Конституционный суд признал конституционными положения Уголовного процессуального кодекса, касающиеся запрета обжаловать постановление следственного судьи о разрешении на задержание с целью привода.
Соответствующее решение КС принял 17 марта по делу по конституционной жалобе бывшего председателя Высшего хозяйственного суда Виктора Татькова, информирует пресс-служба суда.
"Этим решением Конституционный суд признал соответствующими Конституции положения Кодекса о запрете обжалования в апелляционном порядке постановления следственного судьи о разрешении на задержание с целью привода", - говорится в сообщении.
Принимая решение, КС исходил из того, что задержание с целью привода является исключительным, краткосрочным процессуальным мероприятием, применяется со специальной целью, обусловленный противоправным поведением подозреваемого, обвиняемого и направлено на выполнение задач уголовного судопроизводства.
В КС пришли к заключению, что оспариваемое положение ч.
5 ст.
190, п.
1 ч.
3 ст.
309 УПК направлено на недопущение затягивания рассмотрения вопроса об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей, обеспечение обязательности исполнения судебного решения, а также на предотвращение нарушения разумных сроков уголовного производства.
Следовательно, по мнению КС, такое нормативное регулирование применяется с легитимной целью, обусловлено необходимостью обеспечения рациональной процедуры и является пропорциональным и обоснованным.
В КС считают, что законодательный запрет не лишает подозреваемого, обвиняемого права на судебную защиту.
Положения Кодекса не только устанавливают судебный контроль за соблюдением его прав и свобод при решении вопроса о применении меры пресечения, продлении срока действия или изменении меры пресечения, но и предусматривают другой механизм судебной защиты - возможность подачи возражений против решения следственного судьи о разрешении на задержание с целью привода во время подготовительного производства в суде.
К тому же, действие постановления о разрешении на задержание с целью привода напрямую зависит, в частности, от факта прекращения противоправного поведения подозреваемого, обвиняемого, поскольку такое решение теряет законную силу с момента явки подозреваемого, обвиняемого к следственному судье.
Решение КС является обязательным, окончательным и не может быть обжаловано.
С октября 2016 года он является подозреваемым во вмешательстве в деятельность судебных органов и работу автоматизированной системы документооборота суда.
По версии Генпрокуратуры, он фактически подчинил себе систему принятия судебных решений.
В октябре 2016 года Татьков вылетел в Польшу.
Позже он остался за границей под предлогом лечения.
В частности, проживал в Германии и Австрии.
По ходатайству следствия многочисленное имущество Татькова, оформленное на его родственников и друзей, было арестовано в рамках уголовного дела.
Высший совет правосудия вернул ходатайство заместителя генерального прокурора Сергея Кизя о предоставлении согласия на содержание под стражей судьи Высшего хозяйственного суда Украины Татькова.
В сентябре 2019 года Высший антикоррупционный суд заочно арестовал Татькова.
Отмечается, что решение о мере пресечения является необходимым условием для экстрадиции Татькова в Украину.
По данным правоохранителей, сейчас он находится на территории Австрии и уклоняется от следствия.