Введение чрезвычайного положения во всей стране в связи с эпидемией коронавируса – вопрос времени.
Такие прогнозы "КП в Украине" слышала в течение всей уходящей недели от нескольких влиятельных депутатов не только пропрезидентской фракции, но и оппозиционных парламентариев.
Предварительно внеочередное заседание Верховной Раде, на котором депутаты могли бы принять решение о введении ЧП, планировалось на 19 – 20 марта.
Но подтверждение коронавируса у народного депутата от депутатской группы "Доверие" Сергея Шахова внесло свои коррективы в эти планы.
На сегодняшний день обсуждается вероятность введения полного карантина в Верховной Раде как минимум до 3 апреля.
А это в свою очередь предусматривает запрет не только работы в комитетах парламента, но и созыв внеочередных заседаний.
Получается, введение чрезвычайного положения не грозит Украине? Ведь по Конституции принимать решение о введении чрезвычайного положения может президент, но только после соответствующего одобрения Верховной Рады.
Все сможет Зе-президент.
В правительстве уже заявили, что намерены подкорректировать законодательство, предусмотреть возможность единоличного введения ЧП президентом на тот случай, если народные депутаты не смогут собраться под куполом Рады.
Изначально такая идея появилась у главы МВД Арсена Авакова.
Но публично ее озвучил премьер-министр Денис Шмыгаль.
- На тот случай, если Рада будет уже полностью не способна собираться, кто-то в государстве должен объявить чрезвычайное положение, - заявил премьер.
И вообще, по его словам, данный законопроект должен позволить, передавать полномочия управлять страной от одного органа власти к другому.
- Мы на самом деле не знаем, какие последствия будут, будет ли Рада заблокирована, или Кабмин, или президент, - сказал Шмыгаль.
Это - узурпация власти!.
Оппозиционные депутаты такую инициативу назвали попыткой Зе-команды узурпировать власть.
- Чрезвычайное положение потому и называется чрезвычайным, потому что его нельзя вводить кому угодно, когда угодно и как угодно! Поручать Минюсту расширять властные полномочия главы государства – то же самое, что поручать бухгалтерии ОТГ разрабатывать госбюджет.
Прежде чем фантазировать на тему "перекладывания" полномочий, пусть премьер ответит сам себе: хотел бы ли он, чтобы, к примеру, его увольнял Жмеринский горрайонный суд по представлению главного санитарного врача? Конституция имеет исчерпывающий перечень полномочий главы государства.
Добровольная передача полномочий – это узурпация власти – преступление! – раскритиковал инициативу Шмыгаля глава фракции "Голос" в Верховной Раде Сергей Рахманин.
В унисон говорили и депутаты от "Батькивщины".
- Нельзя узурпировать власть, сказав, что парламент не нужен и, что президент самостоятельно будет принимать решения, которые будут иметь силу закона.
Нельзя допустить узурпацию власти под прикрытием пандемии коронавируса, - заявил змглавы партии "Батькивщина" Иван Крулько.
Предостерегли Зе-команду от желания, прикрываясь карантином, узурпировать властные полномочия президента и принять неконституционный закон, и народные депутаты от "Европейской солидарности".
Полномочия по осени считают.
Эксперты утверждают, что простым законом расширить (сузить) полномочия президента, ВРУ и Кабмина не получиться, так как нужно менять Конституцию.
- Полномочия президента четко расписаны в статье 106 Конституции Украины.
Чтобы там появилось что-то новое – необходимо менять Конституцию.
А полномочия президента Украины вообще запрещено делегировать третьим лицам, - говорит доктор права Александр Марусяк.
Внесение изменений в Конституцию – процедура достаточно длинная.
Она реализовывается в три этапа.
Первый – депутаты направляют законопроект в Конституционный суд, чтобы тот сделал экспертизу, не нарушает ли данная инициатива Основной закон страны.
Второй – если вердикт КСУ положительный, депутаты 226 голосами поддерживают данный законопроект.
Третий – голосование во втором чтении 300 голосами.
Важный момент – первое и второе чтение нельзя провести за одну сессию Верховной Рады! Третья, нынешняя сессия Верховной Рады, согласно календарном графику работы парламента заканчивается 17 июля.
Затем депутаты до сентября уходят на летние каникулы.
Четвертая сессия начнется 1 сентября.
То есть, раньше 1 сентября 2020 года принять так называемый "законопроект Шмыгаля" о перераспределении полномочий между органами власти нельзя.
Хотя…Зе-команда в августе-сентябре прошлого года пошла на хитрость, голосуя за отмену депутатской неприкосновенности.
Чтобы ускорить процесс упразднения депутатского иммунитета, раньше закрыли первую сессию ВР и спустя несколько дней отрыли вторую сессию ВР, на котором и внесли изменения в Конституцию.
Минюст оценить инициативу Шмыгаля.
Не исключено, что Минюст откажется разрабатывать закон о делегировании полномочий между органами власти.
По крайней мере, на вопрос замглавы парламентского комитета по вопросам правовой политики Ольги Совгири о специфическом поручении премьер-министра Дениса Шмыгаля министр юстиции Денис Малюська заявил следующее: "Пока ничего конкретно сказать нельзя.
Премьер поручил дать юридическую оценку и отработать одну из идей.
Оценим и дадим ответ.
В строгом соответствии с Конституцией".
Глава регламентного комитета ВР об отмене законов, Этическом кодексе и зарплате нардепов.
Сергей Кальченко рассказал также о том, почему оппозиционеры злоупотребляют своими правами, депутатских прогулах и поездках за рубеж и о том, возможно ли досрочно распустить парламент.