/https%3A%2F%2Fwww.liga.net%2Fimages%2Fgeneral%2F2020%2F05%2F22%2Fthumbnail-h-20200522160149-9733.jpg)
“Поднять раунд” и “ангельские инвестиции”: объясняем, что это такое
Простыми словами о том, что такое венчур, какими бывают раунды инвестиций и как их привлекают.
“Украинский стартап поднял очередной раунд”, “Компания Х привлекла ангельские инвестиции”, “Стартап прошел посевной раунд” - такие заголовки регулярно появляются в СМИ.
Однако не всегда объясняется, что это за раунд и на каком этапе развития находится стартап.
Иногда даже люди из среды стартаперов путаются в сложной системе привлечения инвестиций.
Tech решила заполнить этот пробел и разобраться, что значит “поднять раунд”.
Что такое венчурные инвестиции.
Венчурный капитал - это деньги инвестиционных фондов или компаний на развитие стартапов на самих ранних этапах.
Венчурный инвестор получает долю в акционерном капитале компании.
Часто венчурные инвесторы вкладывают деньги в стартапы на уровне идеи, если она кажется им перспективной, надеясь на большую прибыль в будущем.
Особенность венчурных инвестиций — высокая степень риска.
По статистике, 90% стартапов “не взлетают”.
Однако прибыль от одной удачной сделки может перекрыть потери от десятков провалов.
Главная задача венчурного инвестора — найти компанию, которая в будущем может стать новым Facebook или Amazon.
Компания из небольшого стартапа вырастет в крупную корпорацию, а инвестор вложив условные $10 тыс.
в результате может заработать $1 млн.
Поэтому венчурные инвестиции — самые высокодоходные, но и самые высокорисковые.
Как правило, срок венчурной инвестиции составляет 7-10 лет.
После этого инвестор продает свою долю в компании на бирже или стратегическому покупателю.
Большинство инвестиционных фондов работают на родине венчурных инвестиций - в США.
Здесь работают около 1000 венчурных фондов, большинство из них сосредоточены в Кремниевой долине.
Самые известные - Andersen Horowitz, Sequoia Capital и Accel Partners.
В Украине инвесторы объединились в Ukrainian Venture Capital&Private Aquity Association (UVCA).
По данным UVCA, 11 украинских венчурных фондов инвестируют в стартапы.
Самыми активными в 2019 году были AVentures Capital, SMRK VC Fund, ICU Ventures, Genesis Investment.
В 2019 году AVentures Capital инвестировали в IT-компанию Viseven.
Компания специализируется на e.
Detailing — это digital marketing в фарминдустрии.
SMRK VC Fund вложили $400 тыс.
в украинскую компанию Love&Live Fashion Group.
Фонд Genesis Investments стал лид-инвестором в раунде на $1,5 млн белорусского видеоредактора Vochi.
Компания ICU инвестировала в украинский стартап оцифровки голосов Respeecher.
Кто такие бизнес-ангелы.
Бизнес-ангелы - это частные лица, которые вкладывают свои личные средства в молодые стартапы в ожидании роста их стоимости.
На начальном этапе развития банки в основном отказывают компаниям в кредитах, а бизнес-ангелы имеют и средства, и желание помочь таким компаниям в обмен на долю.
Бизнес-ангелами могут быть топ-менеджеры крупных компаний и владельцы бизнесов, которым не жалко потерять условные $10 тыс., если стартап “не взлетит”.
Бизнес-ангелы могут инвестировать в компании от своего имени или от имени своей компании.
Они активно участвуют в развитии компании, делятся своим опытом и доводят компанию до создания MVP (минимальной жизнеспособной версии продукта).
В тройку самых известных бизнес-ангелов входят: француз Фабрицио Гринда (инвестировал в более 200 стартапов, был среди первых инвесторов Alibaba), американец Пол Букхайт (более 135 инвестиций в стартапы) и китаец Вэй Го, который инвестировал в 129 стартапов.
В Украине частные инвесторы объединились в организацию “Инвесторы Украины”.
Ее участники готовы вкладывать от $20 тыс.
до нескольких миллионов долларов в развитие стартапов.
Для этого организация проводит регулярные питчинги, где разработчики могут представить свои наработки и получить необходимое финансирование.
Посевной раунд.
Этот раунд инвестиций делится на два этапа - предпосев (pre-seed), посев (seed), постпосев (post-seed).
Они отличаются суммами, которые можно привлечь на этих этапах.
Инвестиции предпосевного раунда (pre-seed) предназначены для компаний, у которых есть подтверждение потенциального интереса клиентов, но может пока не быть продукта.
Основными инвесторами на этом этапе являются сами основатели и бизнес-ангелы.
В США средний чек инвестиций на этом уровне составляет $250 тыс.
В Украине эта сумма в несколько раз ниже - $50-60 тыс.
Такую сумму удалось привлечь стартапу Caer Sidi, который объединяет механику онлайн-игр с офлайн-предметами, и стартапу Sirocco Energy, что работает над разработкой нового прототип ветровой электростанции.
В Украине финансированием стартапов занимается государственный Ukrainian Startup Fund.
Он уже выделил $900 тыс.
на поддержку и разработку 22 проектов.
8 из них получили по $25 тыс., а 14 − по $50 тыс.
Посевные инвестиции привлекают команды, которые уже имеют продукт и первых клиентов.
После получения денег главная задача команды — масштабировать продажи основного продукта.
На этой стадии ключевыми игроками являются бизнес-ангелы, посевные фонды и акселераторы.
В США средний чек на этом этапе составляет от $500 тыс.
до $3 млн.
В Украине, по данным UVCA, в 2019 году средний чек составил $431 тыс.
Иногда компании могут привлекать инвестиции на этом раунд несколько раз.
Это называется серией посева - series seed.
В 2019 году 2 млн евро посевных инвестиций привлек финско-украинский стартап Promo.
Republic, который помогает бизнесу настроить продвижение в соцсетях.
В компанию вложились Innovestor Ventures, Finnish Public Fund и ряд других инвесторов.
В 2017 году компания уже привлекала $1,2 млн посевных инвестиций.
Бывает, что для стартапов, которые подняли посевной раунд, наступает поздняя посевная стадия (post-seed).
Это бывает в тех случаях, когда компании не хватает времени проверить основные гипотезы и получить поток выручки.
Чаще всего на этом этапе в стартап доинвестируют предыдущие вкладчики.
Инвестиции Round A.
Чаще всего, когда пишут, что компания подняла раунд инвестиций, то идет речь именно об раунде А.
На этом этапе деньги получают уже стабильные компании, которые разработали свой финальный продукт и научились продавать его конечному потребителю.
Главная задача команды на А-раунде - оптимизировать базу пользователей и масштабировать продукт на другие сегменты рынка и регионы.
Именно на этой стадии в игру вступают профессиональные венчурные фонды.
В США размер инвестиций на этом раунде составляет от $2 млн до $15 млн.
По данным UVCA, в 2019 году инвестиции на этом раунде привлекли украинские компании Allset ($5 млн), Unstoppable Domains ($4 млн), My.
Credit ($3 млн).
В марте 2020 года украинский маркетплейс для изучения иностранных языков Preply привлек $10 млн инвестиций - в два раза больше, чем за предыдущие 7 лет работы компании.
Лид-инвестором выступил лондонский венчурный фонд Hoxton Ventures, кроме него в раунд вложились Point Nine Capital, All Iron Ventures, The Family, Edu.
Capital и Diligent CapitaI.
Раунды роста (B, C, D).
На этих этапах в компанию инвестируют крупные фонды, готовые вкладывать десятки миллионов долларов.
Для этого компания должна достичь определенных показателей развития.
Во время раунда В происходит масштабирование компании, увеличивается ее доход, она занимает свою нишу на рынке.
На раунде С компания наращивает свои доли в бизнесе и начинает получать прибыль.
Именно на этом раунде компания становится прибыльной и способной к самостоятельному развитию без поддержки извне.
Многие компании остаются на этом этапе и лишь некоторые доходят до раунда D, который предусматривает подготовку компании к IPO либо к продаже стратегическому инвестору.
По данным UVCA, инвестиции на рост удалось привлечь компаниям с украинскими корнями Git.
Lab ($268 млн), Grammarly ($90 млн), People.
ai ($60 млн).
Как привлечь инвестора в стартап.
Любой инвестор - бизнес-ангел или крупный венчурный фонд - ожидает в первую очередь получить выгоду от своей инвестиции, а не спасти мир.
Поэтому прежде, чем вложить деньги в какой-то стартап, инвестор его изучает.
В первую очередь он обращает внимание на такие факторы:.
размер целевого рынка (чем глобальнее потенциальный рынок проекта, тем лучше);.
опыт и экспертиза основателей проекта в предметной области;.
наличие потенциальных заказчиков;.
четкий бизнес-план, который обосновывает все необходимые расходы;.
риски, которые могут возникнуть.
Иногда на начальных этапах проекта инвестиции могут давать под идею, если она покажется инвестору интересной.
В таком случае для инвестора важны два фактора - потенциальный продукт и команда, которая над ним работает.
“Главное, чтобы инвестор увидел, что вы горите своим продуктом, и что он будет полезен многим людям, а не только своим разработчикам.
Только в таком случае инвестор согласиться дать вам деньги”, - объясняет сооснователь стартапа Sirocco Energy Александр Приймак.
Что еще почитать про инвестиции.
Інвестиції в українські стартапи у 2019: огляд українського венчурного та приватного капіталу.
Как привлечь инвестиции на Раунд A: подробный гайд от акселератора Y Combinator.
10 ошибок инвесторов.
Как инвестировать в стартапы и не повторять чужие ошибки.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

