалось, что он живой.

Первую версию «Черного квадрата» (существует три копии этого произведения, созданные Малевичем) он нарисовал в 1915 году.

«Черный квадрат» является идейной частью триптиха, в который входит также «Черный круг» и «Черный крест».

Он был выставлен в Петрограде 1 января 1916 года на выставке выставке «0,10».

Причем висел «черный квадрат» в «красном углу».

По народной традиции там, обычно, размещают иконы.

Однако никакого богохульства – Малевич воспринимал свою картину, как «икону» современной живописи.

Если проследить за творчеством Малевич, то можно проследить за тем, как оно эволюционировало.

Впрочем, для рядовых граждан развития его стиля скорее напомнит деградацию – более-менее реалистичные картины, кубизм, и как вершина – «тенденция к беспредметности», то что он сам назовет «супрематизмом», что переводится с латыни, как «наивысший».

Именно так он и оценивал созданное им абстрактное направление в живописи.

Только в конце своего творческого пути Малевич вернутся к реализму (правда не столько соцреализму, сколько его переосмысленной идее).

Так в частности, одна из его последних работ – это автопортрет, где он реалистично изобразил себя с жестикуляцией как на автопортретах художников периода Возрождения.

Идея супрематизма заключалась в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний.

Таким образом, по мнению Малевича, это был первый шаг к «чистому искусству», ведь точное копирование окружающей среды не можно назвать «чистым искусством».

Все, что реалистично отображают художники на своих полотнах уже есть в природе да и было нарисовано уже не раз прежде.

Супрематизм же помогает творческому человеку стать в один ряд с Природой в создании чего-то нового, хотя в смысле творческого потенциала.

В 1916 году Малевич выступал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм».

В октябре 1917 года, кроме занятий общественной деятельности также стал председателем общества «Бубновый валет».

Признание и слава.

В 1919 году Казимир переехал в Витебск и устроился Народном художественном училище.

Спустя некоторое время он «вытеснил» в буквальном смысле создателя и главу марстерской при училище, еще одного известного художника – Марка Шагала.

Возможно это было даже к лучшему, ведь Шагал вскоре эмигрировал во Францию, где к нему пришла слава.

С другой стороны, самому Казимиру не нужно было ездить в другие страны (в Европе он был только один раз, и посетил Польшу и Германию) – слава сама пришла к Малевичу на Западе.

В 1920 году Малевич и его ученики создают группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства).

В 1922 году он завершает работу над своим главным философским трудом под названием «Супрематизм.

Мир как беспредметность или вечный покой».

В 1927 году он женился в третий раз.

На этот раз его избранницей стала Наталия Андреевна Манченко, которая была младше его на 23 года.

В 1927-1930 годах он преподавал в Киевском художественном институте.

Здесь в то время работали выдающиеся художники, в том числе и украинские.

Поскольку на территории Украины власти начали репрессии против местной интеллигенции Малевич перебрался в Ленинград.

Здесь он руководил отделом в Государственном институте истории искусств.

Однако позже отдел был закрыт, а самого художника уволили, как беспартийного.

Последние годы «с Украиной в сердце».

Однако осенью 1930 года его арестовали, а выпустили только в декабре.

Исследователи считают, что заключение отрицательно отразилось на здоровье Казимира.

Известно, что в 1933 году у него обнаружили рак предстательной железы.

Спустя два года 15 мая 1935 года она скончался в Ленинграде.

Отдельно стоит поговорить о Малевиче и Украине.

В творчестве художника нашло отражение Голодомора 1932-1933 годов.

Так один из его эскизов называется «Где серп и молот, там смерть и голод» (так называлась народна песня 20-30-х годов).

Рисунок изображает три фигуры.

На лице первой изображен серп и молот, на лице второй – крест и на лице третьей – гроб.

Казимир имел красивый, густой бас и очень любил петь украинские песни.

Аккомпанировал ему на бандуре художник, с которым он познакомился в Киеве – Владимир Татлин.

Одна из любимых песен художника «Ще не вмерла України ні слава, ні воля», которая в те времена расценивалась как «крамольная».

Максим Липчанский.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом